Функциональная неграмотность
Функциональная неграмотность
лат. – направление) – степень неподготовленности человека к выполнению возложенных на него функций или добровольно взятых на себя. Функциональная неграмотность проявляется в: недостаточной сформированности речевых умений, ведущих к неправильному пониманию и искажению смысла при восприятии чужих мыслей и к нечеткой передаче собственных; неумении пользоваться государственными нормативными актами; пренебрежение нормами и правилами личной безопасности; невладение основами профессионально значимых знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения производственных функций; неспособности справляться со все возрастающим потоком информации и компьютерная неграмотность. Словом, это незнание того, что необходимо для жизни и деятельности на уровне нормы. Функциональная неграмотность растет по мере роста формализации знаний.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Функциональная неграмотность
(«новая неграмотность») — термин, обозначающий неспособность гражданина цивилизованного общества выполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности. Ф.н. может проявляться (даже при относительно высоком уровне общего и/или профессионального образования) по крайней мере в каком-либо виде социальной, в т.ч. профессиональной, деятельности. В ряду основных непосредственных причин Ф.н.: 1) репродуктивное, нетворческое, строго алгоритмизированное мышление; 2) недостаточная операбельность знаний и умений; 3) низкий уровень общей культуры и нравственной надежности личности; 4) пассивная стратегия поведения. Ф.н. по мнению многих специалистов, в частности экспертов ЮНЕСКО, относится к числу факторов риска современной цивилизации; она способна обернуться (и оборачивается) большими потерями и убытками для общества, достаточно вспомнить об одной из величайших катастроф — трагедии Чернобыля.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.