ЭВРИСТИКА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭВРИСТИКА
теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Эвристика
искусство нахождения истины" - система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Эвристика
(гр. heurisko – нахожу): (1)система логических приемов и методических правил теоретического исследования; (2) – система обучения путем наводящих вопросов.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЭВРИСТИКА
наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач [61, c. 168; 67, c. 452; 80, c. 772; 82, c. 880].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Эвристика
система процедур, обеспечивающая самостоятельное обнаружение ответа на наиболее сложные вопросы и характеризующаяся непредсказуемостью этапа прихода к ответу на вопрос.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ЭВРИСТИКА
(от греч. heurisko – нахожу) – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЭВРИСТИКА
1) в Древней Греции система обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Эвристика
в переводе с греческого «отыскиваю», «открываю») – 1) наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении; 2) догадка, основанная на общем опыте решения задач. Эвристическое обучение ставит главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации (А.В. Хуторской).

Источник: Общие основы педагогики

ЭВРИСТИКА
(от греч. heuristico – отыскиваю, открываю) – метод анализа экономических, технических и других явлений и процессов, принятия решений, основанный на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный (математический) алгоритм, способ решения, не известен.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Эвристика
[гр. heuriskō – нахождение] – 1) наука, изучающая творческую деятельность; 2) совокупность специальных методов решения задач (эвристические методы), которые обычно противостоят формальным методам исследования и отыскания истины, опирающимся на точные математические модели; Э. вскрывает сущность самого процесса и сокращает время решения задач – по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернативных подходов к решению задач; 3) метод обучения, основанный на беседах, диалогах, стимулирующий у учащихся развитие находчивости, активности – в виде активного поиска решений задач; 4) в Др. Греции – система обучения путем наводящих вопросов.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЭВРИСТИКА
от греч. heurisko — нахожу, отыскиваю, открываю) — 1) в античной философии «искусство нахождения истины», система логических приемов и методических правил теоретического исследования; 2) психол. раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций, главным образом продуктивное творческое мышление человека при решении различных задач (эвристическая деятельность) 3) пед. метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности; 4) эк. метод анализа экономических явлений и процессов, принятия решений, основанный на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающийся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный математический алгоритм, способ решения, не известен; 5) в более узком смысле — совокупность специальных методов и приемов поиска решений в процессе открытия нового (эвристические приемы и методы).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЭВРИСТИКА
(от гр. εύρίσκω– отыскиваю, открываю) – 1) специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели; 2) организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность); совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач; 3) наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении (на стыке психологии, теории «искусственного интеллекта», структурной лингвистики, теории информации). Ее основной объект – творческая деятельность; важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования описания внешнего мира; 4) специальный метод обучения (сократические беседы) или коллективного решения проблем. Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Коллективный метод решения трудных проблем («мозговой штурм») основан на том, что участники коллектива задают автору идеи решения наводящие вопросы, примеры, контрпримеры (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995; Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. – М., 1984; Подольська Є. А. Філософія. – К.: ІНКОС, 2006; МоисеевН. Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 1992). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
983.38 кб

Эвристика в обучении

Долгополов Л. П.
Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе творческой самореалзации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактиче
Читать PDF
326.39 кб

Эвристика и послевузовское профессиональное образование

Садыкова А. Р.
В статье приводится краткий исторический экскурс по проблеме эвристики в науке и практической деятельности человека, обсуждаются подходы к формированию соответствующих стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.
Читать PDF
133.72 кб

Эвристика и послевузовское профессиональное образование

Садыкова Альбина Рифовна, Коржуев Андрей Вячеславович
В статье обсуждаются подходы к формированию эвристических стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.
Читать PDF
148.25 кб

Алгоритмизация и эвристика в гуманистически ориентированном обучении

Шабаев И. Г.
В статье предпринята попытка реконструкции проблематического поля взаимодействия алгоритмического и эвристического подходов в гуманистически ориентированном образовании.
Читать PDF
232.56 кб

Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета средствами эвристик

Михалищева Марина Александровна
Статья освещает возможность творческой самореализации студента в процессе обучения в университете, формирование педагогической готовности к будущей профессиональной деятельности через эвристическую деятельность.
Читать PDF
256.75 кб

Обучение школьников эвристикам на уроках математики (пропедевтический этап)

Жукова Т. С.
В статье рассматриваются возможности использования эвристик на уроках математики для отыскания решения задач, доказательства теорем. Доказывается, что некоторые навыки их применения можно формировать уже в 5-6 классах.
Читать PDF
279.77 кб

Актуальность проблемы обучения школьников эвристикам на уроках геометрии

Жукова Т. С.
Автором рассматривается вопрос о роли эвристических приемов на уроках геометрии.
Читать PDF
410.40 кб

Обучение доказательству теорем в единстве эвристики и репродукции

Шалина Ольга Николаевна
В статье обоснована целесообразность сочетания эвристического и репродуктивного методов в процессе обучения доказательству теорем на уроках геометрии, исследованы различные классификации эвристик.
Читать PDF
336.85 кб

Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания

Фролов А. А., Фролова Юлия Николаевна
В работе показано, что эвристика на основе представлений о законах продуктивного мышления организует процесс творческого мышления, включая в себя направляющее системное алгоритмическое структурирование этого процесса.
Читать PDF
257.49 кб

Анализ некоторых понятий педагогической эвристики

Мугаллимова Светлана Ринатовна
Общеизвестно, что для успешного решения проблемы необходимо владение эвристическими приемами.
Читать PDF
570.16 кб

Антропно-технологические методы обучения двигательным действиям с использованием средств эвристики и

Дмитриев Станислав Владимирович
Рассмотрены проблемы обучения биомеханике в образовательных физкультурных институтах. Показаны возможности перехода образовательных технологий «от школы знаний к школе мышления».
Читать PDF
246.18 кб

Проблема эвристики в обучении педагога высшей школы

Садыкова Альбина Рифовна
В статье рассматриваются идеи педагогической эвристики применительно к деятельности педагога высшей школы и процессу его подготовки в системе дополнительного педагогического образования.
Читать PDF
128.38 кб

Эффективность применения методов эвристики в процессе обучения дизайнеров

Валькова Нина Петровна
Проектирование в дизайне это поиск и отбор идей. Наиболее плодотворный результат может быть достигнут изучением и практическим внедрением нетрадиционных эвристических методов наряду с традиционными эмпирическими приемами.

Похожие термины:

  • ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    (от греч. heurisko — нахожу) — вариант построения педагогического процесса в новом ключе, совокупность педагогических положений, способов и приемов, с помощью которых формируется творческий потенциа