ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 1 определение
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
(Gender identity) – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson). С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В.С.; Ядов В.А. и др.). Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т.д. структуры социальной идентичности).
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R.W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S.E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичности. Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка (ему нужен контроль взрослых), с другой стороны – более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности. С точки зрения Л. Колберга, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И.С.). Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма – принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем – выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х.).
Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность – незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности. До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В.С.; Кон И.С.; Репина Т.А.; Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами. Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальная идентичность (гендер – понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
290.79 кб

Возрастные модели гендерной идентичности

Перегудина В. А.
Посвящена описанию результатов исследования особенностей становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста.
Читать PDF
372.36 кб

Формирование гендерной идентичности студентов

Беляева Оксана Александровна
В данной статье рассматривается влияние на определение пола с биологической и социальной точек зрения. Также обращено внимание на степень осознания собственной половой принадлежности у студентов-первокурсников.
Читать PDF
1,019.76 кб

К проблеме исследования гендерной идентичности

Олейникова Екатерина Юрьевна
В статье рассматривается понятие «гендерная идентичность» и его основные характеристики. Кратко изложены основные идеи современных авторов по исследованию гендерной идентичности.
Читать PDF
184.14 кб

Гендерная идентичность: графическая диагностика

Севостьянов Д. А.
Представлены результаты исследования гендерной идентичности, проведенного на значительных контингентах (1677 человек) с использованием методов графической диагностики.
Читать PDF
257.57 кб

Гендерная идентичностьслэшера: убийца и капитал

Громов Б. Ю.
Гендерная идентичность, характерная для современной капиталистической идеологии как доминирующей социальной реальности анализируется на примере классических фильмов жанра слэшер.
Читать PDF
113.18 кб

Конструирование идентичности в гендерном дискурсе

Борисова Оксана Александровна
Рассматриваются возможность применения структурно-конструктивистского подхода в качестве методологического основания для изучения процесса формирования гендерной идентичности.
Читать PDF
5.68 мб

Системный подход к проблеме гендерной идентичности

Исаев Дмитрий Дмитриевич
Гендерная идентичность включает в себя три компонента: 1) ядерная идентичность, или анатомическая половая идентичность, 2) исполнение гендерных ролей (маскулинность/феминность) на основе индивидных особенностей; 3) особенности сек
Читать PDF
901.81 кб

ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ Я И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Пышкина Екатерина Сергеевна, Зиновьева Елена Викторовна
В статье анализируется взаимосвязь гендерной идентичности молодых людей и особенностей отношения к собственному телу. Дается сравнительный анализ эмоционально-оценочного отношения к телесному образу Я у молодых мужчин и женщин.
Читать PDF
1.04 мб

Гендерный потенциал женской и мужской идентичности

Грошовкина Н. А.
В статье анализируются социально-философские подходы к решению актуальных проблем развития и применения специфических способностей женщин и мужчин в социокультурном процессе.
Читать PDF
80.91 кб

МОДА В ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Яковлева Мария Викторовна
Процессы, проходящие в современной культуре, направлены на преодоление кризиса общественных отношений, обусловленных глобализацией и унификацией.
Читать PDF
271.53 кб

Гендерные особенности кризисной идентичности личности

Гулина Наталия Рудольфовна, Дмитриева Наталья Витальевна, Савельев Дмитрий Иванович
В данной статье уточнено психологическое содержание феномена «кризисной идентичности личности», под которым мы понимаем психическую организацию, имеющую полоролевую специфику, обусловленную проблемными ситуациями (или событиями),
Читать PDF
441.56 кб

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Родштейн Мария Николаевна
В статье предложено теоретическое и эмпирическое обоснование латентного процесса изменений гендерной идентичности.
Читать PDF
135.77 кб

Гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов

Писаренко Н. В.
. Обосновывается актуальность проблематики идентичности как феномена, имеющего интерсубъективную природу. С помощью статистических методов исследованы гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов
Читать PDF
442.27 кб

Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот

Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей гендерной идентичности у подростков-сирот, раскрыты особенности ее формирования в условиях интернатного учреждения.
Читать PDF
118.42 кб

Об особенностях гендерной идентичности женщин-учителей

Чекалина А.А.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей гендерной идентичности учителей-женщин. Особенности гендерной идентичности изучались нами в процессе анализа тендерных представления и самоотношения женщин-учителей.

Похожие термины:

  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

    (Gender identity of creative personality) обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андр