ФФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА

Ф. ИЗИКА в школе

Найдено 1 определение:

Ф. ИЗИКА в школе

уч. предмет в ср. общеобразоват. школе. Место Ф. в шк. образовании определяется ее положением в системе совр. наук, а также ролью этого предмета в воспитании и развитии детей Ф. , особенно такие ее направления, как физика твердого тела, микро- и квантовая электроника и оптика, радиофизика, физика атомного ядра, а также атомная и термоядерная энергетика, преобразование и передача электроэнергии, освоение нетрадиционных источников энергии, проблемы освоения космоса, средства автоматизации произ-ва, развитие микропроцессорной техники и др, являются науч. базой, обеспечивающей глубокие обществ. изменения.

Ф. из. понятия (пространство, время, скорость, масса, энергия, электрич заряд, цвет.н. др.), законы (законы сохранения), теории (электронная теория, атомное и молекулярное учение). и методы (термодинамический и статистический, спектральный, рентгенострук-турный анализ и т и). широко применяются в др. естеств. науках, выводы и обобщения физ. науки имеют глубокий философский, в т.ч. гносеологический, смысл. Для решения задач формирования науч. мировоззрения учащихся особое значение имеют сведения из истории развития науки, ее методологии, а также о ее роли в развитии совр. отраслей экономики.

В дореволюц России содержание шк. физ. образования по существу определялось содержанием учебника Вместе с тем в гимназиях, реальных и коммерч уч-щах Ф. была обязательным уч предметом, изучалась обычно в 3 последних классах по 2—3 или 4 ч в неделю. В младших и ср. классах преподавалось естествознание, содержавшее нач сведения по Ф.

После 1917 стали разрабатываться новые уч планы и программы В 1920 по уч плану-максимуму Ф. изучалась в 4 ст классах (15 ч в неделю 3+4+4+4). Однако до 1927 это кол-во уч часов не было обязательным для всех школ В 1927/28 уч г. Наркомпросом был утвержден единый у ч план в гор школе-семилетке на Ф. в 3 последних классах отводилось 408 ч (12 ч в неделю - по 4 ч в каждом классе).

После постановлений «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932). и «О структуре начальной и средней школ в СССР» (1934). был принят новый уч план школы, основы к-рого во многих чертах сохранились до 1989 На Ф. отводилось 14,5 ч в неделю, из них 6 - в неполной ср. школе (6—7-е кл). и 8,5 - в полной средней (8—10-е кл). В последующие годы число уч часов, отводимых на Ф. , изменялось от 13 до 21 ч в неделю

В 90-х гг в Рос Ф. едерации стали создаваться профилиров школы, гимназии, лицеи и др. уч заведения, к-рые обладают правом строить занятия по собств. уч плану и учебникам.

За период существования в стране единых гос. уч программ изменения в них проводились по неск. направлениям повышение науч. уровня, модернизация содержания прикладной Ф. , совершенствование физ. эксперимента, улучшение методики преподавания В 1932—38 в программу вводились такие темы, как «Понятие о строении вещества», «Природа теплоты», «Строение материи», «Молекулярные явления в газах, жидкостях и твердых телах», «Электрическая проводимость в жидкостях и газах», «Электромагнитная природа света», в последующие программы - темы «Интерференция и дифракция света», «Радиоактивность, искусственное превращение элементов».

В послевоенные годы в АПН РСФ. СР. разрабатывались проекты новых программ по Ф. , идеи к-рых нашли воплощение в утвержденных программах (1954, 1959—60). исключено из курса понятие о фиктивных магнитных массах, используется понятие о внутренней энергии, введено изучение полупроводников, выделены в самостоят.раздел строение атома и ядерная энергия. Значит. ельно усилена эксперим. основа курса (увеличено число лабораторных работ, указаны демон страционные опыты, возможные объекты экскурсий). В 1954 в программе по Ф. наряду с фронтальными лабораторными работами был введен лабораторный практикум.

Быстрый рост науч. информации в 20 в, последовательное включение новых разделов, тем и вопросов в школьный курс Ф. , в т.ч. новой Ф. , без изменения физ. принципов, лежащих в основе курса, и ограниченный срок обучения привели к необходимости сформулировать физ. основы совр. шк. курса, пересмотреть весь уч материал, переоценить значимость его разделов, заново отобрать фактич материал, привести новую систематику науч. фактов в соответствие с совр. состоянием науки и перспективами ее развития Этот коренной пересмотр шк. курса Ф. осуществлен Комиссией по Ф. и астрономии в 1964—66 (пред - акад И К Кикоин).

В программе курса Ф. , разработанной Комиссией (1966), уч предмету была придана теоретич целостность на основе трех стержневых идей выделения фун-дам опытов и законов как теоретич основы курса, развития представлений о строении материи в двух видах - вещества и поля, применения физ. законов о строении материи к общественно полезной практике Преодолено противопоставление классич и совр. физики. В основу содержания I ступени курса положены идеи молекулярного строения веществ и электронные представления, II ступени - законы динамики Ньютона, молекулярно-кинетич теория, идеи Максвелла об электромагнитном поле, учение о колебаниях и волнах, волновая и квантовая теория света, идеи теории относительности и основы квантовой физики Заканчивался курс изучением сведений из физики атомного ядра и элементарных частиц Переход на новую уч. программу по Ф. начался в 1968/69 уч г. и завершился в 1973.

При переходе на новую программу ее первонач проект существенно изменился, поскольку было принято решение - окончательный вариант программы утверждать после того, как будут приняты новые учебники В результате в нек-рых частях проект программы был усовершенствован Однако в целом это привело к значит. перегрузке уч процесса, к несоответствию объема уч материала бюджету уч времени.

В кон 70-х гг была проведена существенная корректировка программы по Ф. исключен ряд сложных тем, включен материал об охране окружающей среды, о роли отеч и заруб ученых в развитии физики и техники, даны обобщающие темы по важнейшим направлениям науч. -техн. прогресса.

В 1984 лабораторией обучения физике НИИ СИМО АПН СССР. был разработан проект новой программы по Ф. В основу его положены идеи генерализации уч материала на основе фундам теорий и гл. направлений науч. -техн. прогресса с учетом возрастных интересов школьников.

На I ступени (7—8-е кл). учащиеся знакомятся с видами материи (вещество и поле), важнейшими физ. явлениями, осн.понятиями и нек-рыми законами На II ступени последовательно изучаются механика, молекулярная физика, основы термодинамики, электродинамика и квантовая физика Наиболее значит. структурные изменения программы связаны с переносом части материала, изучаемого в ст классах, в ср. классы. В программу 8-го кл. был перенесен материал по геометрич оптике «Световые явления», в программу 9-го кл. - материал по механич колебаниям и волнам. Благодаря повышению обобщающей роли фундам теорий сократился общий объем уч материала без снижения его науч. уровня. На II ступени новая программа содержит 16 тем вместо 24 Принцип политехнизма в структуре программы раскрыт в след основных аспектах значение физ. науки как науч. основы совр. индустрии, конкретные примеры применения физики (дополнительно включены 30 новых объектов совр. техники), физ. основы важнейших направлений науч. -техн. прогресса, практич. умения, готовящие к труду на произ-ве, лабораторные работы и упражнения изобретат, иссле доват.н. конструкторского характера В программу включено 208 демонстрац. опытов, 41 фронтальная и 30 лабораторных работ в виде практикумов Определены требования к знаниям и практич. умениям учащихся, к-рые должны знать физ. идеи, опытные факты, понятия, законы, формулы, приборы, устройства, физ. величины, осн.типы задач, а также формулы, физ. процессы, техн. устройства, к-рые связаны с текстом задач.

Учебники, учебные пособия. Одним из первых учебников Ф. в России была переведенная и дополненная M В Ломоносовым «Вольфианская экспериментальная физика» (1746). (использовался ев 40 лет). Идеи Ломоносова получили развитие в учебниках, созданных его последователями M E Головиным (1785), II И Гиляровским (1793), И А Двигубским (1808), H T Щегловым (1834). Высоким науч. авторитетом пользовался учебник, созданный для гимназий Э X Ленцем (1839), он сочетал высокий науч. уровень с ориг. пед. замыслом автора.

В 1866 вышел учебник К Д Краевича, к-рый до 1917 выдержал 27 изданий Дидактич принципом автора было «Начинать с легчайшего и, восходя постепенно к труднейшему, упражнять учащихся только предметами им доступными» Для реализации своей идеи автор впервые применил двухступенчатую структуру курса

В «Начальной физике» H Любимова (1873). принцип двухступенчатого построения курса был усовершенствован Науч. строгость изложения и широкое использование фрагментов из истории науки придали этому учебнику ист известность. В пособиях И И Косоногова «Концентрический учебник физики для ср. у ч заведений» (1908). и А В Цин-гера «Начальная физика» (1910). идеи двухступенчатого построения курса получили дальнейшее развитие Важным этапом в истории развития учебника была реализация в их содержании связи науки с жизнью, природой и произ-вом Эти идеи получили отражение в учебниках Г M Григорьева «Курс физики» (ч 1—2, 1910), Ф. H Индриксона «Курс физики» (в 1—3, 1911—12), А И Бачинского «Ф. изика» (в 1—3, 1915—18), к-рые неоднократно переиздавались и после 1917

В дальнейшем предпринимались попытки создания принципиально новых учебников, к-рые способствовали бы существенному повышению познават активности школьников Появились «рабочие книги» (Г Л Абкина и H И Преображенского, Бачинского, E H Горячкина, А А Торчинского, И И Соколова и др.). и учебники, составленные на производств и техн. основе.

В нач 30-х гг началось создание стабильных учебников (с 1933 Г И Ф. алеев и А В Перышкин, И И Соколов, Перышкин, E Я Минченков, В В Крауклис и Г К Карпинский, и др.). В 50—60-х гг были изданы эксперим. учебники Д Д Галанина при участии его учеников (1953), Горячкина (1957), II Г Ковалева и M Д Хлияна (1963). Были также изданы учебники, к-рые не вводились в массовую школу, но широко использовались для доп чтения и углуб ленного изучения физики «Элементарный учебник физики» под ред. Г С Ландсберга (т 1—3, 1944—52), «Курс физики» H II Третьякова (1952), «Ф. изика для всех» Л Д Ландау и И А Китайгородского (1963).

В 1968—72 были введены новые учебники по Ф. Перышкина и H А Родиной для 6—7-х кл (Гос. пр, 1978), И К Кикоина и А К Кикоина для 8-го кл, Б Б Буховцева, Ю Л Климантовича, Г Я Мякишева для 9-го кл, Мякишева и Буховцева для 10-го кл. Вновь созданные учебники по содержанию соответствовали уровню развития науки и произ-ва, имели большое значение для формирования науч. мировоззрения школьников Вместе с тем их введение в школу было сопряжено с трудностями время введения новых учебников совпало с введением в стране всеобщего ср. образования По этой и ряду др причин новые учебники для ст классов оказались завышенными по сложности изложения материала Параллельно создавались экспе-рим и пробные учебники В Г Зубова для 8-го кл, И К Кикоина, А К Кикоина, С Я Шамаша, Э E Эвенчик для 9-го кл, H M Шахмаева для 8—10-х кл и др.

Методика преподавания физики. В России начало развития методики преподавания Ф. связывают с именами авторов первых учебников для ср. школы Ломоносова, M E Головина, II И Гиляровского Первоначально метод рекомендации давались авторами в предисловии к учебнику Уже с первых шагов преподавания Ф. в ср. школе возникла проблема сочетания научности изложения с его доступностью Ломоносов в своем учебнике решал эту проблему через нахождение правильного соотношения теории и эксперимента, среди задач преподавания на первое место ставил уяснение учащимися главного смысла изучаемого материала В «Регламенте московской гимназии» (1758). он писал, что при обучении школьников «паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство»

В 19 в с развитием физ. науки все в большей мере в шк. курсе стали изу чаться законы Ф. , физ. идеи, принципы и теории Для преподавателя стала необходима спец. подготовка, что потребовало разработки теории преподавания и на ее основе - практич. рекомендаций для учителя.

Первые самостоят.пособия для учителей в России появились во 2-й пол 19 в К Д Краевич «Каталог физического кабинета» (1870), К В Дубровский «Общедоступные физические приборы» (1881), Ф. Ф. Эвальд «Уроки из физики» (1882), В Г Бооль «Элементарная физика» (1884), Я И Ковальский «Сборник первоначальных опытов, » (1885), И И Паульсон «О преподавании элементарной физики» (1885).

В кон 19 в в связи с развитием индустриального произ-ва началось движение за реформу преподавания Ф. в ср. уч заведениях, к-рую возглавила группа ученых H А Умов, О Д Хвольсон, Ф. H Шведов. Было установлено, что курс Ф. должен состоять из двух ступеней, были разработаны новые уч программы, составлен перечень лабораторных работ.н. создана методика их организации и проведения, составлен перечень приборов и оборудования для физ. кабинета и лаборатории, сформулированы предложения, относящиеся к научности курса, его связи с практикой, по выделению из курса Ф. химии как самостоят.уч предмета. Обсуждались также вопросы об эвристич методе преподавания, о матем. содержании курса физики, о подготовке преподавателей и др.

Большое влияние на развитие методики преподавания Ф. оказали крупные ученые-физики того времени Умов в 1889 видел задачу школьной физики не только в передаче сведений, но и в упражнении ума школьников, в развитии способности наблюдать, расчленять и группировать факты, восходить от подмеченных фактов к закону явления, объяснять новую форму явлений с помощью изученных закономерностей.

В «Методике физики» Шведова (1889) - первом обобщающем метод труде - рассматривались построение уч курса, классификация методов обучения с их психол обоснованием, определены предмет.н. задачи методики преподавания Ф. как науки Выход этой книги послужил началом систематич. науч. разработки проблем методики преподавания Ф. в ср. школе и издания ряда пособий для учителей. В пособии И В Глинки («Опыт по методике физики», 1911). пропагандировался метод лабораторных работ, раскрывалось их мировоззренческое значение, в пособии II А Баранова («Методика начальной физики», 1913). связь теории с практикой раскрывалась на основе демонстрационного и лабораторного экспериментов, показывалась обобщающая роль теории в изложении уч материала Наиболее полное освещение состояния методики преподавания Ф. в предрев период дано в книге H В Кашина «Методика физики» (1916, 1923). обосновано двухступенчатое построение курса, сочетание в практике преподавания теории и эксперимента, применение в изложении уч материала индукции и дедукции, использование демонстрационного и лабораторного физ. экспериментов.

После 1917 преподавание Ф. в школе реформировалось Ф. стала изучаться в 4 ст классах единой 9-летней школы

Были разработаны 2 варианта программы двухступенчатый (петроградский, 1919). и радиальный (московский, 1921). Предпочтение было отдано первому 1-я ступень курса носила описательный характер и служила изучению явлений и накоплению фактов на основе демонстрационного и лабораторного экспериментов, 2-я ступень предусматривала обобщение фактов, анализ сложных физ. явлений (в т.ч. с количественной стороны), изучение и применение науч. теорий, создание физ. картины мира Были сделаны шаги к построению общедоступного курса Ф. , способствовавшего постепенному и планомерному развитию познават способностей школьников в процессе обучения Разработку проблем методики преподавания Ф. вели науч. коллективы в Центр физ. -пед. ин-те в Москве (1920—24), в НИИ методов шк. работы (1922—29), в НИИ науч. педагогики в Ленинграде (1922—37), в опытных показат школах (1918—37). и в ведущих пед. ин-тах

В 20-х гг наметились прогрессивные тенденции развития методики преподавания Ф. в отеч школе, осуществлялись поиски, направленные на целостное восприятие мира, упрочение связей между предметами В 1925, 1927, 1929 были изданы программы ГУСа, к-рые содержали интересные идеи комплексного изучения явлений природы и объектов техники Однако их реализация в массовой школе в отсутствие спец. учебников и соответствующей подготовки учителей не всегда оказывалась удачной Отмечалось отсутствие у школьников системы знаний по предмету

В нач 30-х гг происходила унификация содержания и методов обучения Ф. Усилия исследователей и учителей были направлены на создание доступного для массовой школы курса Ф. и вместе с тем достаточно высокого уровня подготовки в вуз В сер. 30-х гг были созданы первые фундам труды по методике преподавания Ф. (П А Знаменский, И И Соколов, Д Д Галанин, E H Горячкин и др.). В этих работах были определены задачи, содержание и методы преподавания Ф. в ср. школе Методика стала развиваться как самостоят.наука Объектами ее исследования были доступность преподавания совр. науки, правильное понимание школьниками смысла важнейших физ. величин, законов и теорий, формирование науч. мировоззрения, преодоление формализма в знаниях учащихся, реализация в преподавании принципа политехнизма, подготовка к труду, развитие познават.н. творческих способностей школьников, обобщение передового пед. опыта и др.

Большое влияние на развитие методики преподавания Ф. оказали отеч ученые-физики С И Вавилов, А Ф. Иоффе, Г С Ландсберг, II Л Капица, И К Кикоин, А II Александров, Б M Яворский, H H Малое, В А Ф. абрикант, В Г Зубов, E Д Щукин и др. Благодаря тесной связи ученых-методистов и физиков был создан общеобразоват. шк. курс, к-рый по полноте охвата важнейших вопросов, глубине их изложения и доступности преподавания оказался на уровне лучших мировых стандартов.

Многие науч. исследования в области методики преподавания Ф. обогатили пед. практику Под руководством А В Перышкина и Л И Резникова в АПН РСФ. СР. (позднее в АПН СССР). были систематизированы науч. основы для разработки содержания и методов обучения Ф. Под руководством Д Д Галанина, А А Покровского и Б С Зворыкина была создана система шк. физ. эксперимента (содержание, демонстрац. и лабораторное оборудование, методика и техника проведения).

В 60—70-х гг проводилась работа по приведению содержания физ. образования и методов обучения в соответствие с уровнем развития науки и задачами науч. -техн. прогресса Осуществлялись науч. исследования, основой к-рых стали методология и методы базовой науки методика преподавания разделов курса Ф. и физ. теорий (Н А Родина, Э E Эвенчик, А А Пинский, С E Камене-цкий и др.), методика формирования понятий (А В Усова и др.), методика развития познават.н. творческих способностей (В Г Разумовский, В II Вален-тинавичюс, P И Малафеев и др.), историзм и методология науки в шк. курсе (Е В Савелова, В Ф. Ефименко, В В Мултановский и др.). Ведутся поиски повышения самостоятельности и активности школьников на уроках, лабораторных занятиях, на факультативных и внеклассных занятиях (В II Орехов, А С Енохович,О Ф. Кабардин и др.).

В нач 80-х гг появились фундам исследования по методике преподавания Ф. (А И Бугаев, И К Турышев и др.), не только систематизировавшие историю развития науки, но и определившие наиб. важные тенденции и перспективы ее развития генерализацию уч материала и знаний школьников на основе фундам теорий, перемещение акцента в преподавании от обучения к развитию науч. мышления школьников, повышение роли теоретич и эксперим. методов и методологии изучаемой науки в содержании шк. физич. образования, переход от иллюстративного рассмотрения примеров техники и технологии к изучению физ. принципов, лежащих в основе главных направлений науч. -техн. прогресса

Разработана метод лит-ра для учителей общие основы методики, метод пособия по разделам курса, по проведению демонстрац. и лабораторного экспериментов, по решению задач, экскурсиям и внеклассной работе, созданы факультативные курсы для углубленного изучения Ф. по выбору учащихся

Методы и организационные формы обучения. В преподавании Ф. различают теоретич и эксперим. методы обучения Теоретич методы реализуются в форме объяснения, рассказа, беседы, лекции, решения задач и т.д. , экспериментальные - в форме демонстрац. опытов и экспериментов, фронтальных лабораторных работ, практикумов, экскурсий Методы обучения Ф. в своей основе опираются на методы познания базовой науки Вавилов подразделял методы теоретич физики на модельные гипотезы, матем. гипотезы и принципы Анализ процесса науч. познания позволяет выделить его важнейшие этапы, к-рые и в процессе уч познания являются узловыми наблюдение явлений и воспроизведение их, анализ и обобщение фактов, постановка и формулировка проблемы, выдвижение индуктивным путем гипотезы (образная модель явления, аналогия, матем. формула или графич экстраполяция матем. зависимости, полученной опытным путем), теоретич дедуктивный вывод следствий из гипотезы путем логич. умозаключений или матем. преобразований

Центр звеном всех методов обучения Ф. являются формулировка проблемы и выдвижение гипотезы На этой основе строится проблемный метод обучения Ф.

Эксперим. методы обучения Ф. включают выдвижение рабочей гипотезы, формулировку задачи эксперимента, разработку инструментальной схемы эксперимента и ее реализацию, наблюдения и измерения, систематизацию полученных данных, анализ и обобщение эксперим. данных, заключение о достоверности подтверждения или опровержения рабочей гипотезы

Большую роль в обучении Ф. играют лабораторные работы исследоват.н. конструкторского характера. Обязательная форма уч занятий по Ф. - экскурсия Для углубленного изучения курса организуются факультативные занятия Для развития творческой активности, самодеятельности и для досуга проводятся внеклассные занятия

Межпредметные связи курса Ф. с др. у ч дисциплинами осуществляются в целях обобщения знаний, более легкого овладения новыми знаниями и практич. умениями, а также формирования науч. мировоззрения Связь Ф. с математикой имеет особое значение Математика органически входит в содержание курса Ф. , являясь и средством обработки результатов исследований, и выражением зависимости между величинами, иллюстрацией физ. закона Метод матем. гипотез - физ. метод исследования При установлении межпредметных связей следует выделять то, что уже изучено школьниками (предшествующие знания), то, что изучается параллельно (сопутствующие связи), и то, что послужит обучению в перспективе В отеч школе Ф. , как правило, опирается на пройденный учащимися материал по математике Приближенные вычисления и определение погрешностей при проведении лабораторных работ помогают учащимся понять существование области применения и границ применимости физ. теории Знание элементов векторной алгебры и тригонометрии необходимо учащимся для изучения механики и электродинамики Знания по теории вероятностей необходимы для изучения молекулярной и квантовой Ф.

Трудовое и профессиональное обучение школьников часто опирается на их подготовку по Ф. простые механизмы, режущие инструменты, соединения и расчеты электрич цепи, применение измерит приборов, моделирование физ. явлений, конструирование - все это базируется на знаниях и практич. умениях по Ф. Вместе с тем учитель Ф. опирается на трудовую практику школьников Им ста новится доступно науч. объяснение мн явлений техники и произ-ва.

Необходимостью «обслуживать» др уч предметы в значит. мере обусловливается двухступенчатое построение шк. курса Ф. Напр., курс биологии опирается на знания школьников в области механики, молекулярной Ф. , термодинамики, электродинамики и оптики

Содержание программ по Ф. и химии согласовывается по целому ряду вопросов молекулярное строение вещества, строение молекул и атомов, кол-во вещества, экзотермич и эндотермич реакции, электролиз, хим аккумуляторы и источники тока и др.

При изучении астрономии мн явления становятся понятными только на основе знаний по Ф. движение планет, искусств спутников, закон всемирного тяготения, спектральный анализ и фотометрия, источники солнечной энергии и энергии звезд, переменные звезды и др. При разработке программ, учебников и методов обучения вводятся обобщающие темы, раскрывающие науч. основы важнейших направлений науч. -техн. прогресса, а также нек-рых профессий

При изучении Ф. школьники знакомятся со свойствами широко распространенных веществ, приобретают знания по технологии обработки материалов, о произ-ве, преобразовании, передаче и использовании энергии, изучают свойства света и оптич приборы.

В школьном курсе Ф. рассматриваются разл виды движений, а также закономерности взаимодействия и изменения движения тел, в частности запуск и движение искусств спутников Земли, расчет первой космич скорости, реактивное движение, принципы действия тепловых двигателей, электроизмерит приборы, вакуумный и полупроводниковый фотоэлементы, спектральный анализ, лазер, методы регистрации радиоактивных излучений, ядерные реакции, радиоактивные изотопы, цепная реакция, ядерный реактор, термоядерный синтез.

Большое внимание при разработке программы по Ф. уделяется практич. подготовке школьников к труду на произ-ве Разработаны фронтальные лабораторные работы и практикумы, в процессе к-рых школьники должны овладеть умениями пользоваться разл физ. приборами и самостоятельно проводить опыты составлять план эксперимента, собирать установку по схеме, осуществлять наблюдения, снимать показания измерит приборов, составлять таблицы и строить графики зависимости величин, оценивать и вычислять погрешности измерений Лабораторные работы способствуют также формированию исследовательских умений школьников Учащиеся выполняют градуировку приборов (динамометра, спектрометра и др.), исследуют их характеристики, определяют физ. константы (ускорение свободного падения, жесткости пружины и пр), сборку простейшего устройства или техн. модели и т.д. Для проведения демонстрац. опытов и лабораторных работ требуются спец. приборы, технические средства обучения и оборудование В школах создаются физ. кабинеты, состоящие из классной комнаты и препараторской Кабинет оборудуется демонстрационным и лабораторными столами для учащихся с подводкой электропитания При единых уч планах и программах номенклатура приборов для физ. кабинета утверждалась Мин-вом просвещения

К общим приборам, техн. средствам и оборудованию относятся наиболее часто употребляемые при изучении разных разделов курса (проекционный аппарат, кодоскоп, кинопроектор, слайдоскоп, магнитофон). Широко применяются настенные таблицы. В кабинете имеется и вспомогат оборудование (струбцины, подъемные столики, штативы и т и). Демонстрационные приборы служат для опытов, проводимых учителем во время объяснения, а иногда для экспериментов, к-рые наблюдает весь класс Демонстрационные приборы и оборудование должны быть хорошо видимыми, с понятным принципом действия (амперметр, вольтметр, динамометр, реостат.н. др.). Большую группу демонстрац. приборов составляют техн. устройства модель турбины, насос, гидравлич пресс и др. Приборы и оборудование для фронтальных лабораторных работ должны быть простыми и надежными в работе Для каждой лабораторной работы комплектуется спец. оборудование Оборудование кабинета Ф. и проведение занятий должны удовлетворять правилам техники безопасности.

Физика в средней школе зарубежных стран. На происходящую модернизацию физ. образования влияют роль Ф. в ускорении науч. -техн. прогресса и пед. значение уч предмета в общем образовании Соответственно возрастанию уровня обязательного образования происходит переход к ступенчатому или спиральному построению курса, поскольку на I ступени нет необходимости давать законченный краткий курс На I ступени школьники знакомятся с важнейшими физ. явлениями, овладевают осн.понятиями и нек-рыми физ. законами На II ступени уч материал строится чаще на основе фундам физ. теорий классич механики, термодинамики, молекулярно-кинетич теории, электродинамики и квантовой Ф. Реже курс Ф. строится на др принципе (напр., на принципе историзма).

В связи с необходимостью вооружать школьников не только определенной суммой знаний, но и умением самостоятельно их приобретать, в шк. курсе возрастает роль физ. теории, к-рая рассматривается не только как средство систематизации и обобщения уч материала, но и как метод овладения новыми знаниями Вводятся элементы методологии науки, рассматриваются такие вопросы, как явления и их модели, соотношение теоретич выводов и результатов эксперимента, область применения и границы применимости физ. теории.

Значит. изменения происходят в содержании и методах шк. физ. эксперимента Из средства иллюстрации, показа физ. явлений он все больше превращается в средство прямой или косвенной проверки гипотезы Тенденция возрастания роли школьного физ. эксперимента проявляется, в частности, в том, что демонстрац. опыты, лабораторные работы и практикум стали обязательной частью программы В разных странах на их проведение отводится от 15 до 25% бюджета уч времени.

В ср. классах Ф. чаще всего преподается интегративно с др. науками в курсе естествознания, на старшей ступени не является обязательным уч предметом Из оканчивающих ср. школу изучают Ф. в Великобритании (в «грамматич. школах»). ок 30% учащихся, в США (в ср. школах). менее 20%, в Ф. РГ (в гимназиях). ок 40%

Преподавание Ф. за рубежом характеризуется большим различием между массовыми и элитарными школами Напр., в Великобритании из «объединенных» и «современных» школ, где получают ср. образование ев 75% молодежи, лишь 0,1% поступает в ун-ты К получению высш. образования готовят элитарные «публичные школы» (охватывающие 5% молодежи). и «грамматические школы» (18%). Во Ф. ранции ок 60% учащихся общеобразоват. коллежей (ср. классы). изучают лишь нек-рые темы по Ф. в рамках уч предмета «Технология» В США в ст классах ср. школы Ф. - выборный предмет Во мн школах избранные темы по Ф. , биологии, химии изучаются в курсе естествознания.

В 80-х гг начал формироваться между-нар. стандарт ср. образования Обязательный минимум знаний по общеобразоват. предметам (в т.ч. по Ф. ). утверждается парламентами

Для элитарных школ создаются разл проекты программ и учебников, к-рые характеризуются повышением уровня физ. образования, совершенствованием эксперим. базы, включением в уч. курс методов науч. исследования В Великобритании наиб. известны Шотландский и Нафилдовский проекты для грамматич. школ Во Ф. ранц нац. об-ве физиков разработаны «модули» (разделы программы и учебника курса Ф. ). для общеобразоват. коллежей электроника, астрономия, полимеры и др. В США получили большую известность шк. курс К-та по преподаванию Ф. , разработанный по инициативе профессоров Массачусетсского тех-нол ин-та, и Гарвардский проект Для этих проектов характерны общие тенденции генерализация содержания образования на основе фундам теорий, усиление роли шк. физ. эксперимента, повышение познават активности и самостоятельности школьников на основе овладения ими методами исследования

Совр. гимназич курс Ф. в Ф. РГ для элитарных школ модернизирован, включает в себя вопросы теории относительности и квантовой физики

В 80-е гг в наиб. развитых странах мира наметилась тенденция повышения академич уровня общего ср. образования В США и Великобритании вводится гос. стандарт образования Знания по Ф. становятся обязательными для оканчивающих ср. школу Стандартизируются требования к подготовке по Ф. для поступающих в вузы В формировании тенденций развития шк. физ. образования велика роль междунар. орг-ций при ЮНЕСКО по сравнит оценке уровня знаний школьников (IAEP), по преподаванию Ф. (ЮРЕ), а также группы междунар. исследований по преподаванию Ф. (GIREP). Междунар. обмену информацией по преподаванию Ф. служит вестник по физ. образованию «Международные записки по преподаванию физики» («International Newsletter on Physics Education»), а также метод журналы «Ф. изика в школе» (Россия), «Учитель физики» («The Physics Tea-cher», США), «Ф. изическое образование» («Physics Educational», Великобритания).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Ф. ИЗИКА в школе — 0

Найдено научныех статей по теме Ф. ИЗИКА в школе — 0

Найдено книг по теме Ф. ИЗИКА в школе — 0

Найдено презентаций по теме Ф. ИЗИКА в школе — 0

Найдено рефератов по теме Ф. ИЗИКА в школе — 0