ФОМА АКВИНСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Фома Аквинский
теолог, философ, представитель схоластики, один из идеологов католической церкви. Понимал разум как сущностную потенцию человека, независимую от веры. Почти все атрибуты Бога провозглашал доступными разумению, обосновывал бытие Бога. Вся система познания, по его мнению, должна быть направлена на достижение высшего блага - богопознание.

Источник: История образования и педагогической мысли

ФОМА АКВИНСКИЙ

средневековый философ и теолог. Написал св. 40 книг по философии. В его философской системе сложился новый подход к образованию и воспитанию, который нашел отражение в трактате "Об учителе". В нем Ф.А. рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это божественная функция.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ФОМА АКВИНСКИЙ
, Фома Аквинат (Thomas Aquinas). (1225 или 1226, замок Роккасекка, близ Акуино, Юж Италия, - 73 1274, монастырь Фоссану-ова, Юж Италия), ср. -век философ и теолог С 1244 монах-доминиканец Учился в Неаполитанском ун-те (1239- 1244), затем у нем ученого и философа Альберта Великого в Парижском (1245- 1248). и Кельнском (1248—52). ун-тах С 1257 доктор теологии Парижского ун-та Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе В 1323 причислен к лику святых католич. церкви, в 1567 признан пятым «учителем церкви».
Ф А написал ок 40 книг, в основных монументальных трудах «Сумма теологии» («Summa theologica»). и «Сумма против язычников» («Summa contra gentiles»). дал систематизиров филос. обобщение ср. -век теологии, явившееся основой ортодоксальной схоластики Филос. система Ф А канонизировала учение Аристотеля, соединив его с христ. понятием Бога и отчасти учитывая рациона-листич воззрения Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса).
Основу филос. -теологич. представлений Ф А составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способным к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления Естеств. законы мироздания отражают, в представлении Ф А, высшую, универсальную истину, божеств разум, сам по себе недоступный для рационального осмысления Ф А признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта, пассивного, усваивающего опыт, и активного, являющегося источником познания Активный интеллект, перерабатывающий и развивающий эмпирич знание, может способствовать постижению истины, в то же время быть причиной ложных представлений вследствие несовершенства человеческой природы или неадекватного восприятия Следуя этич учению Аристотеля, Ф А утверждал, что сущность человека составляет его бессмертная душа, поэтому смысл человеческого существования заключается в ее активности, т с в мышлении и стремлении к познанию мира, приближающих к «первоначальным» принципам бытия В то же время Ф А считал, что конечный человеческий разум не способен познать трансцендентного Бога Высшее познание дается через благодатный дар, «свет через свет» Активный интеллект высвечивает сущность вещи, но нужно, чтобы освещающий свет.н. образ познания слились воедино Гл. условие жизни человека - наличие морального закона, данного в божеств откровении и поддерживаемого верой Наделенный свободной волей человек находится в состоянии морального выбора, определяющего его духовный путь Особое значение Ф А придавал совести как акту оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу.
В филос. системе Ф А сложился новый подход к образованию и воспитанию, к-рый нашел отражение в трактате «Об учителе» («De magistre», назван вслед за одноименным соч Св Августина). Ф А рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это, в соответствии с утвердившейся христ. доктриной, божеств функция Основы знания (аксиомы, исходные понятия). присутствуют в сознании изначально Разум движется от этих общих понятий к конкретному знанию, что и составляет процесс обучения Ф А выделил две осн.формы обучения «через открытие», когда человек самостоятельно познает естеств. законы, и «через наставление», тес помощью посредника, открывающего путь к знанию В отличие от традиционного в патристике представления о том, что осознание истины происходит через божеств «озарение», Ф А отводил решающую роль универсальным принципам познания - логич. постулатам, благодаря к-рым знание может передаваться и развиваться Вслед за Августином особое значение в распространении знания Ф А отводил языку, т к слова-знаки, по его мнению, имеют непосредств связь с содержанием понятия Учитель призван передать истину, полученную им в результате умственной деятельности и через опыт, а также помочь воспитаннику в овладении методами познания Подчеркивая ограниченность познават возможностей человека, Ф А утверждал, что стремление постигнуть вечные законы бытия и созерцание «высшего добра» (Summum bonum). беспредельны, они всегда будут гл. нравств. целью человеческого развития.
Признание Ф А необходимости познания мира с помощью логич. законов, утверждение авторитета образованного человека, учителя и его важной роли в духовном становлении личности во многом определило направление зап.-европ педагогики средневековья, содержание и принципы преподавания в формировавшихся образоват. институтах (см также Логика).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
299.41 кб

Фома Аквинский о тайне исповеди

Константин Владимирович Бандуровский
В статье рассматривается учение Фомы Аквинского о тайне исповеди и ее роль в становлении этого института.
Читать PDF
231.88 кб

Фома Аквинский. О вере и религии

Апполонов Алексей
Согласно Фоме Аквинскому, вопрос об отношении веры (fides) и религии (religio) есть вопрос об отношении содержания откровения (верований) и религиозного культа.
Читать PDF
282.38 кб

Фома Аквинский о мести и возмездии

Пилецкий Сергей Григорьевич
Данная статья посвящена древнейшей и актуальнейшей во все времена проблеме проблеме мести и возмездия. Она в концентрированном виде затрагивает, по сути, все глубинные аспекты человеческого существования и человеческого общежития.
Читать PDF
81.39 кб

Фома Аквинский о природе человеческой души

Печурчик Юзеф Юзефович
В статье исследуется противостояние двух подходов в средневековой философии, объясняющих природу человеческого разума. В качестве причины, приведшей к зарождению эмпиризма, рассматривается схоластизация философии Аристотеля.
Читать PDF
261.96 кб

Аристотель и Фома Аквинский о моральном неведении

Олег Эрнестович Душин
В статье подчеркивается особе значение проблемы неведения для истории европейской этики, ее развитие начинается с Сократа, утверждавшего, что превратные действия людей обусловлены ошибками в понимании цели поступка, связанными с н
Читать PDF
251.36 кб

Христианство и империя: Фома Аквинский, Данте, Вл. Соловьёв

Прибыткова Е. А.
Рассматривается влияние идей Фомы Аквинского и Данте на философско-правовое учение Вл. Соловьёва. Обаяние поэтической образности Данте сыграло важную роль в эволюции правовых взглядов Вл.
Читать PDF
124.47 кб

Некоторые аспекты современного атеизма и св. Фома Аквинский

Морерод Чарльз
Атеизм сегодня становится модным. Он принимает разные формы, но часто исходит из предположения, что в естественных науках существует только один, рациональный подход.
Читать PDF
246.21 кб

Ибн Туфейль и Фома Аквинский о доказательстве существования бога

Кириченко Олег Игорьевич
В данной статье рассматривается одна из центральных проблем средневековой схоластической философии проблема доказательства существования бога.
Читать PDF
120.83 кб

Приложение. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга III. Отрывки

Гайденко Виолетта Павловна
Перевод с латинского Гайденко Виолетта Павловна
Читать PDF
108.89 кб

Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский

Санин Вячеслав
В статье рассматриваются вопросы средневековой гносеологии, в частности — богопознания, и связанные с этим аспекты соотношения веры и разума на примере рационализма Моисея Маймонида и Фомы Аквинского.
Читать PDF
2.59 мб

Святой фома Аквинский и становление российской философской медиевистики (размышления по поводу публи

Душин О. Э.