Фрейм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Фрейм
(от англ. frame — рамка, каркас) — структура данных, предназначенная для представления стереотипных ситуаций.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Фрейм
хранимая в компьютерной программе структура данных, описывающая объект или понятие через атрибуты и числовые значения [49, c. 68; 60, c. 298].

Источник: Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

ФРЕЙМ
структура данных, предназначенная для представления стереотипной ситуации; минимальное описание какого-либо явления, факта или объекта, представленное таким образом, что удаление любой составляющей разрушает это описание.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Фрейм
минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ФРЕЙМ
англ. frame — рамка; производное framing — обрамление). 1. Термин, введенный лингвистом Г. Бейтсоном в 70-е гг. XX в. Обрамление в речевом общении — это совокупность средств, в том числе и невербальных, с помощью которых говорящий показывает слушающему, как именно нужно понимать данное сообщение — серьезно или в виде шутки, буквально или в переносном смысле и т. п., т. е. демонстрирует свои намерения. Таким образом, обрамление — феномен косвенного информирования. К средствам обрамления относится разнообразнейший арсенал явлений всех уровней речевой коммуникации, например на акустическом уровне — высота и громкость голоса, его тембр, размах перепада частот, особенности паузирования, ритма и др. (средства обрамления названы «ключами контекстуализации» — Гамперц, 1977; им же предложен метод изучения «ключей», состоящий в анализе ситуации непонимания, когда «ключи» почему-либо перестают действовать, например при межкультурных контактах). Многочисленные средства обрамления высказываний служат тому, что говорящий передает, а адресат интерпретирует ту рамку, в которой функционирует каждое высказывание. Сделаны попытки разработать типологию рамок; полагают, что совокупность различных рамок представляет собой целостную систему с разными уровнями. Наиболее «мелкие» единицы в ней — это, например, такие рамки, как шутка, серьезность, поддразнивание, ирония и др. Они создают рамки более высокого уровня. Например, рамки «сообщение информации», «подсказка», «оценка» и многое другое в совокупности образуют рамку «обучение», а рамки «поддразнивание», «комплимент» и пр. — рамку «ухаживание». Понятие рамки введено в лингвопраг-матику для описания речевого поведения человека, и многие рамки высокого уровня соответствуют так называемым «типам поведения», выделяемым этологами (этология — наука о поведении). Большая часть рамок низкого уровня выражает эмоционально-оценочные отношения между говорящим и слушающим; для них известный социолингвист Эрвин Гоффман предложил термин «footing» (на русском языке его можно передать словом «основа» от английского выражения «to be on friendly foot with smb.» — быть на дружеской ноге с кем-либо); в отечественном речеведении к этому понятию близко понятие «тональность общения». Рамки речевого общения определяются и характером ролевых отношений между его участниками; так, отнюдь не любые рамки допустимы нормой (и входят в сферу ожиданий) в ситуации с иерархией участников, где есть «старший» и «младший» по статусу, как, например, в педагогическом общении. Важнейшая особенность рамок — то, что они относятся к сфере косвенного информирования и не могут быть в процессе общения названы словами «прямо», т. е. выражены вербально. Если же это происходит, рамка немедленно меняется, переводится в другую, например: (1) А. — Мне нужно с тобой серьезно поговорить. (2) Б. — А я что такого сделал? Здесь А. — взрослый или учитель вербально обозначает рамку будущего общения: «серьезный разговор», Б. — младший или ученик интерпретирует (1) не как приглашение к «серьезному разговору», а как неизбежный выговор. Практически полезно для педагога знать о том, что с целью «переключения» рамки, навязываемой вам собеседником, ее нужно либо назвать словесно, либо продемонстрировать поведение в другой рамке, той, которая вам нужна. Например, если между учителем и учеником возникла конфронтация, скажем, последний в классе демонстрирует «молчаливую обиду», рекомендуется не затягивать и не углублять это «противостояние»: выход может быть только в том, чтобы самому «освободить» ученика от той рамки, которую он вынужден, раз приняв, выдерживать, т. е. переключить внимание, проявить чувство юмора, теплоту, доброжелательность — именно те свойства, которые не соответствуют роли, навязанной вам в данной рамке. Законы смены рамок, разнообразие тактик и форм общения, связанных с интерпретацией рамок и их «переключением» для изменения ролевых отношений, функции рамок в речевом общении — эти и подобные проблемы актуальны и подробно изучаются. 2. Термин «рамка» (frame) в дискурс-анализе обозначает формальную выраженность тематического устройства дискурса. Так,в педагогическом дискурсе различают специальные, так называемые «рамочные» элементы, предназначенные для передачи слушателям (ученикам) информации о тематическом построении дискурса на уроке. У каждого учителя есть типичные для него слова(часто и жесты, позы, мимические сигналы), которые служат маркерами границ тематических фрагментов в дискурсе. Например:Ну вот. Мы повторили сегодня правописание безударных гласных. Атеперь... 3. В концепции Минского (Minsky, 1975), называемой теорией Ф. (рамок), Ф. — это структура, с помощью которой орга низована информация для хранения в памяти; такая структура отражает стереотипные «неподвижные» ситуации. Так, рамка «ресторан» включает многие элементы, от фигур швейцара привходе, метрдотеля, официантов — до обязательного наличия столов и столиков и т. п. При таком подходе Ф. становятся как бы единицами знаний о мире. В литературе они обсуждались под названиями «скрипты», «сценарии», «схемы». Ф. (можно называть их и «сценариями») определенным образом организуют по ведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей. 4. В семантике Ф. понимается как набор ожиданий (экспекта-ций) о структуре той или иной ситуации, в том числе — о поведении человека в ней. Так, слово молоток и объект, обозначаемыйэтим словом, могут быть поняты только при обращении к ситуации использования молотка (Филлмор, 1986). Лит.: Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. — N.-Y., 1972; Goffman E. Frame analysis. — N.-Y., L., 1974; Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision. — N.-Y., 1975; Fill-more Ch. The Need for a Frame Semantics within Linguistics // Statistical Methods of Linguistics. — Stokholm, 1976; Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. — L., 1975; Tannen D. Thats not What I Meant. — L., 1988. A.K. Михальская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
202.60 кб

Фрейм «Происхождение» в сценарии «Автобиография женщины-политика»

Данилова Мария Борисовна
В статье рассматривается возможность структурирования автобиографического текста в виде когнитивного сценария. Цель данной статьи на материале мемуаров И.
Читать PDF
2.30 мб

Фрейм как базовое понятие педагогических технологий

Медведенко Наталья Васильевна
В данной статье рассматривается история возникновения и дефиниция понятий «фрейм» и «фреймовая технология». Проведен анализ роли фреймов в организации педагогического процесса.
Читать PDF
1.64 мб

Возможности фрейм-анализа в формировании образа города у студентов-культурологов: к постановке пробл

Сухоносова Светлана Валерьевна
В статье делается попытка выявить возможности применения теории фреймов в профессиональной подготовке студентов-культурологов на примере задачи формирования образа города.
Читать PDF
1.53 мб

Применение фрейм - технологии на уроках экономики в школе

Шипоша М.А.
В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение фрейм технологии.