ГЕОГРАФИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

"ГЕОГРАФИЯ"
еженедельное приложение к газете "Первое сентября". Содержит разработки уроков по темам, поурочные планы, авторские программы, сопроводительный методический материал, информацию о новой учебной литературе.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ГЕОГРАФИЯ
учебный курс, содержание которого включает изучение поверхности Земли с ее природными условиями, распределения на ней населения и экономических ресурсов, социальных, эколого-экономических и культурологических вопросов. В зависимости от курса ("Физическая география" или "Социально-экономическая география") входит в образовательные области: "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ" или "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ГЕОГРАФИЯ
учебный предмет, содержание которого составляют основы физической, социальной и экономической географии. Физическая Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботанической Г., зоогеографии, а также картографии и некоторых смежных с физической Г. естественных наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная Г. и экономическая Г. включают осн. понятия общей и региональной экономической и социальной Г., Г. населения, политической Г., а также важные понятия ряда экономических наук (экономики промышленности, сельского хозяйства и транспорта), демографии, истории народного хозяйства, этнографии и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЕОГРАФИЯ
в школе, уч. предмет, содержание к-рого составляют основы физ., социальной и экон. географии. Физ. Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботан. Г., зоогеографии, а также картографии и нек-рых смежных с физ. Г. естеств. наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная и экон. Г. включают осн. понятия общей и региональной экон. и социальной Г., Г. населения, полит. Г., а также важные понятия ряда экон. наук (экономики пром-сти, с. х-ва и транспорта), демографии, истории нар. х-ва, этнографии, экологии и др. Среди др. уч. предметов Г. занимает одно из ведущих мест в формировании диалектич. мышления и обществ. сознания личности, ее полит. культуры.
Курс Г. формирует у школьников понимание совр. геогр. картины мира. Природа изучается как по отд. сферам (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера), зонам, так и в их совокупности, т.е. в виде разл. природных комплексов. Важнейшее место в курсе занимает изучение Г. родины, ее природы, населения, экономики, особенностей развития и размещения важнейших отраслей х-ва, экон. р-нов и терр.-производств. комплексов.
Курс Г. дает уч-ся представление о совр. полит. карте мира, его населении и мировом х-ве, глобальных проблемах современности, экон.-геогр. особенностях разл. гос-в.
Геогр. явления рассматриваются в процессе развития, изучаются формы и результаты взаимодействия природы и общества. Уч-ся получают представление о науч. основах рационального природопользования. В ходе изучения формируются экон. знания и умения уч-ся. Знакомство со структурой х-ва, его важнейшими отраслями, их значением, размещением и перспективами развития важно для профориентации.
В курсе Г. школьники учатся находить в отд. геогр. объектах проявление общих геогр. закономерностей, сравнивать объекты, определять их взаимные связи и зависимости и т. д., так развивается их мышление. Важную роль играет Г. и в развитии памяти учащихся. При изучении Г. школьники знакомятся с крупнейшими геогр. открытиями, известными землепроходцами, деятельностью ученых-географов.
География как учебный предмет. До сер. 17 в. Г. как отд. уч. предмет в школах Зап. Европы не изучалась, геогр. сведения обычно давались в курсах государство-ведения. Преподавание Г. было введено во 2-й пол. 17 в., особенно распространилось в 1-й пол. 18 в. Первым светским уч. заведением в России, в к-ром преподавалась Г., была Школа матем. и навига-цких наук, открытая в 1701. В 1703 Г. была введена в гимназии Э. Глюка в Москве. В 1-й пол. 18 в. элементы Г. стали изучать в духовных семинариях. В 80-х гг. Г. как самостоят. дисциплина вошла в уч. план гл. нар. уч-щ, с 1804 — уездных уч-щ.
Содержание отеч. курса Г. ограничивалось нек-рыми сведениями из матем. Г. и кратким описанием важнейших гос— в мира. Успехи отеч. Г. и возросшие требования к знанию своей страны обусловили усиление в преподавании Г. внимания к России. В гл. нар. уч-щах Г. изучалась в двух ст. классах: в 3-м кл. — всеобщая Г., в 4-м — Г. России. В 7-класс-ных гимназиях (введены в 1828) Г. преподавалась в 3—7-х кл. (14 уроков в нед). Курс начинался матем. Г. и всеобщей Г., включавшей осн. сведения о Земле; в 4-м кл. продолжалось изучение всеобщей Г. — описание отд. стран, в 5-м кл. преподавалась отеч. Г., в 6—7-х — «всеобщая и российская статистика» (экон. Г.). С 30-х гг. 19 в. обучение Г. началось с 1-го кл., а в последующие годы из уч. плана гимназий была исключена статистика, к-рая отличалась от общей Г. наличием анализа и объяснения изучаемых в курсе явлений. После 1905—06 в большинстве ср. уч. заведений ввели преподавание Г. в 5—6-х кл. Материал курса (при 2 уроках в каждом классе) распределялся по классам след, образом: 1-й кл. — нач. Г. (элементы общей физ. Г.), 2-й — Г. неевроп. стран, 3-й — Г. Европы, 4-й — Г. России, 5—6-е кл. — коммерч. Г. России и главнейших гос— в мира (в нек-рых уч. заведениях этот курс наз. сравнительной Г., или отечествоведе-нием). В 1911/12 уч. г. на изучение курса Г. отводилось в гимназиях 10 уроков в нед, в реальных и коммерч. уч-щах, а также в кадетских корпусах 12 уроков, в высш. нач. уч-щах 8 уроков в нед (1—4-е кл.). В 1915 по новым уч. планам и программам кол-во уроков Г. было увеличено до 16 в нед, однако они были введены только в отд. гимназиях Петербурга и Москвы.
В 1921 комиссией под руководством Д. Н. Анучина была создана первая сов. программа по Г.: в 3—4-х кл. предусматривалось изучать родиноведение (своя деревня, город, уезд, губерния), давать обзор типичных картин природы и жизни людей в разных частях страны; в 5—8-х кл. намечалось преподавать Г. частей света и отечественную, а также курс экон. Г. (России и важнейших гос— в мира); в 9-х кл. вводилось изучение Земли как планеты с элементами астрономии и метеорологии. В программе увеличивалось не только кол-во уроков по Г., ной объем курса отеч. Г., усиливался объяснит, элемент в обучении. Однако эта программа фактически была введена лишь в немногих столичных школах, в основном Г. преподавалась по программам, составленным местными органами образования.
С введением в 1923—24 программ ГУСа геогр. материал 3—4-х кл. вошел в комплексные темы, а 5—9-х кл. вместе с историей был включен в курс обществоведения и частично (вместе с биологией) в курс естествознания. Отрывочные геогр. сведения не формировали у уч-ся систематич. геогр. знаний. Поэтому в 1927 Г. была восстановлена как самостоят. уч. предмет в 5—7-х кл., а в 1932- в 8-х кл. На основе пост. ЦК ВКП(б» и СНК СССР от 16 мая 1934 чО преподавании географии в нач. и ср. школе СССР» изменена структура и увеличен объем курса Г. (до 15 уч. ч в нед), введено его концентрич. построение. Курс Г. нач. школы включал элементарные сведения по общей физ. Г. на материале своей местности (3-й кл.) и характеристику природы и жизни людей по зонам в пределах СССР (4-й кл.). В 7-летней школе большое место отводилось изучению физ. Г.: в 5-м кл. — общей физ. Г., в 6-м — Г. частей света, в 7-м кл. — Г. СССР. Поскольку для большинства уч-ся образование ограничивалось 7-летней школой, в курсы 6-го и 7-го кл. наряду со сведениями о природе были включены нек-рые сведения о населении и х-ве СССР и важнейших заруб. стран. Систематич. курсы экон. Г. СССР и заруб. гос— в были перенесены в ст. классы.
В кон. 50-х гг. в ср. школы союзных республик, кроме РСФСР, были введены соответствующие курсы региональной Г. С переходом к 8-летнему (нач. 60-х гг.), а затем к всеобщему ср. образованию (70-е гг.) сетка часов и структура курса Г. менялись. Построение курса Г. стало линейно-ступенчатым. Нач. курс Г. в мл. классах был заменен курсом природоведения в 4-м кл.; в 5—7-х кл. преподавалась физ. Г., а в 8—9-х кл. — экон. Г. Экон.-геогр. материал в программе 6—7-х кл. был Значит. сокращен.
Типовая программа по Г. для всех ср. уч. заведений имела след, структуру (до 1986). В 5-м кл. изучался нач. курс физ. Г. (2 ч в нед), к-рый опирался на приро-доведч. знания, полученные уч-ся во 2—4-х кл. В 6-м кл. (3 ч в нед) последовательно рассматривалась физ. Г. каждого материка, а в заключение — их общие физ.-геогр. закономерности. В 7-м кл. преподавался курс физ. Г. СССР (2 ч в нед), состоящий из общего обзора и физ.-геогр. характеристики каждой из крупных природных территорий; в заключение рассматривалась физ. Г. своей области (края, авт. республики). В 8-м кл. курс экон. Г. СССР (2 ч в нед) включал две осн. части: общий обзор нар. х-ва (население, отрасли пром-сти, с. х-во и транспорт) и обзор экон. р-нов и союзных республик и завершался экон.-геогр. характеристикой своей области, края, авт. республики. В школах всех союзных республик, кроме РСФСР (где рассматривалась Г. АССР области), после курса физ. Г. СССР в 7-м кл. изучался свой курс региональной Г. (физ. и экон.). В 9-м кл. преподавалась экон. Г. заруб. стран (2 ч в нед), включавшая общий обзор, характеристику социалис-тич., крупнейших капиталистич. и развивающихся стран, а также тему о всемирных экон. отношениях.
В 1986/87 уч. г. во всех ср. уч. заведениях введена новая программа по Г., в большей мере отражающая новую науч.-метод. концепцию. С целью разгрузки программы от излишне усложненного и второстепенного материала укрупнены изучаемые регионы и сокращена геогр. номенклатура. Курс Г. строился как единый. Изучение Г. в 6-м кл. 11-летней школы открывалось нач. разделом физ. Г. (2 ч в нед), переходным от природоведения к систематич. Г. Его задача — ознакомить уч-ся с Г. как наукой, ее языком, сформировать нач. геогр. знания и умения, дать представление о природе и населении Земли. В курсе последовательно-рассматривались понятия о плане и карте, об оболочках Земли, о взаимосвязи компонентов природы, о населении и полит. карте мира, в заключение (как обобщение) — природа и население своей местности. В 7-м кл. в курсе Г. (3 ч в нед) рассматривались происхождение материков, атмосфера и климат Земли, мировой океан, давалось понятие о природных комплексах и их смене, об освоении Земли человеком. На конкретном материале разл. территорий мира уч-ся подводились к пониманию закономерностей целостности геогр. оболочки Земли и совр. этапа ее развития. В 8—9-х кл. преподавался курс Г. СССР (2 ч в нед), задача к-рого дать учащимся глубокие и комплексные знания о природе, населении и нар. х-ве страны. Физ. Г. СССР изучалась в осн. в 8-м кл. Курс состоял из введения, в к-ром рассматривались источники геогр. знаний,. давалась общая характеристика природы и природных ресурсов страны по компонентам (рельеф, геол. строение и полезные ископаемые, климат и климатич. ресурсы, внутр. воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растит, и животный мир), а также разделов, посвященных природным комплексам (природное районирование, природные зоны и комплексы) и обобщающего раздела — рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В 8-м кл. рассматривались также численность, состав и размещение населения на терр. страны. В 9-м кл. преподавалась экон. и социальная Г. СССР; общая характеристика нар. х-ва, осн. межотраслевые комплексы — топ-ливно-энергетич., маш.-строит. и др., раскрылось их значение, развитие и размещение. Большое место в курсе занимала региональная часть по экон. зонам, а в их пределах — Г. отд. республик и экон. р-нов. Курс 9-го кл. завершался комплексным изучением Г. республики (области, края). Курс 10-го кл. включал экон. и социальную Г. мира (геогр. характеристика мировых природных ресурсов, населения, важнейших отраслей мирового х-ва, глобальные проблемы человечества, экон. и полит. Г. стран).
В кон. 80-х — нач. 90-х гг. значительно расширились, углубились и увеличились по объему курсы Г. отд. республик. Эти курсы стали изучаться на протяжении целого учебного года, иногда в течение 2 лет.
Нек-рые школы, пользуясь правом вносить изменения в структуру уч. предметов, в рамках уч. планов, осуществляют на ср. ступени шк. обучения интеграцию общей физ. Г. с химией, физикой и биологией в едином курсе естествознания, а на ст. ступени — экон. и социальной Г. мира с курсом всеобщей истории в едином курсе совр. мира. В школах с дифференциров. обучением вводятся спец. курсы Г., соответств, профилю школы (Г. с. х-ва, мед. Г. и др.), а также некоторые разделы Г. включаются в общие курсы экологии.
В 1990—91 почти по всем шк. курсам Г. были изданы параллельные учебники, соответствующие требованиям программы, но отличающиеся по структуре и отбору фактич. материала. Учителям предоставлено право выбора учебника, поэтому при соблюдении общих для школ отд. республики требований к знаниям учащихся, в построении курсов и в отборе уч. материала между школами могут быть существ, различия.
В соответствии с концепцией развивающего обучения важной задачей шк. Г. стало формирование творческого мышления учащихся, а в условиях непрерывного образования — подготовка к последующему образованию. В связи с этим большое внимание уделяется формированию у уч-ся приемов умственных действий, навыков уч. труда и практич. умений. Активизация уч. деятельности школьников обеспечивается прежде всего их систематической, постоянно усложняющейся самостоят. работой с раз л. источниками (картой, статистич. материалами), наблюдениями, практическими занятиями, использованием межпредметных связей.
Углубленную теоретич. и практич. подготовку по Г. уч-ся могут получить на факультативных занятиях.
Учитель Г. использует разл. средства обучения: стенные карты — общие физические (полушарий, материков, отд. территорий), политико-адм., спец.-тематические и настольные атласы и контурные карты; кино- и видеофильмы, диафильмы и диапозитивы; стенные картины; таблицы; коллекции; гербарии; глобусы; макеты и модели; приборы и разл. инструменты. Расширение уч.-материальной базы обучения, возрастание роли техн. средств делают целесообразным создание в школах кабинета Г. и геогр. площадки. В кабинете Г. сосредоточиваются все уч. пособия и ТСО, используемые на уроках Г. и во внеклассной работе; проводятся просмотр уч. кинофильмов и диафильмов, телеуроки, геогр. сборы, диспуты и т. д. На геогр. площадке организуются практич. занятия и наблюдения по физ. Г. {наблюдения за высотой Солнца, определение азимута, ориентировка по Полярной звезде, Солнцу и т. д.).
Ведущее место во внеклассной и внешк. работе по Г. занимает краеведение. Осн. формой организации внеклассной работы по Г. в школе является географический кружок.
Учебники, учебные и методические пособия по географии. В 1-й пол. 18 в. в уч. заведениях России использовались переводные учебники — анонимный «Геогра-

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
230.40 кб

Опыт применения технологии тестирования в преподавании дисциплины "география мирового хозяйства"

Терентьева Ольга Викторовна
Статья посвящена возможностям и особенностям применения тестовых технологий в преподавании географии мирового хозяйства.
Читать PDF
172.45 кб

География и географическое образование

Алиев Шарафудин Магомедович
В статье рассматриваются роль и значение географической науки и географического образования в развитии государства, общества и личности.
Читать PDF
327.23 кб

Университетская география в начале XXI века (к 70-летию географического факультета МГУ)

Касимов Н. С.
Читать PDF
820.42 кб

Методические основы нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России»

Исайков Олег Игоревич
В статье рассмотрены методические основы нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России», представлена авторская методическая система, включающая теоретико-методологический и методический уровни.
Читать PDF
446.21 кб

Кольная география и методика ее преподавания на рубеже эпох (первая половина ХХ В. )

Ермошкина А. С.
Одним из условий модернизации школьного географического образования является осуществленный в статье анализ развития учебного предмета и методики его преподавания в «эпоху перемен», которой стали первая половина ХХ в.
Читать PDF
434.73 кб

География Забайкальского края

Кулаков Валерий Степанович
Читать PDF
322.03 кб

Историческая география педагогического образования Западной Сибири (xvііі-xx вв. )

Чуркина Наталья Ивановна
В статье автор исследует процесс становления педагогического образования и географию его распространения в Западной Сибири.
Читать PDF
183.30 кб

Гуманитарная география трансграничья: ценностные доминанты и модели поведения иностранных студентов

Актамов Иннокентий Галималаевич
В статье рассматривается гуманитарная география трансграничья и ее роль в формировании взглядов студенческой молодежи.
Читать PDF
280.67 кб

Междисциплинарный подход изучения почвенных ресурсов в курсе «Физическая география России», как факт

Газизуллина Татьяна Олеговна
Работа посвящена рассмотрению междисциплинарного подхода к изучению почвенных ресурсов в курсе физической географии России.
Читать PDF
162.85 кб

Учебное пособие «Литературная география Якутии» как средство формирования комплексного образа родног

Сафонова И. М.
В статье рассматриваются вопросы методики формирования комплексного образа родного края, основанной на использовании нового типа учебного пособия «Литературная география Якутии», а также с учетом специфики мышления учащихся (право
Читать PDF
1.26 мб

Рецензия на учебное пособие «Рекреационная география Удмуртской Республики» под общей редакцией М. А

Лагусев Юрий Михайлович
Читать PDF
1.80 мб

Научно-образовательный проект «“География” на удмуртском языке»

Тимерханова Надежда Николаевна, Кудрявцев Андрей Федорович
«“География” на удмуртском языке» является научно-образовательным проектом.
Читать PDF
0.00 байт

География в условиях глобализации и проблема формирования национальной идентичности

Беляева Мария Васильевна
Усиление разрыва между бедными и богатыми странами приводит к обострению негативных последствий процесса глобализации, выраженных в стирании национальных культурных кодов и нарушении процессов формирования национальной идентичност
Читать PDF
0.00 байт

«География в графике»: практика использования графических редакторов и конструкторов интерактивных к

Синицын Игорь Сергеевич
В статье представлено обобщение практики использования графических редакторов и конструкторов интерактивных карт в подготовке студентов и профессиональной деятельности учителя географии.
Читать PDF
102.01 кб

Картографический поворот: школьная География и визуальная политика в эпоху больших утопий

Орлова Галина Анатольевна
В статье реформа школьной географии середины 1930-х годов представлена в категориях картографического поворота.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

    учебный предмет, в содержание которого входит комплексное изучение вопросов экономики и географии мира. Входит в образовательную область "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

    учебный предмет, изучающий взаимосвязь между природой и человеком, его хозяйственной деятельностью во всем мире и на территории своей местности. Входит в образовательную область "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИ
  • ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

    новый учебный курс в 8— классах средней общеобразовательной школы, в содержание которого входит изучение особенностей природы, населения и хозяйства родной страны, географические особенности ст
  • НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

    учебный курс, в содержание которого входит знакомство с основами физической географии (См. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ).
  • Среда географическая

    природа Земли, включенная на данном историческом этапе в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие существования и развития общества.
  • Фактор географический

    [фактор + география] – сумма (комплекс) экологических факторов, источником или регулятором степени интенсивности которых служит географически-пространственное положение рассматриваемого объект
  • ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

    каталог, в котором библиографические записи располагаются в соответствии с местом издания произведений печати и других документов в алфавитном порядке.