Формы организации педагогического процесса

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Формы организации педагогического процесса
это устойчивые завершенные способы организации педагогического процесса в единстве всех его компонентов – цели, принципов, содержания, методов и средств. Таких форм очень много: беседа, урок, консультация, дискуссия, викторина, вечер, линейка и т.д. Процесс формообразования длительный. Урок, диспут например, складывались в течение нескольких сот лет, беседа – тысячелетий. Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда определяется характер методов и средств, способствующих достижению цели. Деятельностная сущность формы несомненна. Каждая форма организации педагогического процесса имеет свою технологию и по-своему простраивает взаимодействие учащегося и педагога. Различают по степени сложности простые формы (беседа, экскурсия, викторина, выставка, зачет, экзамен), составные (урок, конкурс, вечер, воскресник), комплексные (дни здоровья и защиты детей, недели книги и театра, фестивали, операции, марши и т.д.). Педагогический процесс в образовательных учреждениях организуется через такие педагогические формы.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
т. е. формы совместной деятельности обучающегося (обучающихся) и педагога (педагогов). Формы организации педагогического процесса могут быть классифицированы по многим независимым основаниям (Рис. 29):

1. Классификация форм по количеству образовательных учреждений, в которых получает образование обучающийся, проходя одну образовательную программу:
- обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т. д.);
- другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. Примеры: межшкольные учебно-производственные комплексы; ресурсные центры; университетские комплексы, научно-учебные комплексы. Наконец, за рубежом (США, Англия и т. д.) широкое распространение получили так называемые «виртуальные университеты», «виртуальные колледжи» и т. д.
2. Классификация форм по числу обучающихся
2.1. Индивидуализированные формы (системы):
- Индивидуальная форма. В настоящее время индивидуальная форма служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми. Кроме того, в индивидуальной форме строится педагогический процесс в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым обучающимся отдельно. Индивидуальная форма является единственной формы работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.
- Индивидуально-групповая форма, когда обучающиеся разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу обучающихся, например, в сельской малокомплектной школе. Кроме того, она практикуется в ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными. Формы индивидуализированной организации педагогического процесса широко применяются на занятиях в компьютерных классах, а также при выполнении лабораторных занятий, лабораторно-практических и практических работ в учреждениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования.
2.2. Групповые формы:
- парная – например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;
- групповая (малых групп) – обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);
- фронтальная – обучающиеся занимаются вместе целым классом, учебной группой;
- массовая – лекционный поток в ВУЗе, массовые внеучебные мероприятия и т. д.
3. Классификация форм по отношению к расписанию учебных занятий:
- учебные занятия;
- внеучебные занятия, мероприятия.
4. Классификация форм по направленности образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) – «игра – учение – труд»:
- игровые формы: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, спортивные, соревновательные, и т. д.;
- учебные формы;
- трудовые формы.
5. Классификация форм организации педагогического процесса по механизму декомпозиции содержания образования. Таких механизмов известно два:
- дисциплинарный механизм – когда содержание образования разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы)
- этот механизм иногда еще называют условно предметной системой;
- комплексный механизм, который еще называют также условно объектной системой, когда декомпозиция содержания образования осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т. д. Современной разновидностью комплексной системы стало так называемое модульное обучение или, иначе, метод учебных единиц, согласно которому учебные материалы составляются из отдельных законченных учебных модулей, имеющих практическую, в том числе профессиональную направленность на освоение определенных практических действий.
6. Следующая классификация форм организации педагогического процесса по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом (педагогами) и/или учебными материалами:
- обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;
- другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом»: дистанционное образование, открытое образование.
7. Классификация форм по числу педагогов, одновременно проводящих занятие, мероприятие:
- обычный, традиционный вариант: одно занятие, мероприятие
- один педагог (учитель, преподаватель, тьютор и т. д.);
- одно занятие – два и более педагогов: бинарный урок; лекция-панель, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов; и др.
8. Классификация форм организации педагогического процесса по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся:
- обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную группу, дисциплину постоянно и целиком; другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий, мероприятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» или приглашаются знаменитые писатели, художники и т. п.
9. Классификация форм по основанию «монолог-диалог»:
- традиционный вариант – монологический педагогический процесс: учитель, лектор, воспитатель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные обучающиеся слушают;
- диалогические формы занятий, мероприятий: интерактивные формы, когда происходит процесс обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами педагогического процесса. Это семинары, диспуты, конференции и т. д. К диалоговым формам относятся также клубные формы, мастерские, студии, гостиные и т. п.
10. Классификация форм по месту проведения занятий, мероприятий:
- стационарные занятия, мероприятия в одном и том же месте – в школе, университете и т. д.;
- выездные занятия, мероприятия – экскурсии, походы, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т. п. Наконец, в заключение, еще две классификации форм, всем традиционно известных по учебникам педагогики и дидактики: 11. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы, зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а также митинги, линейки и др. 12. Классификация форм организации педагогического процесса по видам занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практические занятия, консультация, конференция, тьюториал, игра, тренинг и т. д. В свою очередь каждый из классов и подклассов форм может быть расклассифицирован и по другим основаниям. Литература: [32, 36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.