ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Найдено 1 определение
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
Образована 7.5.1934 (с 1928 Биробиджанский авт. р-н). Входит в Хабаровский край Рос. Федерации. Пл. 36 тыс. км2. Нас. 220,9 тыс. чел. (1991). На терр. области проживают представители св. 100 национальностей; преобладают русские, украинцы; евреев-ок. 4%. Центр — Биробиджан.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием. В отраслях экономики занято (1989) ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 11 тыс. с высшим и св. 28 тыс. со ср. спец. образованием.
Освоение совр. терр. области началось в 40-х гг. 17 в. С заселением края в 60-е гг. 19 в. появились казачьи школы: Ми-хайло-Семеновская, Раддевская, Екате-рино-Никольская. С 80-х гг. открывались церковно-приходские школы (к 1910 — 14 школ). В нач. 20 в. действовали также гор. нач. уч-ща, школы на ж.-д. станциях и при воинских частях, миссионерские школы (создавались с целью противодействия сектантству). В условиях малой численности населения и его рассредоточенности охват детей школой был незначительным. Грамотность населения (1897, перепись) не превышала 10% (в т. ч. женщин -ок. 4%).
После установления сов. власти (1922} началась ликвидация неграмотности. Открылись школы I ступени: в Екатерино-Никольском р-не — 10 (св. 560 уч-ся), в Хингано-Архаринском р-не — 7 (св. 1500), в Михайло-Семеновском р-не — III (св. 770). Действовали также 3 школы II ступени (ок. 800 уч-ся).
В нач. 1928 началось активное переселение евреев на терр. области, открылись первые 3 евр. школы (в 1936/37 уч. г. имелось 19 евр. школ; ок. 1,9 тыс. уч-ся).
В 30-е гг. в школах взрослых обучалось ок. 1 тыс. чел., в школах для малограмотных — св. 1,5 тыс. При общеобразоват. школах действовали также классы для неграмотных. К кон. 30-х гг. грамотность среди взрослого населения составляла 92,5%.
Первые дошк. учреждения появились в 1927. В 1931 открылись 2 евр. дет. сада (35 детей). К 1934 действовало 37 дет. садов (955 детей), в т. ч. 17 еврейских (479 детей). Создавались сезонные дет. площадки (в 1934 — 5 евр., 23 русские, 4 корейские и нанайские). К 1935 действовало 38 яслей-садов (900 детей). Во 2-й пол. 30-х гг. использование родных языков в воспитат. работе стало сокращаться и затем прервалось.
С введением нач. всеобуча в 1931 действовало 30 школ (св. 7,4 тыс. уч-ся), в 1937—113 (св. 15 тыс. уч-ся). В 1937/38 уч. г. действовало св. 30 неполных средних и 12 ср. школ. Однако евр. школы не были обеспечены соответств. программами. С 1937 уменьшалось кол-во евр. школ и классов, в 1949 была закрыта последняя школа в Биробиджане, в к-рой преподавание велось на идише; почти полностью уничтожен евр. фонд областной б-ки (в т. ч. и учебники для школ).
Подготовка пед. кадров велась в Биробиджанском пед. техникуме (осн. в 1932; 9 уч-ся, 7 преподавателей; в 1937 переименован в пед. уч-ще); в 1935—40 при нем имелось отделение для подготовки учителей евр. нач. школ (существовало до 40-х гг.).
В 1992 на терр. ЕАО действовало 180 дошк. учреждений (св. 16 тыс. воспитанников; 75% детей соответств. возраста). В 1992/93 уч. г. было св. 100 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. ок. 30 нач., св. 20 неполных ср., 50 средних (всего ок. 31 тыс. уч-ся), 6 вечерних школ (500 уч-ся), 5 школ-интернатов. В 1991/ 1992 уч. г. открылась ср. школа-лицей. Обучение ведется на рус. яз. Идиш изучается с 1988 в дет. садах и школах по желанию детей и родителей (в 25 группах — св. 300 детей), а также в воскресной школе. Взрослое население может изучать идиш (с кон. 80-х гг.) на курсах при евр. культурных об-вах, на семинарах и курсах при областном ИУУ. В 1990/91 уч. г. начата на факультативной основе подготовка учителей идиш в Биробиджанском пед. уч-ще. В 1991/ 1992 уч. г. начато введение идиша как языка преподавания в нач. школе и лицее.
В 1990 организован филиал НИИ нац. проблем образования Мин-ва образования Рос. Федерации, к-рый готовит науч.-метод. пособия по преподаванию идиша, разрабатывает модель школы в условиях многонац. региона. Изданы на идише «Букварь» X. Бейдера, С. Сандлера и др. (1982); «Книга для чтения» А. Вер-гелиса (1989); «Самоучитель языка идиш» С. Сандлера (1989).
Подготовка пед. кадров ведется в Биробиджанском пед. ин-те (осн. в 1989); в составе дневного отделения 5 ф-тов: педагогики и методики нач. обучения; дошк. педагогики и психологии; филологический; математический; преподавателей англ. яз. и яз. идиш (400 студентов). В 1991/92 уч. г. открыт отдел заочного обучения (100 студентов) с ф-тами педагогики и методики нач. обучения, дошк. педагогики и психологии. Действуют 7 ПТУ (2,5 тыс. уч-ся) и 6 ср. спец. уч. заведений (техникумы: с.-х., механико-технол., маш.-строит.; училища: пед., мед., культуры) с 4,9 тыс. уч-ся. Имеются 6 домов учащейся молодежи, 5 ДЮСШ, 1 худож. и 10 муз. школ, станции юных натуралистов, туристов, техников и др. В сфере образования занято св. 3 тыс. педагогов, в т. ч. в школах 2 тыс. учителей (св. 61% с высш. образованием). 16 учителям присвоено звание засл. учителя школы РСФСР.
Переподготовку пед. кадров осуществляет ИУУ (осн. в 1971; ежегодно св. 2 тыс. слушателей).
Лит.: Бакун Д., Школа Дальневост. края на социалистич. стройке, Хабаровск, 1931; Колосков Г., Из истории нар. образования на Д. Востоке, Хабаровск, 1957; Красильникова Л. В., Изменение социального состава учащихся и введение нач. всеобуча на Д. Востоке (1926—1932), в кн.: Из истории Д. Востока, Хабаровск, 1976; На берегах Бирмы и Биджана, Хабаровск, 1981. Т, А. Фаин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
361.87 кб

НАУКА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Пациора А.Ю.
Читать PDF
369.96 кб

РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Панов С.В.
Читать PDF
258.70 кб

НАУКА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Улискова А.А.
Читать PDF
313.69 кб

Научно-педагогические исследования в Еврейской автономной области

Никитенко В. Н.
Читать PDF
392.58 кб

НАРКОСИТУАЦИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аносова С.В.
На основе данных социологического опроса 2012 г.
Читать PDF
838.94 кб

ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ И "ЕВРЕЙСКИЙ ФАКТОР" В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Чернов Михаил Игоревич
Статья посвящена анализу текущей ситуации в еврейской общине Еврейской автономной области, анализу роли и места «еврейского фактора» в социальной структуре ЕАО.
Читать PDF
165.40 кб

Сельское население Еврейской автономной области - стратегии выживания

Соловченков С. А.
В статье на основании анализа социологической информации приводится совокупность стратегий адаптации, позволившая сельским жителям Еврейской автономной области сохранить нормальные условия жизнеобеспечения
Читать PDF
1.89 мб

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Суховеева А.Б.
В статье рассмотрены современные тенденции смертности населения Еврейской автономной области за период 1990-2015 гг.
Читать PDF
1.01 мб

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Комарова Т.М.
В статье представлен анализ рождаемости в Еврейской автономной области за 1990-2015 гг., показано, что, несмотря на увеличение коэффициента рождаемости, абсолютное число новорожденных не достигло уровня 2008 г.
Читать PDF
240.09 кб

Опыт профилактики йоддефицитных состояний в Еврейской автономной области

Антонова М. С.
Читать PDF
1.61 мб

НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Калинина И.В., Соловченков С.А.
В статье, на основании анализа результатов социологического исследования, проведенного на территории Еврейской автономной области, рассматриваются возможности развития нестандартной занятости в сельской местности.
Читать PDF
1.27 мб

Роль и место молодёжи в социальной структуре Еврейской автономной области

Луценко Екатерина Леонидовна
В статье рассмотрено представление о социологии молодёжи как комплексной научной проблеме, её концептуальных особенностях, понятиях и категориях; о молодёжи как объекте и субъекте социальных преобразований в Еврейской автономной о
Читать PDF
671.53 кб

Среда обитания и риск заболеваемости населения Еврейской автономной области

Клинская Е. О.
Проведен анализ качества среды обитания и эпидемиологического риска развития заболеваний органов дыхания, новообразований, эндокринной системы, крови и кроветворных органов населения (взрослые, подростки, дети) Еврейской автономно
Читать PDF
571.43 кб

Этнокультурная адаптация мигрантов-студентов в Еврейской автономной области

Титова Екатерина Валерьевна
Представлены особенности этнокультурной адаптации мигрантов-студентов в местную среду.
Читать PDF
328.88 кб

Социально-структурная характеристика населения еврейской автономной области

Кутовая С. В.
В статье отражены основные социально-структурные характеристики населения Еврейской автономной области, дифференцированные по социально-профессиональному статусу и престижу, материальному положению и социальным слоям, доступности