ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988)
психолог, д-р педагогических наук (1965), профессор (1966), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Ученик Л.С. Выготского. С 1943 преподавал в МГУ. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Труды в области теории и методологии психологии, истории психологии. См. также Действие, Интериоризация
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич
(1902–1988) – отечественный психолог, автор оригинальной концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, а также конкретного решения проблемы предмета психологии в диалектико-материалистическом духе: психология есть наука об ориентировочной деятельности субъекта. Занимался проблемами возрастной психологии, историей психологии, использованием деятельностного подхода.
ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ
(1902–1988), психолог,
доктор педагогических наук (1965), заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ (1967), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Процесс формирования умственных действий проходит пять этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Основные работы: “Развитие исследований по формированию умственных действий” (1959), “Введение в психологию” (1976), “Актуальные проблемы возрастной психологии” (1978).
доктор педагогических наук (1965), заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ (1967), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Процесс формирования умственных действий проходит пять этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Основные работы: “Развитие исследований по формированию умственных действий” (1959), “Введение в психологию” (1976), “Актуальные проблемы возрастной психологии” (1978).
ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич
19.9 (2.10).1902, Тамбов, — 25.3.1988, Москва], психолог, засл. деят. науки РСФСР (1980). Д-р пед. наук (1965), проф. (1966). Окончил Харьковский мед. ин-т (1926). В 1926—41 в Харьковском психоневро-логич. ин-те. Ученик Л. С. Выготского. В 1941—43 работал в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). С 1943 в МГУ: доц., проф. психологии, с 1967 зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 проф.-консультант.
Специалист. в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внеш. речи для себя; во внутр. речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование разл. видов таких действий составляет гл. тему исследований Г. и его сотрудников в 1960- 1980-е гг. Концепция Г. позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе теории Г., находят применение в пед. практике.
Соч.: Развитие исследований по формированию умственных действий, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М. 1959; Неск. разъяснении к гипотезе умственных действий, ВП, 1960, МЬ 4; Осн. результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965; К учению об ин-териоризации, ВП, 1966, М 6; Эксперим. формирование внимания, М., 1974 (соавт.): Введение в психологию, М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978 (соавт.).
Лит.: К 80-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, ВП, 1982. N 5.
Специалист. в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внеш. речи для себя; во внутр. речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование разл. видов таких действий составляет гл. тему исследований Г. и его сотрудников в 1960- 1980-е гг. Концепция Г. позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе теории Г., находят применение в пед. практике.
Соч.: Развитие исследований по формированию умственных действий, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М. 1959; Неск. разъяснении к гипотезе умственных действий, ВП, 1960, МЬ 4; Осн. результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965; К учению об ин-териоризации, ВП, 1966, М 6; Эксперим. формирование внимания, М., 1974 (соавт.): Введение в психологию, М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978 (соавт.).
Лит.: К 80-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, ВП, 1982. N 5.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия