ГАЙСИНОВИЧ Самуил Евсеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГАЙСИНОВИЧ Самуил Евсеевич (1903-1937 или 1939)
педагог, организатор и теоретик профессионально-технического образования, д-р педагогических наук, профессор, член ГУСа. Преподавал в вузах Москвы, заместитель директора (1931-37) НИИ политехнического образования. Разрабатывал вопросы содержания, форм и методов политехнического образования в общеобразовательных школах и школах ФЗУ. В полемике с А.К. Гастевым выступал за увеличение объема общеобразовательных знаний и умений в подготовке рабочих. Предложил "операционный метод" трудового обучения. Труды по проблемам политехнизма и производственного обучения. Необоснованно репрессирован.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГАИСИНОВИЧ Самуил Евсеевич
3(16). 3.1903, Бобруйск, — 14.5.1939], педагог, теоретик политехнич. образования в СССР. Д-р пед. наук. Окончил ф-т обществ. наук МГУ (1925). С 1921 участвовал в организации школ ФЗУ в Москве и Моск. обл. В 1926—32 преподавал в Моск. индустр.-пед. ин-те им. К. Либк-нехта; в 1928—31 в АКБ им. Н. К. Крупской, в 1932—37 зав. кафедрой политехн. образования во ВКИПе. Одновременно (1931—37) зам. директора НИИ политехн. образования. Первые работы Г. посвящены организации школ ФЗУ и преподаванию в них. В 1928—81 разрабатывал проблемы политехн. образования в общеобразоват. школах и школах ФЗУ; его содержание, формы, методы, связь о проф. обучением и трудовым воспитанием. Г. понимал политехнизм как комплексное явление, включающее 4 компонента: приобретение трудовых навыков, составляющих общую основу рабочих профессий (в своих работах выделял их), изучение науч. основ технологии производств. процессов важнейших отраслей пром-сти, участие школьников в трудовой деятельности, ее всестороннее изучение в ходе работы на предприятии. Осуществление политехнически-проф. подготовки связывал с созданием школ-предприятий, школ-цехов и т. п. Пропагандировал создание бригад учащихся в школах ФЗУ как лучшую форму организации уч. процесса, позволяющую адаптироваться при поступлении на крупное предприятие (ударные бригады). Необходимым условием распространения политехн. образования считал политехн. подготовку и переподготовку педагогов на основе изучения технологии, организации и экономики совр. произ-ва.
Полемизируя с А. К. Гостевым и его «методом ЦИТа», ратовал за увеличение объема общих политехн. знаний и умений в подготовке рабочего, выдвигал идею операц. метода (разделение на целостные операции) трудового обучения. Критиковал нем. систему обучения и воспитания рабочих за жесткое и безусловное подчинение трудящихся целям предпринимателей [кн. «"Динта" (фашизм в рабочем движении)», 1930]. После 1931 оставил активную науч. деятельность, занимался редактированием программно-метод. лит-ры, готовил к печати труды заруб. педагогов (Э. Торндайка и др.). Был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.
Соч.: Принципы постановки уч. дела в школе ФЗУ, «Фабзавуч», 1924, № 4 — 6; К пересмотру системы нар. образования, «На путях к новой школе», 1928, № 12; Проблема индустриального педагога, «Жизнь рабочей школы», 1930, № 1; Принципы организации политехн. обучения, [М.], 1931; Содержание u организация трудовой политехн. подготовки в ФЗС, М. — Л., 1931.
Лит.: Крупская Н. К., Пед. соч., т. 10, М., 1962, с. 370—72.
М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГАЙСИНОВИЧ Самуил Евсеевич
(3[16] марта 1903 г. – 14 мая 1939 г.) – педагог, организатор и теоретик профессионально-технического образования. Доктор педагогических наук, профессор, член ГУСа. Закончил факультет общественных наук МГУ (1921–1925). С 1921 г. – организатор профессионально-технического образования Москвы и Московской области, председатель методической комиссии Отдела рабочего образования МОНО. В 1926–1937 гг. – доцент, затем профессор Индустриально- педагогического института им. К. Либкнехта, АКВ им. Н.К. Крупской и других вузов, занимался подготовкой инженеров-педагогов для школ ФЗУ. Заведующий кафедрой политехнизма в Высшем коммунистическом институте педагогики. Одновременно (1931– 1937) вел большую научно-организаторскую работу, будучи заместителем директора Института политехнического образования НКП РСФСР (1932–1937). Организатор и первый директор НИИ подготовки кадров Наркомтяжпрома СССР (1931).
Первые работы посвящены разработке теоретических основ организации и методики работы школ ФЗУ, С.Е. Гайсинович заявил о профессиональной педагогике («педагогике фабзавуча») как самостоятельной отрасли научного знания и определил ее статус и задачи. Его интересовали проблемы профессиографии рабочего состава, подготовки индустриального педагога, соотношение профессионального и общего образования в школах ФЗУ и специфика их политехнизации и др. Школы ФЗУ он называл профессионально-политехническими школами, отстаивая их место в общей системе образования. Пропагандировал идею «свободного продвижения» ученических бригад в производстве и школы-предприятия.
С.Е. Гайсинович заявил о себе как крупный теоретик политехнического образования. Его выступления на I Политехническом съезде (1930), в печати позволили дать новое представление о принципах, содержании и организации трудового и политехнического обучения в школе. Важным было его указание на переплетение профессиональных и политехнических элементов в трудовом обучении школьников, на необходимость не только производственно-трудовой, но и научно-технологической подготовки учащихся. Такой подход вел объективно к умалению социально-политических аспектов политехнизма, что ставилось ему в «вину» как увлечение «техницизмом» и «технологизмом». Одним из первых вступил в полемику с А.К. Гастевым, рассматривая систему ЦИТа как жестко программированную и технократически ориентированную, слабосвязанную с общим развитием молодежи, отстаивал примат школьных форм подготовки рабочих. Анализировал зарубежный опыт подготовки рабочих кадров, подверг критике формы и методы подготовки рабочих в Германии. Гайсинович С.Е. был репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Соч.: Педагогика фабзавуча // Вестник просвещения. 1926. № 5–6; Летняя школа // Летняя школа в фабзавуче. – М., 1926; Политехнизм и политехнические навыки // Жизнь рабочей школы. 1929. № 8; Наркомпрос, ВСНХ и ЦИТ о политехнизме // На путях к новой школе. 1929. № 3; Что такое «Динта» (Фашизм в рабочем образовании). – М.; Л., 1930; Проблема индустриального педагога // Жизнь рабочей школы. 1930. № 1; Проблема качества нового рабочего // Там же. № 4; Принципы организации политехнического обучения. – М., 1931; Содержание и организация трудовой политехнической подготовки в ФЗС. – М.; Л., 1931.
Лит.: Первый Всероссийский съезд по политехническому образованию // Доклады, прения, резолюции и др. мат-лы. – М.; Л., 1931; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионального технического образования в СССР. 1917–1940. – М., 1980.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.