Феофан Затворник

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Говоров Георгий Васильевич) (1815-1884)
деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведен во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевел памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Феофан Затворник

в миру - Говоров Георгий Васильевич). [10(22). 1 1815, с Чернава Орловской губ, - 6(18). 1 1884, Вышен-ская Успенская Пустынь в Тамбовской губ], деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики
С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1—3, 1868- 69). В 1847—55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859).
В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1—8, 1898—1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1—5, 1877—89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др.
Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых»
Ф постоянно поднимал вопросы, связанные с осуществлением церковью ее пастырского назначения, настаивал на создании новых переводов богослужебных книг, язык к-рых устарел и сделался непонятным. В 1988 Рус православной церковью причислен к лику святых.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.66 кб

Советы Феофана Затворника по составлению акафистов

Каширина В.В.
Отношение к созданию новых акафистов всегда отличалось некоторой сдержанностью. Святитель Филарет Московский, митрополит Антоний (Храповицкий) и другие церковные иерархи не были сторонниками составления новых акафистов.
Читать PDF
238.28 кб

Мнение святителя Феофана Затворника о протестантизме

Каширина В. В.
В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), известного богослова и духовного писателя XIX века о протестантизме.
Читать PDF
261.30 кб

Новозаветная экклесиология святителя Феофана затворника

Хондзинский Павел
В статье выдвигается и рассматривается предположение о том, что в своих толкованиях на апостольские послания святитель Феофан Затворник дал критику не только современной ему западной библеистики, но и важнейших экклесиологических
Читать PDF
408.02 кб

Проблема адиафоры в этике и в учении Феофана Затворника

Абрамов А. В.
В данной статье анализируется проблема многозначности и исторической переходности понятия адиафоры в рамках различных религиозно-философских школ.
Читать PDF
82.91 кб

Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника

Никулина Е. Н.
В статье изложены основные положения учения святителя Феофана Затворника о личности, ее свойствах и взаимосвязях.
Читать PDF
279.23 кб

Основные идеи педагогики в трудах святителя Феофана Затворника

Морозов Михаил Юрьевич, Ткачев Александр Андреевич
В статье выявлены основные идеи семейного воспитания на основе творений святителя Феофана Затворника, рассмотрены причины их появления; раскрыта сущность учения преосвященного Феофана Затворника о воспитании; проведен сравнительны
Читать PDF
186.54 кб

Волевые качества личности согласно святителю Феофану затворнику

Зинковский Евгений Анатольевич
В статье рассматривается учение святителя Феофана Затворника о воспитании волевых качеств личности.
Читать PDF
443.09 кб

Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника

Хохлова Анна Борисовна
В статье раскрывается сущность инновационных процессов в контексте современных научных подходов, направленных на поиск ответов на вопросы: что такое творчество? развитие творческих способностей?
Читать PDF
242.15 кб

Основы воспитания в духовной школе в трудах свт. Феофана Затворника

Ткачёв Роман Павлович
В статье анализируются основные принципы, на которых свт. Феофан Затворник предлагает выстраивать воспитательный элемент в духовных школах.
Читать PDF
96.68 кб

Идеи г. Гегеля в педагогическом наследии святителя феофана Затворника

Никулина Елена Николаевна
Статья посвящена одному из возможных источников возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника «Философии духа» Г. Гегеля (третьей части его «Энциклопедии философских наук»).
Читать PDF
103.94 кб

«Бога имея пред очами…» неизвестное письмо святителя Феофана Затворника

Малков Петр Юрьевич
Публикация содержит текст до сих пор неизданного пись ма святителя Феофана Затворника к неизвестному адресату. Фотокопия этого письма была недавно обнаружена в архиве Л. В. Никонова.
Читать PDF
212.42 кб

Феномен страха Божьего в учении о спасении святителя феофана Затворника

Мельникова А. П.
The author tries to restore the integrated idea on the «awe toward God» on the base of holy Pheofan Zatvornik multiple statements. The essential features of this phenomenon are recorded using M.Heidegger existential analytics.
Читать PDF
417.52 кб

Проблема телесности и духовности у Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника

Абрамов А. В.
В данной статье анализируется проблема телесности и духовности в онтологии Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. По данному вопросу делается исторический экскурс в античную эпоху и период средневековья.
Читать PDF
211.06 кб

Мнение святителя Феофана Затворника о Белокриницкой и единоверческой иерархии

Каширина Варвара Викторовна
В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), известного богослова и духовного писателя XIX века о Белокриницкой иерархии, которая возникла в 1846 г.
Читать PDF
243.88 кб

Святитель феофан, Затворник Вышенский, о переводе Священного писания на русский язык

Каширина Варвара Викторовна
В статье рассмотрены взгляды известного духовного писателя и богослова XIX века святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), на проблемы перевода Священного Писания на русский язык (1875) с масоретского текста, проанализи