Этика

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Этика
совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ЭТИКА
(греч. ethos обычай, характер) 1/ учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, 2/ система норм нравственного поведения человека.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЭТИКА
учение о морали, нравственности, ее нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии; совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭТИКА
(от лат. обычай)система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению друг к другу.
Социальная этика — этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе.
Этика специалиста — кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, который вытекает из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Этика
лат. – нрав, обычай) – ветвь философского знания, исследующего природу морали и нравственности, законы их исторического развития и роли в общественной жизни. Этика рассматривает нормы человеческой жизнедеятельности с позиций добра и зла. В основе морали могут лежать разные идеи: религиозная нравственная санкция, эвдемонизм как эгоистическое стремление к счастью, классовые интересы и др. Существует христианская этика, основанная на нравственных идеалах Библии, на признании Нагорной проповеди и трех святых добродетелей – веры, надежды и любви, идеях греха и искупления. Существует также и профессиональная этика, в частности, педагогическая. Этика играет огромную роль в жизни человека. Это своего рода система защиты от полного своеволия и нормативные нормы бесконфликтного взаимодействия.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Этика
греч. ethika, от ethikos — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Классификация этических ценностей Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности). Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими). Более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

ЭТИКА
греч. ethika от ethos — обычай; нрав, характер) — 1) учение о морали, нравственности, о ее нормах и роли в обществе как философская дисциплина и одна из форм идеологии (термин Аристотеля). Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно правильные) поступки; исследует что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей убеждения и поведения, в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь, напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. В царстве этически значимых ценностей различаются: главные человеческие ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, силы, свободы, воли, целеустремленности, страдания, предвидения); добродетели (справедливость, ответственность, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение); частные этические ценности (ценность личности, любовь к самому далекому и др.); 2) совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы (врачебная этика, педагогическая этика).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЭТИКА
(лат. ethica от гр. ēthos – обычай, характер) – 1) Принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. 2) Практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос». По аналогии с термином «этический» и для его точного перевода Цицероном было образовано слово «моральный» (moralis). В последующем от прилагательного «моральный» возникает существительное «мораль», которое и является латинским эквивалентом термина «этика». В некоторых европейских языках появились термины, являющиеся аналогами древнегреческого слова «этика» и латинского слова «мораль», например, «нравственность» в русском. Эти три термина приобретают в истории культуры смысловые различия. Общепризнано, что этика – нормативная наука. Отделив этику как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель тем самым подчеркнул, что она определяет, на что в конечном счете направлена человеческая деятельность и в чем состоит ее совершенство (добродетельность, добротность). Этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. По этому критерию можно выделить следующие разновидности этики: гедонизм, эвдемонизм, внутренняя стойкость, сентиментализм, созерцание, утилитаризм, любовь, скептицизм и др. Этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самого себя. Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, впечатанное в язык самой жизни, то этика есть сознание сознания жизни. По родовой принадлежности этика относится к философии, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она составляет ее нормативно-практическую часть.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЭТИКА
практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие "этический", от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова "этос". По аналогии с термином "этический" и для его точного перевода Цицероном было образовано слово "моральный" (moralis). В последующем от прилагательного "моральный" возникает существительное "мораль", которое и является латинским эквивалентом термина "Э.". В некоторых европейских языках появились термины, являющиеся аналогами древнегреческого слова "Э." и латинского слова "мораль", - например, "нравственность" в русском. Эти три термина приобретают в истории культуры смысловые различия. В частности, сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под Э. по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) - ее предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение до настоящего времени не закрепилось. Так, например, в русском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова "этика", "мораль", "нравственность" не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например, "мораль сей басни такова", "этика учителя" и пр.). Размышления о предмете Э. в истории европейской этики концентрировались вокруг ряда проблем: соотношения счастья и добродетели, индивидуальной Э. и социальной Э.; роль разума и чувств в моральной мотивации; соотношение свободы и необходимости человеческого поведения и др. Для понимания своеобразия Э. первостепенную значимость имеет вопрос о соотношении ее нормативного и теоретического содержания. Является общепризнанным, что Э. есть нормативная наука. Отделяя Э. как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она определяет, на что в конечном счете направлена человеческая деятельность и в чем состоит ее совершенство (добродетельность, добротность). Э. изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. По этому критерию можно выделить следующие разновидности Э.: гедонизм, эвдемонизм, внутренняя стойкость, сентиментализм, созерцание, утилитаризм, любовь, скептицизм и др. Э. можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самого себя. Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, впечатанное в язык самой жизни, то Э. есть сознание сознания жизни. Решающая причина потребности морального сознания во вторичной рефлексии состоит в конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит тогда, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, обосновать необходимость морали и дать новое ее понимание. По родовой принадлежности Э. относится к философии, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она составляет ее нормативно-практическую часть.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭТИКА
философское учение об основных принципах морального (нравственного) поведения. Поскольку моральные принципы имеют характер правил, с которыми должны сообразовываться действия человека, постольку этика, вместе с тем, является наукой о законах или нормах человеческого поведения. Самые общие позитивные этические категории: благо, добро, совесть, долг и т.д. Отрицательные категории этики объединяются в общем понятии зла. Этические системы, выводящие моральные принципы из природы самого субъекта, давление какого-либо внешнего авторитета, являются автономными. Напротив, этические системы, в которых моральные нормы являются внешними по отношению к действующему субъекту (например, заповеди религии или законы государства) характеризуются как гетерогенные. Эмпирические, напротив, выводят их из пережитого человеком жизненного опыта. Системы апеллирующие к индивидууму как носителю моральных норм, противостоят универсальным системам, выводящим моральные ценности из некой социальной общности или даже мира в целом. С психологической точки зрения можно различать также мораль и соответственно этику чувств и мораль (этику) рефлексии. Этика как наука возникла в Античности. Пифагор и пифагорейцы основывали устройство Вселенной на таких принципах как гармония, порядок и мера. Отсутствие меры характеризовалось как зло, нарушение душевной симметрии — как порок. Гераклит выступал как родоначальник этического универсализма. Быть нравственным, по Гераклиту, значит быть причастным единому вселенскому разуму Сократу был присущ этический интеллектуализм; нравственные и научные знания у него идентичны. Подлинное знание, по Сократу, имплицитно включает в себя правильное действие. Тот, кто знает, что такое добро, всегда действует в духе добра. И поскольку душа — источник высших ценностей, постольку человек стремится к добру, благу как своей цели. Сократ абсолютизировал общие, абсолютные ценности, по сути, проигнорировал историчность нравственных норм. Платон из различения мира идей и мира чувственных вещей выводит также и два вида добродетели. Обыкновенная добродетель покоится на привычке и обычаях. Она соблюдается человеком не из убеждения, а из личных интересов. Высшая добродетель покоится на постижении разумом таких идей, как благо (благо — самая высокая идея), единое, разум, бог, истина, красота и т.д. Эти идеи имеют значение абсолютной мировой цели, идеала человеческого существования. Важные мысли относительно этики высказал и Аристотель. Он критически отнесся к утверждению Сократа о том, что добро есть правильное усмотрение. По Аристотелю, в состав добродетели входят не только знания, но и склонности и нравы. Душа, сердце человека также должны воспринимать добро. По мнению Сократа, все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Последнее благо, последняя цель человека — счастье. Высшее благо и счастье человека — совершенствование себя как человека, жизнь в согласии с добродетелью. В целом этика античности была благородной и гуманистической, но в нее не вписывались страдания, зло, смерть, грех. Однако страдающий человек нуждался в утешении, спасении. Христианство ему это обещало: пусть не в земной, пусть в небесной жизни, но человека ждет спасение, Бог ниспошлет ему свою благодать. Мыслители Возрождения, считая, что этические принципы христианства принижают человека, призвали возродить гуманистические ценности античности. Они провозгласили естественным всё, что служит самосохранению, достоинству и счастью человека. При этом они придавали большее значение тем добро 101 детелям, которые касаются общественной жизни, нежели тем, которые относятся к частной нравственности. Счастье невозможно обрести, если не творить дела добрые, справедливые и достойные. Эпоха Нового времени рационализирует этику. Спиноза, в частности, утверждает: достоинство человека — его разум. Когда человек действует в духе разума — он свободен, когда под влиянием страсти, аффектов — он раб. Однако людей не столько следует поучать порками, сколько указывать на преимущества добродетели. Первая заповедь добродетели, считает Спиноза, — самосохранение. Исследуя общественную жизнь, отмечает философ, надо не приходить в негодование, а стараться понять людей. Это важное условие для выработки правил человеческого общежития. Эти правила невозможно основать на началах только индивидуальной нравственности, на таких частичных добродетелях, как разум, порядочность и свобода; главная добродетель общественной жизни — безопасность людей. Важные этические идеи высказал Г. Лейбниц, также выдающийся представитель эпохи Нового времени. Г. Лейбниц придавал большое значение воле. Воля — сознательная устремленность к знанию. Воля зиждется на сознании инстинктов. Моральная воля есть родовой инстинкт. Всем людям от природы присущи задатки гуманности, и они являются основанием всякого гражданского и религиозного законодательства. По Г. Лейбницу, даже у животных имеется аналог моральных инстинктов, поскольку они любят своих детенышей. Человек же тем совершеннее, чем более сознательно детерминирован к добру. Надо следовать Богу, добродетели, желать каждому человеку счастья как самому себе, и цель будет достигнута — все будут счастливыми. Для Д. Юма свобода воли, как и для Лейбница, имеет ключевое значение. Он рассматривает человека как автономное существо, определяющее самого себя и законы своих действий прежде всего посредством чувств удовольствия и боли. В моральном плане Д. Юм — приверженец утилитаризма: счастье общества — вот основа нравственного поведения. Философ отвергает связь этики с религией. Корни религии — в страхе перед смертью, в стремлении обеспечить себе будущую жизнь. Просветители еще более усилили рационалистические акценты в философии этики. Назначение человека — познавать истину, делать добро и наслаждаться красотой, добиваться гармонии в своем мышлении, ощущении и действии. Человек свободен и жить может только вместе с другими свободными людьми. Творить, создавать культуру люди могут только сообща, только совместно. Основа нравственной жизни — взаимодействия между индивидуальностью и универсальностью, между частным и общим интересом. Великий философ-просветитель, представитель классической немецкой философии И. Кант утверждал, что в основе морального закона лежит справедливость, но чтобы она была достигнута, нужны свобода, бессмертие. Бог. Он отверг утилитаризм, подчеркивая что, цена морали в ней самой. Все моральные суждения существуют в разуме априори. Мораль тогда имеет цену, когда человек действует в соответствии с чувством долга. Просвещение — решающее средство разрешить противоречие между индивидуальным и общественным, между личностью и обществом, утвердить человеческое достоинство и свободу, главное условие нравственного совершенствования человека. Человек сам должен помочь себе! С точки зрения Гегеля, другого выдающегося представителя классической немецкой философии, мораль — это внутреннее убеждение личности. Здесь никакое давление, насилие недопустимо. Нравственность же — объективированная мораль. Нравственность всегда предполагает поступок: в нравственном поступке на первом плане всегда суть (а не Я), т е. всеобщее содержание, а не своекорыстные интересы. С яростной критикой рационалистической традиции в европейской культуре выступил Ф. Ницше. Рационализм парализует жизнь. Вскормленный, точнее перекормленный, рационализмом человек уже не отваживается действовать естественно, «отпустить удила», довериться своему инстинкту. Рационализм учит справедливости, но жизни не нужна справедливость, наоборот, ей нужна несправедливость, жизнь несправедлива по своему существу, она есть воля к власти. В противовес Богу христианства Ницше апеллирует к «совершенно беззаботному и неморальному Богу-художнику», который «как в созидании, так и в разрушении, в добром, как и в злом, одинаково стремится ощутить свою радость и свое самовластие. Примечательно, что во многих героях Ф.М. Достоевского Ф. Ницше увидел совсем не то, что хотел показать и показал писатель. Для Ницше преступники, с которыми Достоевский жил в остроге, были «ценнее во сто раз», чем «сломленные христиане». Наш вывод: этика должна быть бескомпромиссной в защите максимы: жизнь, свобода человека — превыше всего. В свое время Кант сформулировал формальное правило, обеспечивающее соблюдение этой максимы: поступай так, чтобы ты и другой могли сказать, что твои поступки одновременно являются и всеобщим законам поведения. Каждый, кто игнорирует эту максиму, поступает аморально и асоциально. Сегодняшняя действительность, как никогда прежде, требует утверждения общечеловеческих ценностей. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а быть многим. Совесть, чувство онтологической вины за все происходящее в мире должны сегодня выдвинуться на первый план в иерархии норм поведения человека. Он должен мыслить глобально, должен осознать свою ответственность за окружающий мир, должен гармонизировать свои отношения с природой, должен понять, что цивилизация выступает как органическое существо природы, общества и человека. Он должен осознать, что человечество едино; едино как вид, что сегодня нужна общая, единая концепция этики, общая единая концепция выживания, спасения и развития природы, культуры, жизни. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ЭТИКА
лат ethica, от греч etmke tech-пе - наука и иск-во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к-рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой) Центр частью Э он считал учение о добродетелях как нравств. качествах личности, в его системе уже присутствовали мн «вечные вопросы» Э о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравств. поступков, высшем благе, справедливости и т п
На протяжении всей своей истории Э выступала одновременно и как практическая (нравственная) философия, т с учение о правильной и достойной жизни, и как знание о морали (о ее природе, происхождении и т. д. ) Тем самым Э выполняла две общественно значимые функции - нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую Относительная самостоятельность, несовпадение этих функций послужили причиной постепенного обособления в составе Э двух взаимосвязанных частей - нормативной Э и теоретич. Э, ориентированных соответственно на жизнеучение и на познание морали Во 2-й пол 20 в размежевание этих частей Э привело к фак-тич оформлению их в разные дисциплины Такое разграничение во многом обусловлено дидактич. требованиями, связанными с организацией преподавания Э в уч заведениях (школах, колледжах, унтах и пр) Включение Э в уч программы - тенденция, характерная для всех развитых стран Курс Э может вводиться с целью оказать позитивное воздействие на нравств. сознание обучаемых, на их ценностные ориентиры, в этом случае содержание курса составляют в основном нормативные компоненты этич. учений, если же акцентированной целью является повышение мировоз-зренч культуры учащихся, получение ими знаний об обществе, механизмах его регуляции (к числу к-рых относится мораль) и т и, то упор делается на науч. -объяснит аспектах Э Хотя ожидаемый воспитательный или познават. результат преподавания этого предмета зависит от мн метод и содержат факторов, исходный выбор нормативной или теоретич. Э в качестве основы уч курса имеет определяющее значение Напр., планируемый педагогом нравств. -воспитат. эффект разработанного им курса Э часто не достигается из-за того, что учащимся преподносится в основном описательный и объяснительный (теоретич) материал Такая ошибка обычно является следствием глубоко укорененной в пед.среде «просветительской» иллюзии, будто любое знание (а тем более знание о морали) само по себе благотворно для личности, нравственно возвышает ее и т и Чтобы избежать подобных ошибок в преподавании Э, необходимо ясно различать ее нормативную и теоретич. проблематику
Нормативная этика - система моралистич рассуждений, имеющих целью поддержание в обществе фундамент нравств. ценностей Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях Нормативно-этич. учение провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравств. идеалов, принципов, правил и норм поведения В отличие от голого морализаторства, для к-рого характерны назидательность, внушение, ссылка на авторитеты и образцы для подражания, нормативная Э апеллирует к разуму, ее методы - доказательство, довод, аргумент. Если морализаторство как пед. прием уместно по отношению к неразвитому (детскому или малокультурному) сознанию, то нормативная Э. обращена к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений морали способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутр. импульс (чувство долга, нравств. мотивацию поведения). Нормативно-этич. размышления и доказательства образуют одно из средств формирования нравств. убеждений.
Будучи филос. дисциплиной, нормативная Э. непосредственно не занимается доказательством конкретных, частных моральных оценок и предписаний. Выработка и обоснование нравств. императивов применительно к единичным или типовым ситуациям, с к-рыми люди сталкиваются в своей личной и обществ. жизни, - область деятельности проповедников, литераторов-моралистов, педагогов, создателей проф. этич. кодексов («врачебная Э.», «Э. бизнеса» и т. п.), т.е. вообще воспитателей в широком смысле этого понятия. Вся эта деятельность представляет собою конкретизацию и практич. применение нек-рых общих этич. принципов; т. о., воспитатель опирается, в конечном счете, на ту или иную философскую нормативно-этич. позицию.
Особенность нормативной Э. как философии морали в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, к-рые служат ориентиром для воспитателя-практика. Гл. задача филос. обоснования морали - придать им надындивидуальный статус и утвердить безусловность моральных требований. Философ-моралист, как правило, выступает не от себя лично, не от имени к.-л. социального института (в этих случаях его суждения несли бы на себе печать произвольности, необязательности), но как проводник некой высшей идеи. Такой непререкаемый статус моральные императивы и оценки приобретают путем придания им либо сакрально-сверх естественного (мистич., божественного), либо естественно-объективного смысла. В первом случае категоричность принципов и норм морали обеспечивается абсолютным авторитетом Бога, во втором - принадлежностью к объективному миропорядку, с неотвратимо действующими законами к-рого человек вынужден считаться. Эти два способа обоснования морали определяют общие направления нормативно-этич. мысли, внутри к-рых имеются многочисл. ответвления.
В религ. учениях ведущий мотив авторитарного обоснования морали - это понимание Бога как олицетворения Добра, а норм нравственности как божеств, заповедей, благодаря чему эти нормы в сознании верующего получают позитивное и безусловно обязующее значение. Нередко Бог выступает в качестве всеведущего стража своих заповедей, неотвратимо воздающего сообразно грехам и заслугам человека. В этом случае мораль подкрепляется уже не столько сакральным авторитетом и самоценностью Добра, сколько угрозой наказания или обещанием награды, поэтому исчезает и собственно моральный смысл такого обоснования. Однако авторитарный подход не был доминирующим в истории Э. Гораздо большее место занимал второй способ, связанный с объективацией моральных ценностей, вследствие чего они становились безальтернативными и в этом смысле - абсолютными. Доказывая объективность добра, долга и пр., философ тем самым обосновывает эти ценности, заставляет разумного индивида принять их и согласиться с ними. Так, в учении Платона добро, или благо, - это объективно сущая «идея», воплощающая в чистом виде интегральную высшую ценность как таковую. Подобные ценности, стоит только признать их объективность, немедленно приобретают нормативный целеуказующий смысл. Платон вслед за Сократом считал (с нек-рыми оговорками), что человек, познавая объективное добро, становится тем самым добродетельным. Иначе трактовал объективность морали филос. рационализм нового времени, растворявший нормативно-этич. проблематику в теории познания. Для Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Канта объективность нек-рого суждения (в т. ч. морального) означала его логич. необходимость, принудительность для разума. Знаменитый категорический императив и представлял собой такого рода необходимое положение (максиму), с к-рым, как полагал Кант, не может не согласиться всякое разумное существо, а потому формулирование этой максимы само по себе уже есть ее рациональное обоснование. Сходную позицию занимали представители интуитивизма 18—20 вв. (Р. Прайс, Дж. Э. Мур и др.); согласно их взглядам, «моральная истина» воспринимается непосредственно (интуитивно) как самоочевидная, что и служит ее обоснованием. В этих концепциях признавалась автономность морали, т.е. предполагалось, что собств. основоположения морали объективны, абсолютны и не нуждаются в постороннем подкреплении.
Концепции гетерономной Э. ставят принципы морали в зависимость от других, более глубоких и прочных оснований, придающих этим принципам содержат, определенность и обязательность. В качестве таких оснований выступают разл. филос. положения, в к-рых фиксируются те или иные характеристики мира, общества, человека. Так, идея мировой необходимости, объективной предопределенности всех событий, их неподвластности человеку послужила основанием для жизнеучения, проповедующего смирение, самообуздание, мудрое бесстрастие и т. п. [направления в китайской (даосизм) и др.-греч. (стоицизм) философии]. Из представлений об объективном «законодательстве» природы сложились императивы типа «жить в согласии с природой», «все естественное является благом» и др. (учения др.-греч. философов - киников, софистов и др.). Если при этом имелась в виду не внешняя, а человеческая природа, то указанные императивы трансформировались в призывы: «слушать голос собственной природы», «следовать своим естественным стремлениям» и т. п., что составило основу нормативно-этич. натурализма, представленного учениями гедонизма, эвдемонизма, теорией эгоизма.
В 19—20 вв. широкое распространение получили концепции, в к-рых мораль обосновывается ссылкой на объективные законы развития природы или общества, т.е. должными или оправданными признавались поступки, согласные с направлением естеств. эволюции (эволюц. Э.) или соответствующие объективному ходу, тенденциям, «объективным потребностям» истории (марксистская Э.). Особую линию образуют концепции, в к-рых роль объективного основания морали играют внеморальные ценности. «Объективность» этих ценностей нередко отождествляется с их социальным, т.е. надындивидуальным или над-групповым статусом, и в этом случае нравств. императив, обращенный к личности или группе, обосновывается следующим образом: нечто является добрым или должным, поскольку служит общественному (всеобщему) благу, социальному прогрессу, установлению справедливого строя, интересам гос-ва или нации, либо направлено на достижение наиб. счастья для наиб. числа людей (утилитаризм) и т. д. В др. случаях объективные внеморальные ценности понимаются как «внечеловеческие», абсолютные, высшие (божеств, самоволие, стоящее «выше» добра; космич. цели и т. д.), так что моральное достоинство поступков, обязующий характер соответствующих предписаний определяется их подчиненностью высш. ценностям-целям (телеология, учение о целесообразности мироустройства).
Теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Эта наука отвечает на вопросы: что такое мораль, чем она отличается от др. обществ. феноменов; каково ее происхождение, как она менялась исторически; каковы механизмы и закономерности ее функционирования; в чем состоит ее социальная роль и т. д. Вся эта проблематика стала оформляться в явном виде лишь в 18 в. Кант усматривал специфику морали в самодостаточности, безусловной обязательности и универсальности ее императивов (формализм, абсолютизм). А. Шефтсбери, Д. Юм и др. видели отличит, признак моральных оценок и предписаний в их особом психич. субстрате -«нравств. чувствах» (психологизм). Юм отмечал также и логич. своеобразие моральных высказываний («суждений должного»), их невыводимость из высказываний о фактах («суждений сущего»). Развитием этой мысли явились идеи о невозможности науч. обоснования морали (неопозитивизм), о наличии особой («деонтической») логики морального рассуждения и т. д. Для представителей интуитивизма специфичность морали означала несводимость морального мотива к любому другому, уникальность содержания моральных понятий (добра, долга), их нередуцируемость к какому-то др. содержанию. Так, Мур всякое определение добра через др. понятия квалифицировал как «натуралистич. ошибку»; эта ошибка, по его мнению, характерна для всей трс., «щ. Э. Мн. философы разл. направлений (Аристотель, Кант, А. Шопенгауэр и др.) необходимым признаком морального сознания признавали свободу воли, без к-рой, полагали они, невозможен моральный выбор, а следовательно, невозможна моральная ответственность личности. При этом свобода воли противопоставлялась либо естественной (в т. ч. психической) детерминации, либо сверх естественному предопределению (волюнтаризм, детерминизм, фатализм). Проблема свободы воли ставилась и в ином контексте - в связи с выяснением источника морали, ее происхождения. Свобода воли рассматривалась в этом случае уже не как предпосылка морально-ответственного выбора между добром и злом, а как способность человека произвольно полагать свои ценности, устанавливать критерий добра и зла (экзистенциализм, персонализм).
В 19—20 вв. проблематика теоретич. Э. все в большей степени переходила в ведение конкретных наук, для к-рых мораль составляла часть их предметной области. Так, социология (включая социальную психологию) выясняет филогенез морали, ее обществ. функции, содержание ее принципов и норм, соотношение с др. социальными явлениями и др. Психология личности изучает онтогенез морали, ее психич. субстрат и механизм. Этология ищет предпосылки человеческой нравственности в поведении животных. Логика и лингвистика исследуют язык морали, правила и формы нормативно-этич. рассуждения. Теоретич. Э. сводит воедино все эти науч. данные, касающиеся сущности, происхождения и функционирования морали; она охватывает широкий массив знаний, включая филос. объяснит, концепции и идеи, к-рые составляют методологич. базу науч. познания морали.
Практич. значение теоретич. Э. состоит в том, что производимое ее знание о законах и условиях формирования и изменения морали может быть использовано для сознат. вмешательства в этот процесс с целью достижения желаемого результата, напр., закрепления в сознании индивида определенных нравств. установок. Теоретич. Э. сама по себе, разумеется, не содержит конкретных методик нравственного воспитания, однако она служит методологич. основой для соответствующей практически ориентированной дисциплины (теории нравств. воспитания). Если нормативная Э., обосновывая моральные ценности, может повлиять на нравств. позицию личности непосредственно самим своим содержанием, то влияние теоретич. Э. сказывается опосредованно - через выработку способов и приемов нравств.-воспитат. деятельности. Поэтому преподавание теоретич. Э. имеет свои особенности: в качестве уч. дисциплины она рассчитана на аудиторию не «воспи-туемых», а воспитателей; ее целесообразно включать в программы подготовки и повышения квалификации педагогов.
Лит.: Мур Д ж. Э., Принципы этики, М.,1984; Гусейнов A. A., ИррлитцГ., Краткая история этики, М., 1987; Максимов П. В., Проблема обоснования морали, М., 1991. Л. В. Максимов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
446.43 кб

Информация и профессиональная этика попечителя учебного округа (казань, первая четверть XIX века)

Ильина К. А.
Читать PDF
191.18 кб

Принцип междисциплинарности в методической разработке в программе «Культура и этика управления»

Этштейн Мэри Зольевна
В условиях глобализации мирового пространства особо остро встал вопрос об общей, профессиональной и нравственной культуре людей XXI в.
Читать PDF
126.84 кб

Этика социокультурных систем

Дрогобыцкий Иван Николаевич
На примере отечественной системы аттестации научно-педагогических кадров анализируются вопросы этичного и неэтичного поведения мультиразумных социокультурных систем ставится проблема противостояния сползанию системы в диапазон неэ
Читать PDF
127.31 кб

Педагогическая этика в структуре этической науки

Тальков Сергей Викторович
В статье рассматривается место педагогической этики в структуре этической науки, главным образом, через представление педагогической этики как структурного элемента прикладной этики; проведен анализ точек зрения ученых по вопросу
Читать PDF
3.03 мб

Экологическая этика в вузе: методика ситуативного анализа

Корнилецкая Н. С.
Читать PDF
2.83 мб

Этика в условиях самоорганизующегося рынка

Наумченко И. Л.
Читать PDF
46.38 кб

Этика как регламент взаимодействия в психолого-педагогическом процессе

Елькин Игорь Олегович, Горбунов И. А.
Читать PDF
56.35 кб

Этика и деонтология в специальном образовании

Чурилов Юрий Сергеевич
Читать PDF
360.17 кб

Этика и воспитание

Окатов В. Н.
The article looks at the structure of modern ethics, appreciation of which enables to solve problems of theoretical substantiation and practical realization of education.
Читать PDF
91.11 кб

Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы

Дивногорцева Светлана Юрьевна
Принятие святым равноапостольным князем Владимиром православного вероучения и возникновение в связи с этим событием потребности древнерусского народа в постижении его основ через чтение и изучение книг Священного Писания, творений
Читать PDF
364.83 кб

Педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза

Якушева С. Д.
В статье рассматривается педагогическая этика как элемент мастерства преподавателя вуза, раскрываются этические особенности научного творчества.
Читать PDF
82.41 кб

Прикладная этика: инновационный сценарий развития

Бакштановский Владимир Иосифович, Согомонов Юрий Ваганович
Авторы показывают, что современная ситуация дает основание говорить о необходимости инновации в прикладной этике, предполагающей напряженный поиск пути между пониманием прикладной этики на основе парадигмы этики как «практической
Читать PDF
306.11 кб

Духовно-нравственное воспитание или светская этика

Лурье Леонид Израилевич
В статье рассматриваются концептуально-методологические проблемы введения в светскую систему образования курса «Основы духовно-нравственного воспитания и светской этики», исследуются мировоззренческие аспекты формирования личности
Читать PDF
0.00 байт

Народная педагогика, народная этика и нравственная культура саха в их взаимодействии

Егоров Марк Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Этика: от Абеляра до Ясперса

Логунова Л. , Петрунин Ю.
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА

    занимается обсуждением метафизических и метаэтических вопросов морали, к примеру, вопросом природы этических ценностей.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА

    часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от социальной этики. Индивидуальная этика рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, кото
  • НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА

    занимается анализом и осмыслением нравственных норм. Нормативная этика вырабатывает нравственные предписания относительно человеческого поведения и задает рамки для ситуативного выбора.
  • ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    относительно самостоятельная область этического знания.
  • Этика социально-педагогическая

    раздел этики, отражающий специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социаль
  • ПОЗИТИВНАЯ ЭТИКА

    занимается описанием человеческого поведения в связи с определенными нравственными воззрениями в определенную историческую эпоху. Позитивная этика дает представление о том, каким образом вели
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

    ставит своей задачей улучшение поведения людей. В основе практической этики лежат те нравственные наставления, которые человек получает в семье, в школе, в обществе. Умение соблюдать нормы нравст
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА

    этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе.
  • ТРУДОВАЯ ЭТИКА

    приписываемое человеческому труду как таковому, вне зависимости от поставленной цели, моральное значение. Это понятие играет роль преимущественно в тех случаях, когда труд как общественная функц
  • ЭТИКА и психология семейной жизни

    учебный предмет, введенный в школах СССР для преподавания в 9–10 классах в 1985 г. Преподавание его осуществлялось по меньшей мере до нач. 1990-х гг. Ист.: Очерки, 1987, 195. Семья и школа, 1989, №№ 1, 5. «…Мнение…
  • ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    (этика бизнеса) – совокупность «неписанных» (не узаконенных государственными институтами), но тем не менее имеющих определенную силу этических принципов, норм, правил, призванных регулировать (на
  • ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ

    . В традиционном научном смысле под этикой всегда понималась и понимается наука о нравственности или, иначе, морали. В ней были заложены и раскрыты те нравственные нормы и принципы, которые неизмен
  • Этика социальной работы

    (Ethics of Social Work) вид профессиональной этики, которая основывается на реализации социальным работником моральных норм, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной д
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

    совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность.
  • РЕЧЕВАЯ ЭТИКА

    1. Один из базовых компонентов культуры речи, обеспечивающий гармонизацию общения коммуникантов в духе взаимной уважительности и соблюдения интересов общающихся. 2. Раздел речеведения, рассматри
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социальнопедагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности