Формализм знаний
Формализм знаний
лат. – относящиеся к форме, схеме знания) – качество знаний, получаемых механическим заучиванием, без достаточного понимания и умения использовать их на практике. Формализм знаний – это соблюдение внешней формы в ущерб сути дела, это отрицание роли идей, жизненного назначения знаний, отрыв от действительности, от актуальных вопросов жизни, это приобретение знаний ради знаний или престижа зарабатываемой оценки. Формализм знаний нередко порождается тем, как и что преподает учитель, как к знаниям относятся в обществе, насколько знания реально поддерживают общественное и личное развитие (экономическое, политическое, духовное) и рост.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Формализм знаний
отрыв формы выражения знаний от их содержания, запоминание изучаемого материала без его понимания (С. Скаткин). Сетуя по этому поводу, Я. Коменский отмечал: „Школы учат словам ранее вещей”, и образование поддерживается скорее словесное, чем реальное. В изучении литературы наиболее характерно проявляется при попытке объяснения художественного произведения без его прочтения и анализа, опираясь лишь на готовые сведения, взятые из учебника или со слов учителя, которые принимаются на веру. Идею единства слова и мысли в изучении литературы отстаивал В. Сухомлинский, указывая на необходимость развития умений и читать, и воспринимать текст. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.