Эвристическая деятельность

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эвристическая деятельность
в широком смысле - наука о творчестве; в узком, более современном, - теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
образовательная технология, которая обеспечивает опережение и приоритет создания собственного образовательного продукта деятельности учащегося перед внешне заданной предметной программой. Эвристическая образовательная деятельность имеет целью участие ученика в конструировании всех элементов собственного образования: смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения, индивидуальной траектории освоения образовательных областей. Внутренние потенции учащегося, его способности проявляются и формируются раньше, чем перед ним открываются соответствующие кладовые человеческого опыта.
Предметом первичной деятельности учащегося выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Учащийся как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается «знанием всех богатств», а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается. Такой подход к обучению является эвристическим, т.е. открывающим, ориентированным на самореализацию ученика и развитие его креативных качеств.
Рассматривая эвристическое обучение в аспекте школьного образования, разграничим понятия «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность» и определим структурные компоненты последней. Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает:
– сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах;
– познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества;
– организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), т.е. методологическую и когнитивную деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.
В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание; у одного из них возникает желание написать дома прописью сто одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели относится к эвристической деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а организационно-деятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом, задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.
В то же время, сто написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.
А.В.Хуторской
Литература: Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научнопрактического исследования // Педагогика. 1999, № 7. — С.15–22.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. — М., 1998.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
834.01 кб

Моделирование когнитивной и эвристической деятельности мозга с помощью нейроэмуляторов

Еськов В.М., Хадарцев А.А., Еськов В.В., Филатов М.А.
В рамках использования нейросетевых моделей принятия решений при решении задачи бинарной классификации (задача разделения группы обследуемых, находящихся, например, в двух разных экологических или психических условиях) представлен
Читать PDF
588.72 кб

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Евдокимова Елена Гершечевна, Махова Екатерина Евгеньевна
На примере учебного предмета «история» показаны факторы, необходимые для реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности, на основе возрастных и личностных потребностей обучающихся, через призму исторических со
Читать PDF
159.31 кб

Подход к управлению образовательной деятельностью на основе операционно-познавательных эвристических

Ларин В. И.
В статье рассматривается подход к управлению образовательной деятельностью на основе операционно-познавательных эвристических модулей с использованием комплексных задач
Читать PDF
60.11 кб

Эвристическая инверсия как способ организации творческой мыслителной деятельности студентов при реше

Шелехова Людмила Валерьевна
В статье обосновывается необходимость развития у студентов инверсионного мышления; рассматривается метод инверсии при решении сюжетных задач как один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный: 1) на поиск н
Читать PDF
371.27 кб

Эвристический метод как фактор активизации творческой деятельности студентов математических специаль

Андреева Юлия Александровна
Одной из основных проблем совершенствования учебного процесса в высшей школе становится создание условий для развития творческих способностей студентов, обладающих самыми различными природными задатками.
Читать PDF
306.17 кб

Исследовательско-эвристические игры как модель творческой деятельности в процессе подготовки специал

Воробьева Е. В.
В статье рассмотрена модель исследовательско-эвристической игры как активный метод обучения, направленный на формирование творчества и воображения специалиста в сфере физической культуры и спорта.
Читать PDF
496.19 кб

Обучение САПР через сочетание алгоритмической и эвристической деятельности при решении графических з

Морякова Елена Владимировна
В статье рассматриваются элементы методики обучения работе в системе автоматизированного проектирования (САПР) «AutoCAD 2009» на занятиях инженерной графики и предлагается путь повышения эффективности обучения, описываются этапы д
Читать PDF
5.74 мб

Педагогическое стимулирование художественно- творческой деятельности учащихся в условиях эвристическ

Наурызбаева Рахат Наурызбаевна
Читать PDF
4.68 мб

Эвристическое обучение художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства

Наурызбаева Еii
Читать PDF
150.98 кб

Применение эвристических методов в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствам

Наурызбаева Рахат Наурызбаевна
Автор показывает, что этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты не только через систему непрерывного образования, но и путём художественного творческого взаимодействия учителей учащихся средствами народно
Читать PDF
99.38 кб

Концептуальная основа технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студ

Леонтьева Е. А.
В статье представлено краткое описание технологии организации эвристической учебнопрофессиональной деятельности, обоснованной на использовании комплекса открытых эвристических заданий с целью развития акмеологического потенциала б
Читать PDF
295.49 кб

Контекстно-эвристический подход как способ активизации учебно-познавательной деятельности курсантов

Зайцев А.Н., Исмаилов Ш.Н.
Читать PDF
905.13 кб

Эвристическое "погружение" как средство организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

Ефимова Надежда Николаевна, Киселева Юлия Сергеевна, Никитская Марина Петровна
Статья посвящена вопросу применения метода эвристического «погружения» как оптимального инструмента при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочное и во внеурочное время.
Читать PDF
771.94 кб

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СФЕРНО

Морозова О.Ф., Ноздренко Е.А., Жуковская Л.Н., Костылев С.В.
В статье рассматриваются особенности сферного подхода в теории социально-культурной деятельности.