ФЁДОРОВ Михаил Федорович
ФЁДОРОВ Михаил Федорович (1848-1904)
чувашский педагог, деятель просвещения, поэт. Преподавал в сельских и городских народных училищах (с 1891 заведовал Царевококшайским городским 2-классным училищем). Автор первого литературно-художественного произведения на чувашском языке - баллады "Арсюри" ("Леший", 1908; опубликована посмертно), которая способствовала становлению норм чувашского языка и формированию чувашской художественной литературы. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и литературы для школ с чувашским языком обучения.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ФЁДОРОВ Михаил Федорович
17(29).11.1848, дер. Итяково, ныне в Чувашии, - 21.4(4.5). 1904, Царевокок-шайск, ныне Йошкар-Ола], чуваш, педагог, деятель просвещения, поэт. Окончил Самарскую учительскую семинарию (1879). и Казанский учительский ун-т (вольнослушатель). Пед. деятельность начал в 1873 в сел. нар. уч-ще, где обучал и нерусских учащихся. С 1879 преподавал в Чебоксарском гор. 3-классном уч-ще; был членом уездного училищного совета. В 1891 переехал в Царевококшайск, где стал заведующим гор. 2-классным уч-щем. Укомплектовал его педагогами, добился спец. выделения финанс. средств для пополнения фонда учебников и наглядных пособий. Открыл в уч-ще ремесленный класс; ввел уроки с.-х. труда и гимнастики, к-рую сам и преподавал. По должности инспектировал школы в марийских селах уезда; был попечителем нар. уч-ща в марийском селе Б. Ошурга, многие выпускники к-рого впоследствии стали воспитанниками Казанской учительской семинарии. Публиковал этногр. и др. работы, в к-рых выступил поборником просвещения нерусских народов России. Способствовал организации подготовки учителей для школ с марийскими учащимися.
Был последователем К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Я. Водовозова. В организации обучения и воспитания детей разных национальностей и вероисповеданий испытал значит. влияние пед. практики И. Я. Яковлева. Основой шк. преподавания считал родной язык; стремился привить учащимся осознание значимости рус. языка и навыки активного владения им. Уч. занятия строил с перспективой на творческое развитие личности ученика.
Автор первого лит.-худ. произведения на чуваш, языке - баллады «Арсюри» («Леший», опубл. посмертно в 1908), к-рая способствовала становлению норм чуваш, языка и формированию чуваш, худож. лит-ры. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и лит-ры для школ с чуваш, языком обучения.
Был последователем К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Я. Водовозова. В организации обучения и воспитания детей разных национальностей и вероисповеданий испытал значит. влияние пед. практики И. Я. Яковлева. Основой шк. преподавания считал родной язык; стремился привить учащимся осознание значимости рус. языка и навыки активного владения им. Уч. занятия строил с перспективой на творческое развитие личности ученика.
Автор первого лит.-худ. произведения на чуваш, языке - баллады «Арсюри» («Леший», опубл. посмертно в 1908), к-рая способствовала становлению норм чуваш, языка и формированию чуваш, худож. лит-ры. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и лит-ры для школ с чуваш, языком обучения.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия