ЭТОС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭТОС
особые социальные и культурные характеристики и нормы, присущие группе, организации или обществу в целом. Социализация путем принятия и усвоения преобладающего Э. обычно является важным условием вступления в состав групп или организации, подобных религиозным общинам или школьной среде.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЭТОС
от греч. еthos - характер, нрав) — термин в античной философии, обозначавший привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область Э. составляет особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭТОС
нравственно-этическая сторона речи, связанная с условиями её произнесения (написания) и непосредственно влияющая на её содержание и отбор выразительных средств. В Э. речи проявляется и оценивается личность человека-ритора по нравственно-этической уместности его высказываний, связанной с фактурой, временем, местом, сроками ведения речи, знанием того, кто, кому, когда, при каких обстоятельствах, с какой целью, каким образом и что может сказать.
Если в античной риторике Э. представлял собой нравственное начало (М.Р. Львов), то и сегодня под Э. понимается «этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определённые действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания» (С.Ф. Иванова).
Э., пафос и логос рассматриваются как базовые качества языковой личности, претендующей на ответственное право участвовать в убеждающей речи. Категория Э. как «нравственного, морального права на убеждающую, влиятельную речь» лежит в основании философской сути риторики. Понимание ритором (участником речи) категорий добра, истины, блага, его нравственно-философская позиция позволяют затем развернуть последующие категории логоса как «созидательной идеи, творческой мысли», реализовать категорию пафоса как «эмоциональной силы слова, способной ... побудить людей к действию во имя утверждения добра, прояснения истины» [Иванова 1997: 6].
Э., пафос и логос — центральные категории риторики. Э. создаёт условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях Э. Соответственно Э. частично определяется содержание речи, по крайней мере, «её тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной» [Рождественский, 2004: 40]. Поэтому Э. есть «знание уместности высказывания» [Волков 1996: 17].
Э., пафос и логос можно рассматривать также как последовательность акта порождения и создания речи. К условиям речи относятся внешние правила словесности, которыми определяются её внутренние правила. Всякий замысел речи осуществляется в связи с фактурой, временем, местом, условиями речи в целом, диктуемыми ими темой и содержанием речи, а затем осуществляется определёнными речестилевыми средствами, куда входят отбор слов, синтаксико-стилистическое построение текста и привлекательное произношение.
В русских классических риториках вопросы риторического Э. не разрабатывались, поскольку считалось, что русское общество придерживается единых духовно-нравственных принципов [Волков 1996]. В наше время вопросы риторического Э. занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поэтому этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей. Общая риторика изучает условия, закономерности этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Именно этико-нравственное начало потребовало выработки понятия ораторских нравов — этических требований, предъявляемых обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающих принципиальное право на публичную речь. Совокупность этих требований — характеристик личности ритора — может меняться в разные эпохи, что связано с общим стилем жизни, нравственными устоями и образцами поведения, которые приняты в данном обществе.
Сложность современной этико-философской (нравственной, идеологической) ситуации в России 90-х годов XX в. — начала XXI в. состоит в отсутствии ясных этико-идеологических ориентиров, государственного «единомыслия», вовсе не отрицающего возможностей дискуссии и «разномыслия», сплачивающей национальной идеи, выраженной риторическими средствами. Идеология плюрализма и толерантности, характерная для общества массовой коммуникации в целом, сформировала общественное мнение об относительности нравственно-этических и философско-идеологических норм. В то же время можно с безусловностью говорить о развитии этико-философской культуры, которая имеет глубокое обоснование в речевой культуре России и находит выражение во многих современных философских, научных и публицистических текстах.
Лит.: Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2009; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Львов М.Р. Риторика: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2003; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре. М., 2003.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
287.98 кб

Логос и этос социальной модернизации: образовательный аспект

Кузнецова Аюна Мэлсовна, Кузнецов Алексей Евгеньевич
В статье выявляется и описывается суть модернизационных процессов. Прослеживается взаимокорреляция модернизации и институтов образования.
Читать PDF
274.20 кб

Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза

Шестак Валерий Петрович, Шестак Надежда Владимировна
Анализируется актуальная тема публикационной активности преподавателей высшей школы, ее связь с современным состоянием этоса вуза консолидированной характеристикой вузовского академического сообщества.
Читать PDF
339.61 кб

Этос педагогического сообщества: повседневные практики учащихся и учивших Западной Сибири (конец XIX

Чуркина Н.И.
В статье проводится анализ становления этоса профессионального сообщества Западной Сибири в конце XIX -начале XX вв. с использованием подходов и методов «истории повседневности».