Этнография

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭТНОГРАФИЯ
наука, основным объектом обучения которой являются народы мира, она исследует их сходство и различия, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Этнография
гр. – народ, описывать) – наука о народах мира – этносах, их характерных этнических чертах. Эта наука описывает этнический состав населения территорий, происхождение народов и народностей, историю общественных форм жизни; изучает современное состояние, традиции, обычаи, культурные ценности, современное состояние. Этнография дает общую картину человечества, историю его прогресса. Выделилась она из географии в середине XIX века. И до сего дня имеет разные названия: «этнология», «народоведение», «культурная антропология». Этнография изучает также и славян, и русский народ, рассматривает его место и роль в развитии мировой культуры и цивилизации.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Этнография
гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания -источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с XIX века преимущественно при "изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру".[29] Крупные этнографы конца XIX -нач. XX века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты. В России основным объектом исследования этнографии "является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно сточки зрения выявления ее этнической специфичности", "этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук". [30] Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилев (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы -расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
443.18 кб

Интеграционные методы обучения предмету «Манасоведение» с этнографией и топонимикой

Мадумарова М.К.
В данной статье рассматриваются вопросы введения новых технологий обучения с целью вызвать интерес студентов к получению знания и дать углубленное знание.
Читать PDF
437.75 кб

О месте и роли этнографии в системе исторического образования ГГПИ (1991–2012 гг. )

Ившина Мария Владимировна, Волкова Люция Аполлосовна
Представлен системный обзор традиций и основных тенденций современного состояния этнографических исследований в структуре образования на историческом (историко-лингвистическом) факультете ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педа
Читать PDF
114.54 кб

Изучение этнографии якутов через организацию проектной деятельности школьников

Шевелёва Варвара Николаевна
В данной статье автор обобщает опыт по изучению этнографии своего народа через организацию проектной деятельности школьников, как эффективную форму работы, формирующую творческую, исследовательскую компетенцию и воспитывающую чело
Читать PDF
313.72 кб

Омскому этнографическому научному центру 35 лет

Корусенко С. Н., Смирнова Т. Б., Томилов Н. А.
Читать PDF
2.09 мб

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ПЕРМСК

Вострокнутов Артем Викторович, Моряхина Кристина Викторовна, Семенов Даниил Александрович
В данной статье представлена разработка рабочей тетради для Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья.
Читать PDF
361.57 кб

Методическая система развития межкультурных умений у студентов на основе коммуникативно-этнографичес

Дудин Артем Андреевич
Коммуникативно-этнографический подход является одним из инновационных подходов к формированию межкультурной компетенции обучающихся в условиях погружения в аутентичную социокультурную среду.
Читать PDF
102.45 кб

Этнографическая сущность общекультурных и профессиональных компетенций будущего педагога в области н

Айрих Яна Александровна
В статье анализируются общекультурные и профессиональные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» профи
Читать PDF
165.06 кб

Фольклорно-этнографическая анимация как компонент профессиональной подготовки кадров для внутреннего

Виноградова О.В.
Исследуется значение фольклорно-этнографической анимации как компонента про фессиональной подготовки кадров для внутреннего туризма.
Читать PDF
847.56 кб

Этнографические игры как метод воспитания этнической толерантности на занятиях краеведения с детьми

Киселева Анна Александровна
В статье обосновывается использование этнографических игр для воспитания этнической толерантности детей младшего школьного возраста на опыте педагогов МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о.
Читать PDF
159.90 кб

Миссионерская наука и историко-этнографический музей: предыстория создания музея в Казанской духовно

Фендель Елена Робертовна
В статье на документальной основе рассматривается проблема возникновения новых средств объективации знания в процессе эволюции вузовских дисциплин, в частности, возникновения вузовского музея как средства репрезентации принципиаль
Читать PDF
429.39 кб

Историко-этнографический аспект использования поощрений и наказаний в воспитании детей

Щеглова А.Е.
В статье впервые выявлен один из основных этапов исторического процесса эволюции поощрения и наказания в древнейших обществах и государствах, в эпоху Античности и Средневековья, дана ретроспективная оценка прогрессивных концепций
Читать PDF
1.95 мб

Коммуникативно-этнографический подход к обучению иностранному языку

Дудин Артем Андреевич
Работа посвящена анализу генезиса задач и содержания коммуникативно-этнографического подхода к обучению иностранному языку и культуре. Автор рассматривает зарождение подхода и его задачи, которые ставились в 90-е гг. ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Классификация этнографических компетенций будущих педагогов-хореографов

Айрих Яна Александровна
В статье анализируются основные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильного модуля «Руководств
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая направленность фольклорных и этнографических материалов П. И. Тамбиева

Хатит Фатима Рамазановна, Поддубная Татьяна Николаевна, Агошкова Ольга Владимировна, Ожева Светлана Борисовна
В статье анализируются фольклорные и этнографические педагогические материалы, собранные П.И. Тамбиевым. В фольклорных записях П.И.
Читать PDF
916.60 кб

Культурное и природное наследие как основа для развития экологического и этнографического туризма на

Грушенко Эдуард Борисович
В статье рассматриваются проблемы и перспективы использования туристско-рекреационного потенциала регионов и центров туризма Европейского Севера. Особое внимание уделено развитию этнографического и экологического туризма

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА, этнология детства

    междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнит, изучением традиц. способов воспитания детей
  • ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА

    этнология детства, междисциплинарная отрасль знания, занимающая пограничное положение между этнографией, социологией, психологией и педагогикой и занимающаяся сравнительным изучением традицио
  • ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ

    от греч. ethnos — народ и grapho — пишу) — отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение (этногеография) и культурные, исторические взаимоотношения народов мира, их