Эстетическое воспитание

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Воспитание эстетическое
часть (сторона) процесса воспитания, связанная со становлением у воспитанника эстетической культуры.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Эстетическое воспитание
формирование и развитие эстетического отношения детей к действительности и к искусству, способность творить и сопереживать искусству и красоте.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
один из видов воспитания личности, цель которого – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них – и коллективов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Воспитание эстетическое
составная часть воспитания, направленная на формирование художественно-эстетического сознания, способности воспринимать, чувствовать, эстетические явления в искусстве и действительности, активно участвовать в творчестве и созидании по законам красоты.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленная система формирования человека, способного с позиций гуманистического общественного идеала воспринимать, оценивать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить “вторую природу” по законам красоты.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
(от греч. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе В. э. формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Эстетическое воспитание
целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

Эстетическое воспитание
целенаправленное развитие определенного эстетического отношения к действительности, формирование способности видеть и понимать красоту, получая от этого эмоциональное наслаждение и ощущая духовный подъем. При изучении искусства важно предусмотреть специальные упражнения по формированию привычки к эстетическому наблюдению и способности к эстетическому переживанию, возникающему от общения с художественным произведением. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Эстетическое воспитание
воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. Основные направления эстетического воспитания военнослужащих: -формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; -привитие эстетического отношения к военной форме одежды; -повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; -знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; -приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Источник: Военная педагогика

Эстетическое воспитание
одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду. Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся; формирование механизмов эстетического самовоспитания и самообразования; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся. Содержание эстетического воспитания – это знания о признаках прекрасного, художественных жанрах и творениях; навыки и умения, например, по анализу эстетических объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты. В ходе эстетического воспитания у учащихся формируются эстетические отношения, восприятие, чувство, вкусы, идеалы.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование и воспитание эстетических чувств, вкусов, суждений, художественных способностей личности, на развитие ее способности воспринимать и совершенствовать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. В. э. направлено прежде всего на воспитание в человеке гуманистических качеств, интересов и любви к жизни в ее различных проявлениях. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Выделяют следующие структурные компоненты В. э.: эстетическое образование, самообразование и самовоспитание, художественное воспитание, воспитание творческих потребностей и способностей (Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 119; Научные труды Государственного НИИсемьи и воспитания. – М., 2003. – Т. II. – С. 83–88). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Исходным положением эстетики является признание практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру и к самому себе. В первую очередь в труде формируется неизвестная животным способность человека созидать «и по законам красоты» (К. Маркс) и ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире – в жизни, в природе, в себе – разнообразные эстетические ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Эстетическая активность человека распространяется на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетическое воспитание органически включается во все направления воспитания – трудовое, нравственное, физическое и т. п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической развитой личности. Источником и средством эстетического восприятия человеком мира является трудовая деятельность, если она эстетически организована по законная красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость. То же самое относится к быту, к жилью, к общению, к игре и т. д., т. е. ко всему образу жизни человека. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности. В частности, искусство вырастает из эстетического отношения человека к своей собственной деятельности. И лишь впоследствии выделяется в особый вид профессиональной деятельности и в форму общественного сознания. Отдельным, но важным поднаправлением эстетического воспитания является художественное воспитание. Художественное воспитание и эстетическое воспитание соотносятся как часть и целое. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Эстетическое воспитание
(от нем. Asthetik < греч. aisthetikos — относящийся к чувственному восприятию) — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности и потребности воспринимать, понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты, ориентироваться в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их характере и значении; стремиться сделать мир более гармоничным, совершенным. Э.в. гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества; интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу личности. Э.в. тесно связано с нравственным. Задачи Э. в.: развитие эстетического восприятия, способности понимать прекрас ное, воспитание эстетических идеалов, художественных, эстетических способностей и эстетических потребностей, эстетического отношения к действительности, способности создавать, творить прекрасное. Средствами Э.в. является прежде всего обстановка, окружающий человека мир, получаемый через общение и деятельность опыт. В школе эстетический потенциал содержат не только предметы искусства, но и все учебные предметы. Структурными компонентами Э.в. являются: эстетическое содержание обучения, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художествен но-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др. Э. в. осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем вероятнее его результативность. На практике часто встречается сугубо просветительское понимание сущности и задач Э.в., сведение его к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности важно, но главной задачей является формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Э.в. реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле Э.в. - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели Э.в. и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Совокупность теоретических представлений об Э.в. образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина "Э.в." употреблялось понятие "художественное воспитание", которое, представляя собой часть Э.в., реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности (см.Художественное воспитание). В России теория и практика Э.в. в своем развитии опираются на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс Э.в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. В качестве основы Э.в. школьников выступают гл.о. гуманитарные предметы. Наряду с обязательными и специфически региональными занятиями и факультативными курсами реализуются авторские программы Э.в. Художественное образование в федеральном и региональном компонентах осуществляется на уроках изобразитель- ного искусства, музыки, литературы и языка. Э.в. школьника часто понимают как начальный этап, вариант художественного дополнительного образования детей. Однако Э.в. обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естественно-научного образования. Перспективны курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием. Результаты Э.в., закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
. Базовое понятие – эстетика (от греч. esthesis – ощущение, чувство). В продолжение всей истории цивилизации объем этого понятия обогащался, развивался. В наше время оно располагает интегративным смыслом, что, естественно, и распространилось на один из его разделов – Э.в.
Э.в. – целенаправленное разностороннее воздействие на человека, предполагающее выработку у него определенного уровня прочувствованного, осознанного отношения кматериальным и духовным ценностям, неизменно вызывающего органическую потребность в совершенстве, гармонии, красоте.
Э.в. составляет предмет многих областей науки – философии, психологии, педагогики, социологии, искусствознания. Именно поэтому столь разноречивы подходы к нему.
По существу Э.в. следует рассматривать как интеграционное явление. Вместе с тем это и предмет практической деятельности одного человека, группы людей, целых сообществ.
Э.в. – это сложный многоуровневый процесс становления эстетической культуры личности как одной из ее доминант.
Обобщенно можно утверждать, что оно есть органическая система, располагающая своими структурными элементами, ролевыми функциями, признаками, чертами, подчиняющаяся определенному набору принципов и реализующаяся в результате ее деятельности на эмоционально-коммуникативном, интеллектуально-когнитивном, профессионально- творческом деятельностном уровне.
Э.в. предполагает установку на широкий спектр эстетических идеалов, вкусов, ценностных ориентаций и выборов, неизменно возникающих приоритетов и предпочтений. Оно находится в тесном единстве со всеми другими разновидностями воспитательной деятельности – нравственной, политической, трудовой, правовой, экономической, физической и др.
Характеризуя Э.в. как целостность, как систему, следует обратить внимание на прямую и обратную связь включенных в этот процесс ценностей с проявлениями личностного статуса учащейся молодежи.
В одном случае происходит развитие и обогащение эстетического потенциала будущего специалиста с использованием всех средств – от учебников и учебных пособий до его практической деятельности. В другом случае, когда мы выделяем обратную связь в этом контексте, речь идет о реализации складывающейся эстетической культуры личности молодого человека в продуктах и в процессе его труда именно как специалиста, обладающего более зрелым чем прежде эстетическим вкусом.
Ценности Э.в. – продукт исторического и этнокультурного развития. Здесь выявились и закрепились такие из них, как природа, обыденная жизнь, профессиональная деятельность и ее продукты, ментальность отдельных людей и общностей, художественная культура. Можно вести речь о принципах Э.в. Это – опора на личностный приоритет, преемственность, непрерывность, увлеченность, целостность, поэтапность, инициативность, творческая самостоятельность, диверсификационность, оперативность, доступность, доверительность, наглядность. Все они действуют и в автономном, и в суммативном режиме. Целевая же педагогическая установка – их интегративность, ибо учеба будущего специалиста какого бы то ни было уровня в базовом учебном заведении является частью их жизни, а сама жизнь – интегративна.
Чем раньше они это поймут, тем эффективнее будет и весь процесс их Э.в.
Критерии эффективности Э.в. – это выбор и зрелая установка на эстетический идеал; осознанность проявления эстетического вкуса во всех жизненных ситуациях – от профессиональной и общеобразовательной подготовки в родном учебном заведении до бытовых предпочтений или художественных ценностных ориентаций; выбор эстетических ценностей природы и своего личного имиджа; культура речи, общения, выбора предмета своей любви.
Эффективность Э.в. наступает и в тех случаях, когда используются его ценности в автономном режиме, при изучении отдельных предметов, тем, разделов, где возможно привлечения тех или иных примеров, относящихся к явлениям эстетического порядка. Но генеральное направление – интеграция эстетических ценностей в учебно-воспитательный процесс именно как целостность.
Эффективность Э.в. наступает тогда, когда в гармоническом единстве оказываются эстетические знания, чувства, мотивы выбора ценностей и соответствующие действия. В сочетании этих компонентов может сказаться и гармония и дисгармония, одни из нихстановятся ведущими, другие – ведомыми, одни – приоритетными, иные отступают на задний план.
Э.в., как об этом свидетельствует опыт отечественной профессиональной школы, уже более 50 лет является важной составной частью подготовки молодых рабочих, специалистов среднего и высшего звена. Можно утверждать, что статус системы Э.в. проверен и подтвержден практикой учебных заведений различных типов и профилей. Это выразилось в том, что одним из базовых учебных предметов был признан курс «Э.в.» в ПТУ, ТУ, лицеях и курс основ эстетики в колледжах, техникумах, училищах. Именно в этом курсе заложен тот понятийно-терминологический аппарат, который определяет эстетический тезаурус подготовки специалиста и трансформируется во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. Эти звенья – профессиональная, общетехническая, общеобразовательная подготовка, внеурочная учебная и внеучебная деятельность. Это также и вся духовная, материально-предметная среда, в которой живут и действуют будущие специалисты, где они приобщаются к судьбе будущего рабочего или специалиста другого уровня.
Лит.: Волович Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. – М., 1988; Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. – М., 1986; Зарецкая И.И. Связь эстетического и нравственного воспитания будущих молодых рабочих. – М., 1981; Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Кушнарева. – М., 1989; Преподавание курса «Эстетическое воспитание» в профтехучилищах. – М., 1982.
Л.А. Волович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
процесс формирования и развития эстетич. эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее рост в соответствии с социальным и психофизич. становлением человека под влиянием иск-ва и многообразных эстетич. объектов и явлений реальности. Э. в. реализуется в системах образования разл. уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетич. деятельности. В более узком смысле, Э. в. - в отличие от худож. воспитания - направление, содержание, формы воспитат. и методич. работы, ориентированные на эстетич. объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетич. эмоции и оценки.
Цели Э. в. и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетич. объектов в иск-ве или действительности; совершенствование эстетич. сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области худож., духовной, физич. (телесной) культуры.
Совокупность теоретич. представлений об Э. в. образует особую область науч. знания, отд. положения к-рой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина «Э. в.» употреблялось понятие «худож. воспитание», к-рое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитат. воздействию иск-ва. Содержание понятий «Э. в.» и «худож. воспитание» в рос. науч. лит-ре нередко отождествлялось, поскольку иск-во, из сокровищницы к-рого каждая эпоха отбирает свой круг худож. произведений, получающих статус образцовых, всегда выступает влиятельным средством Э. в. и развития личности. Худож. воспитание, представляя собой часть Э. в., реализуется наиб. полно в проф. худож. образовании, при специализации в области иск-ва, в творческой и худож.-пед. деятельности. Оно осуществляется в профилированных (муз., хореографич., худож.) уч. заведениях. В последние десятилетия 20 в. разрабатывается концепция худож.-эстетич. педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние иск-ва на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, т.е. одной из обязат. основ совр. общего образования. Соотношение воспитат.-образоват. компонентов должно быть определено для каждой возрастной группы. Лишь при ориентации на интимно-личностный характер воздействия иск-ва возможно избежать схематизации при первых шагах навстречу худож. миру. Стандартные требования правомерны лишь для ст. школьников, студентов.
Практика Э. в., его науч. осмысление шли сложными путями в условиях разл. цивилизаций. К кон. 90-х гг. осн. тенденции развития Э. в. и науч. представлений о его сущности, формах, средствах, условиях предстают в неоднозначных, диалогических отношениях и взаимосвязях: 1) традиционная (классическая) ориентация на Э. в. человека, чувствительного к красоте и прекрасному в иск-ве и реальности, ориентированного на нормативные идеалы; 2) трансформированная модернизированная неоклассич. ориентация Э. в. человека, опирающегося в своем эстетич. сознании как на традиции, так и на преобладавшие в 20—80-х гг. концепции социологизаторского характера в эстетике и теории Э. в.; 3) ориентация на основе переосмысления мирового опыта Э. в., обоснования идеала эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельность людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре (при этом охватывается вся худож. культура - от первобытного и самобытного этнического, иск-ва примитива и т. п., худож. ремесел до ритуального и культового иск-ва). Ориентация на развитие адекватных 20 в. эстетич. сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и иск-ве опирается и на новую интерпретацию истории классич. эстетики, и на совр. философско-эстетич., психол., пед., культурология, искусствоведч. теории; 4) эклектич. ориентации разл. характера с включением новых целей Э. в. и категориальных понятий, нередко заимствованных из разл. науч. теорий либо конструируемых искусственно. наиб. перспективна в России 3-я ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, П. Е. Георгиевского, А. Ф. Лосева, Р. Арнхейма, С. М. Эйзенштейна, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского, П. А. Флоренского), определяющая процесс Э. в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувств. освоении, оценке личностью эстетич. свойств реальности и иск-ва.
Э. в. направлено на содействие раскрытию диапазона эстетич. сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, эмоционально-чу вств., оценочных, эстетич. отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоят. творчестве, рефлексии и анализе).
В качестве основы Э. в. школьников выступают гл. обр. гуманитарные предметы. Наряду с обязательными и специфически региональными занятиями и факультативными курсами существуют авторские программы Э. в. Худож. образование в федеральном и региональном компонентах осуществляется на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и языка. Э. в. школьника часто понимают как нач. этап, вариант художественного дополнительного образования. Однако Э. в. обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естеств.-науч. образования. Перспективны интегрированные курсы с богатым культурологич., эстетич. и худож. содержанием. Результаты Э. в., закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практич., игровой деятельности каждого школьника. Эстетич. восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логич. мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.
Эстетич. развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный и др., определяемые по преобладающему характеру эстетич. сознания и отношения. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до мл. подросткового периода, когда возникает опасность «застывания»; последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетич. развития.
Развитие теории и практики Э. в. Цели, содержание и формы Э. в. тесно связаны и зависят от доминирующих нравств., эстетич. представлений, от этнич. особенностей, культурных и худож. традиций и обычаев, природных условий. Значимость эмоционально-образных воздействий и переживаний для формирования человека была замечена, вероятно, еще в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение. Оно вместе со специфич. магическим объяснением действительности становилось основой и для создания худож. образов предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действиях. Первые системы письменности ориентировались на схематичные изображения реалий либо на зооморфные образы, близкие рисунку.
Осознанным отношением к синкретизму познания окружающего мира и его худож. восприятия отмечены цивилизации Др. Востока. При этом нерасчлененность религ., нравств., эстетич. сознания народа предопределяла функции иск-ва как инструмента воспитания. Развитие у ребенка сенсорных, эмоциональных процессов, связанные с ним накопления пед. приемов, в т. ч. воспитания чувств и вкусов, присущи нач. этапу культивирования эстетич. сознания.
В Китае еще в 3—2-м тыс. до н. э. существовала традиция обучения эстетич. ориентирам в природе, труде и ремеслах, языке, правилах общения. Особое значение как в обучении, так и в общении придавалось обрядам и церемониям, музыке и др. иск-вам, наблюдениям над «разнообразием в природе». В Китае эти идеи сохранялись в основе Э. в. в течение мн. веков, обретая на каждом ист. этапе свой облик. С распространением буддизма в Китае (кон. 1-го тыс. н. э.) возникла альтернативная тенденция Э. в., преим. в обучении при буддийских монастырях. Свойственные худож.-эстетич. наследию Китая глубина, сдержанность, философичность, эмоциональность, стремление передать жизнь природы и человека в их своеобразии и множестве проявлений влияют на направленность Э. в. в совр. уч. заведениях. В системе Э. в. в кит. школе доминируют язык и лит-ра, музыка, изобразит, иск-во, освоение пластич. культуры.
Древняя и самобытная культура питает традиции Э. в. в Индии. Ведические сказания и тексты (2—1-е тыс. до н. э.) отличались худож. силой и поэтичностью. В древнеинд. учениях (брахманизм и др.) особое значение имели тесная связь человека с миром природы и развитие ощущений, сил и способностей души. Нач. образование в храмовых школах включало освоение религии, знания разл. муз. жанров, худож. и др. ремесел и т. п. В инд. эстетике уже с нач. н. э. в связи с творчеством и восприятием худож. произведений развивались учения о вкусе, о проявлениях внутр. состояний во внеш. чертах и действиях, об эстетич. чувстве. Древнейшие культурные традиции, запечатленные в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна», архитектура и скульптура, декоративное оформление храмов, развитые муз. и танцевальные иск-ва и - не в последнюю очередь - разнообразная природа служат естеств. основой для эстетич. воспитания и образования в Индии.
Культура и образование в Японии связаны с синтоизмом - нач. религ. культом и нац. особенностями страны. В н. э. возникли храмы, святилища богов солнца, луны, злаков и др. со строгими орнаментальными украшениями, рельефами, культовыми предметами, отражающими связи человека и природы. В 7 в. шло распространение буддийской религии, культуры, архитектуры, кит. письменности, лит-ры, причем не только заимствование, но и создание ориг. худож. систем в поэзии, живописи, театре, одежде и церемониях.
Классич. поэзия и театр, самобытная скульптура, живопись и графика, архитектура и оформление интерьера, садов и парков, боевые иск-ва, служившие развитию мужеств. духа и тренировке тела, эстетика движений в разл. церемониях как достояние япон. народа, оказывали долговременное влияние на систему образования в стране, особенно в области иск-ва. В совр. школе значителен объем занятий по таким предметам, как мораль, физич. культура, история мирового иск-ва (преим. изобразительного). В системе образования, в целом ориентированной на рост индивидуальных способностей, на знание совр. технологий, находят свое место чувственно-эмоц. развитие, худож. образование, освоение древних и совр. мировых худож. традиций.
Для эстетич. сознания япон. школьников характерны тонкий вкус, эмоц. восприимчивость к естественности природы и человека, предпочтение сдержанности, выразительности.
В странах ислама традиционно негативное отношение к воссозданию в иск-ве религ. тем, к изображению реальности и людей, отвлекающему от веры. В то же время на эстетич. чувства людей воздействовали богатая лит-ра, особенно поэзия, музыка, каллиграфия, книжная миниатюра, архитектура и декоративные иск-ва. Богатейшие книжные сокровища создавали почву для освоения и передачи культуры, в частности, и для совершенствования вкусов просвещенных людей. Трансляция этих худож. традиций продолжается в совр. мусульм. странах, где сложилась своя специфика эстетич. сознания, идеалов, оценок, вкусов, представлений о прекрасном. В ряде стран наряду с национальными сосуществуют зап. модели худож. образования.
Осн. тенденции развития теории и практики Э. в. в европ. культуре и образовании уходят корнями в период античности. От него идет идея воспитания совершенного человека, выраженная в понятии «калокагатии», характеризующем триединство истины, добра и красоты. Оно же указывает на единое происхождение наук - философии, этики и эстетики. Педагогика опиралась на эту триаду со своего зарождения. Фундаментальные исследования по истории эстетич. мысли, проведенные Лосевым, Бахтиным и др., привели к выводу об универсальности понятия «выразительное», включающего в себя все стороны эстетического; среди них прекрасное играет роль идеального. Антич. эстетич. представления значительно шире и разнообразнее, чем содержащиеся в теориях того же времени. Эстетич. сознание эпохи в реальности богаче теоретич. построений и содержит в основе свойственное человеку видение эстетического как выразительного. Идеальные качества прекрасного внешне и нравственно достойного человека предстают именно как мера эстетич. развития и проявления его сущности. Т. о., «прекрасный» и одновременно «добрый», нравственно достойный человек, воспитанный музами поэзии, танца, музыки, и физически совершенный, развитый атлетически, был некоей идеальной моделью свободного гражданина греч. полиса. Этот идеал воплощен в шедеврах древне-греч. иск-ва, оказавшего огромное влияние на развитие мировой культуры.
Согласно Платону, иск-во, высоко-нравств. поэзия и музыка были призваны укрощать недостойные страсти, а гимнастика и разнообразные игры - облагораживать инстинкты. Аристотель видел в иск-ве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний и «строгих вкусов». Впервые в истории он рассматривал способность человека к худож. наслаждению и творчеству как выражение духовной целостности личности.
В эллинистич. период и в эпоху Др. Рима преимущественным вниманием пользовалось литературно-риторич, образование на основе образцов греч. и лат. речи. Воспитание с детства у каждого гражданина навыков красивой речи, способностей к ораторскому иск-ву считалось мн. римскими авторами одной из первостепенных пед. задач (Квинти-лиан и др.).
В средние века религ. христ. воспитание наложило свою печать и на характер Э. в., к-рое ориентировалось на идеалы мистич. духовности и аскетизма. Многообразные виды и жанры канонич. религ. иск-ва (драм, мистерии, хоровое пение, культовая скульптура, иконопись, духовная музыка и т. д.) использовали эмоц. воздействие худож. образности. В зап.-европ. школах преподавались риторика и теория музыки. В худож. ремеслах, фольклоре и др. формах нар. иск-ва отражалось образно-чувств. миросозерцание эпохи. Сфера иск-ва стала практически осн. источником Э. в.
Гуманизм эпохи Возрождения восстановил и обогатил идеал прекрасного и доброго «земного» человека, увидев его воплощение прежде всего в универсально развитом, талантливом творце и мастере.
Элементы теории Э. в. развивались преим. в искусствоведч. сочинениях (Леонардо да Винчи и др.), влиявших в свою очередь на пед. представления (П. Верджерио, А. Бруни) и практику. В 1423 Виторино да Фельтре (Италия) была открыта школа с преподаванием музыки, древних языков, поэзии и др., ориентированная на развитие творческих способностей учеников и на их Э. в. Существенное воздействие на педагогику и эстетику эпохи Возрождения оказала углубленная разработка проблем худож. творчества, конкретных наук об иск-ве. В этот период оформляются глубокие знания о сложной природе иск-ва, о законах его восприятия (соч. Л. Б. Альберти, А. Дюрера и др.). Значит. влияние на пед. мысль имели риторич. и литературо-ведч. труды Эразма Роттердамского.
В эпоху Реформации Ф. Меланхтон, В. Тротцендорф и др. развивали идеи воспитания средствами лит-ры и музыки, особо подчеркивая значение красоты в природе и в произведениях иск-ва. Отчетливые очертания система гуманистич. образования и воспитания в нар. школе приобрела в трудах Я. А. Каменского. В ее основе - установки на развитие чувств, знаний о мире и свойствах вещей и на соответствующее использование визуальных образов, развитие сенсорного и эстетич. восприятия. Коменским обосновано воспитат. значение самостоят. познания ученика, уподобляемого мастеру, к-рый накапливает опыт. В задачи педагогики включалась и забота о культуре тела. Восстанавливался антич. идеал разносторонне развитого, совершенного человека.
В 17—18 вв. субъективность эстетич. выражения оказалась в центре дискуссий зап.-европ. мыслителей, обращавшихся к теоретич. проблемам иск-ва. При этом формирующее воздействие прекрасного на личность и на общество признавалось сторонниками разл. традиций: сенсуалистической (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Э. Шеф-тсбери и Ф. Хатчесон в Великобритании; Э. Кондильяк и Д. Дидро во Франции) и рационалистической (Н. Буало и классицисты во Франции; А. Баумгартен в Германии). За широкий подход к проблемам становления личности и за необходимость сочетания умственного, нравств., эстетич. и трудового воспитания выступали франц. философы и писатели эпохи Просвещения. Ш. Монтескье, К. А. Гельвеции, Вольтер и др. Ж. Ж. Руссо в ряде статей резко критиковал современное ему дворянское иск-во, особенно театр. Демократическая, но отчасти утопич. концепция Руссо нашла свое выражение в теории естественного воспитания.
Накопление и обобщение теоретич. представлений о природе эстетического в иск-ве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в сер. 18 в. к выделению эстетики как самостоят. отрасли науки (название дано Баум-гартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу иск-ва и выявить особенности эстетич. культуры человека. Нем. историк иск-ва И. Г. Винкельман одним из первых показал, что изучение иск-ва может быть гл. средством воспитания хорошего вкуса и нравств. поведения. Г. Э. Лессинг раскрыл познават.-воспитат. возможности театра, поэзии, скульптуры, их значение для становления личности гражданина («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Значение иск-ва в становлении нац. культур осмыслил И. Г. Гердер. Рассматривая иск-во как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности иск-ва и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса»). По Канту, эстетика -- наука о «правилах чувственности». В «Письмах об эстетическом воспитании» (1795) Ф. Шиллер сформулировал определение выразительности человека, выражения «образа чувствования» личности в облике, действиях, отношениях. Т. о., под выразительным Шиллер понимает телесные проявления состояний и чувств; эстетич. выражение - это их гармония в реальности и иск-ве («красота выражения»). «Вместе с человеком говорят его взгляды, черты его лица, его руки, часто все его тело» (Собр. соч., т. 6, стр. 169). Цель Э. в. - развитие «не вышколенных воспитанников правил с плоским, лишенным выразительности обликом» (там же, с. 177). Идеал для Шиллера - гармоничная личность, свободно творящая прекрасное и наслаждающаяся им.
Гердер, Шиллер и нем. романтики углубили ист. взгляд на иск-во, включив в сферу эстетич. анализа не только греч. и римские образцы, но и фольклорные, муз., живописные произведения ср.-век. и ренессансной Европы, а также народов Востока. Ф. В. Шеллинг отмечает значение красоты выразительности, характерности. Ф. Шлегель утверждает, что всякая форма выразительна, выражает суть внутреннего. В трудах Шеллинга и Г. Гегеля эстетика стала оформляться как философия иск-ва. В филос. наследии Гегеля иск-во рассматривается как высшая форма выражения и творчества красоты, противопоставляемая формам красоты природного мира. «Эстетика» Гегеля (1835—38; рус. пер. т. 1—4, 1968—73) демонстрировала синтез систематического и ист. подходов к иск-ву, к-рый приобрел фундаментальное значение для дальнейшего развития теории и практики Э. в.
С др. стороны, разработке проблематики Э. в. способствовало и развитие пед. наук. В своих теоретич. и метод. трудах И. Г. Песталоцци подчеркивал значение чувств, восприятия, переживания воздействия природы и иск-ва. По мнению Песталоцци, «иск-во природы» и «подражающее природе иск-во детей», включая рисование и пение, наряду с наблюдением природы пробуждают чувство прекрасного и формируют его. Плодотворными оказались развернутые Ф. Фребелем представления о значении творческого развития детей в их самостоят. действиях, игровом созидании «форм красоты» под влиянием природы. В рамках традиции «индивидуалистич педагогики» Ф. Гер-барт рассматривал развитие представлений и чувств ребенка как средства воспитания способностей к этич. самооценке и «очищению» (подобно антич. теории катарсиса). Во 2-й пол. 19 в. в трудах А. Дис-тервега применительно к практике массовой школы были разработаны вопросы об освоении нац. культуры, подчеркнута связь нравств., умственного и эстетич. воспитания в процессе восприятия иск-ва и объектов природы.
Со 2-й пол. 19 в. в разл. течениях реформаторской педагогики (свободное воспитание, трудовая школа и др.), в теории Э. в. обозначилось активное взаимовлияние эстетики и искусствознания, теоретич. педагогики и образоват. и воспитат. работы уч. заведений. Импульсы к углублению этого процесса исходили как от науки, так и от непосредств. пед. практики. Так, напр., существенная роль в развитии Э. в. принадлежит Б. Кроне, у к-рого эстетика обозначалась как «наука о выражении и как общая лингвистика». Кроче предложил новые представления о доминанте эстетически выразительного для человека в восприятии, представлении фактов действительности, иск-ва, о выразительной активности интуиции в творчестве. Нем. эстетиками и психологами А. Гильдебрандом, Р. Гаманом, Т. Липпсом, Г. Фехнером более широко было раскрыто представление о выразительном в реальности и в человеке. Обогащались методы и приемы занятий иск-вом, игрой, драматизацией. Действия ребенка при этом трактовались как отвечающие самовыражению личности, ее развитию (Дж. Морено, Э. Титченер, США). Понимание Э. в., как не ограничиваемого только сферой иск-ва, было обосновано М. Монтессори (сенсорное, и эмоциональное развитие ребенка), О. Декроли, Э. Жак-Далькрозом (воспитание в движении и танце гармонии души и тела). Д. Дьюи сформулировал теорию о накоплении эстетич. опыта и обогащении выразит, эстетич. качеств личности.
В 30—50-х гг. англ. эстетик Г. Рид разработал методику определения худож. типологии личности на основе рисунков, отдавая ведущую роль в спонтанном Э. в. ребенка иск-ву и игре как средствам гармонизации. Рид выступил основоположником широкого движения «воспитания искусством». В подобном направлении вели активный поиск К. Орф и др. теоретики и практики Э. в. Освоение культуры и худож. образование как основу общего и эстетич. развития личности, учитывающего индивидуальные и социальные потребности, обосновал Т. Манро. В Германии наряду с гуманистич. худож. педагогикой (Г. Кершенштейнер, Л. Вейсмантель, Э. Шпрангер) развивались концепции Э. в. как религ.-нравств. образования. Теория самореализации личности в процессе Э. в. (К. Ясперс) содействовала преодолению фаш. идеологии и нивелировки личности.
В совр. образовании сохраняют значение классич. и нар. иск-во и такие уч. предметы, как худож. воспитание, зрительная коммуникация, музыка, лит-ра. В 70—90-х гг. усиление влияния «зеленой культуры» в жизни и сознании общества отражается на признании ценности эстетич. качеств и выразительности природы, ее значения в экологич. воспитании и образовании (И. Бейус, Г. Мертенс, И. Смуда). Признается также роль т. н. эстетики повседневности, т.е. архит. и дизайнерских решений в создании окружающей человека среды. Во мн. странах имеются школы, работающие на принципах валедорфской педагогики.
В брит, школе гл. средством Э. в. по-прежнему остается изобразит, иск-во. В массовой школе Франции осн. внимание уделяется развитию у детей эстетич. вкусов и потребностей в процессе изучения культуры и творческих занятий. В США развивается широкий взгляд на Э. в. На первый план в образовании выдвигаются не только иск-во, его история и теория (А. Айснер, Г. Броуди) или идеи обогащения эстетич. опыта детей прежде всего визуального мышления (М. Биед-сли, В. Мэденфот), но и положения об освоении выразит, черт природных объектов и предметов, их образов в иск-ве (Р. Арнхейм, В. Лэниер, отчасти Д. Арн-стейн и др.). Близкие идеи высказывает канад. педагог А. Карлсон. В совр. Японии, как и во мн. др. странах, в куль-турно-образоват. процессе сочетаются традиционные для Э. в. идеи совершенного человека, понимание эстетич. ценности природы и совр. принципы развития субъективного переживания. Освоение школьниками сотен оттенков цвета в трактовке совр. япон. педагогов (Т. Мотому, М. Цунэсабуро) соединяется с представлениями о многообразии красоты и выразительности, добра и пользы. Для педагогики Э. в. подобные подходы существенны в связи с ориентацией мирового сообщества на достижение в перспективе экологич. гармонии. В исследованиях совр. ученых Э. в. выступает как условие гармонизации развития личности, ее мироощущения и эстетич. сознания, эстетич. освоения реальности и иск-ва, овладения спецификой эстетич. деятельности и общения.
В России идеи Э. в. осваивались пед. теорией с 17 в., гл. обр. в связи с использованием в воспитат. практике худож. литературы и в связи с курсами риторики. Испытав влияние французской (Дидро и др.) и немецкой (Шеллинг и Гегель) теории иск-ва, рус. эстетика сумела избежать углубления в чисто умозрительные построения. Георгиевский в Царскосельском лицее в курсе эстетики раскрыл сущность выразительного, к-рое «одно все объемлет». Для рус. эстетич. мысли характерно рассмотрение иск-ва в перспективе широких насущных социальных проблем (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский). Вместе с тем в ней сохраняли превалирующее значение традиц. идеалы рус. православия и соответствующее нравств.-религ. осмысление красоты и иск-ва, к-рое окрашивало их в «своеобразные тона эстетической эсхатологии» (Лосев). Такое понимание выражено Ф. М. Достоевским: «красота спасет мир». Э. в. в течение мн. десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования. В отеч. пед. мысли ряд существенных положений о необходимости Э. в. как в начальной, так и в ср. школе средствами всех уч. предметов принадлежит К. Д. Ушинско-му, роль лит-ры и иск-ва в уч. процессе, в воспитании чувств, культуры речи и мышления подробно рассмотрена в трудах В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского и др. В пед. практике Яснополянской школы нашли свою реализацию выдвинутые Л. Н. Толстым идеи об эмоционально «заражающем» действии иск-ва как основе его воспитат. воздействия и о развитии самостоят. творчества детей.
Продолжением традиций рус. эстетики, имевшим и важное просветит. значение, были труды В. С. Соловьева и философов «серебряного века». Так, педагогически плодотворными представлялись мысли Соловьева об иск-ве как «преображении» жизни, о красоте как материально воплощенном Абсолюте и о своеобразии природной жизни. Импульсы к развитию теории Э. в. содержали труды (20-е гг. 20 в.) Бахтина, Г. Г. Шпета, Ф. И. Шмита, Лосева. Однако долгие годы они не востребовались сложившейся системой Э. в. в массовой сов. школе.
В кон. 20-х гг. разработана программа массового худож.-эстетич. образования и воспитания в рамках единой трудовой школы. Занятиям иск-вом в ней отводилось до 21 ч в неделю (изобразит, иск-во, музыка, ритмика, худож. слово, игра, театр, импровизация, кино, фотографирование). Произв. иск-ва, отношение к труду, коллективные действия, праздники как источники ярких переживаний становились действенными средствами массового Э. в., в процессе к-рого утверждалась непосредств. связь школы с окружающей жизнью (С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая и др.). В 20—30-х гг. вопросы Э. в. получили теоретич. разработку в трудах А. В. Бакушинского, М. А. Рыбниковой, П. П. Блонского. В трудах Л. С. Выготского обоснованы характер психол. влияния иск-ва на зрителя, роль катарсиса, особенности возрастного развития ребенка, динамика его воображения в восприятии и творчестве. С послевоенных лет эстетика, психология, педагогика обратились к исследованию процесса формирования личности, ее деятельности, особенностей общего и эстетич. развития на разных возрастных ступенях (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.), эстетич. отношений (А. И. Буров, Р. 3. Апресян и др.), эстетич. культуры и деятельности (Л. И. Новикова, М. С. Каган и др.), эстетич. и худож. сознания, в частности идеалов, вкусов, чувств, ценностей, потребностей (Э. В. Ильенков, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович и др.), эстетич. творчества (Н. Л. Лейзе-ров, Н. И. Киященко, С. С. Гольдент-рихт и др.). В разработку новых программ Э. в. для школы включились представители творческих союзов. Программы Б. М. Йеменского (изобразит, иск-во), Д. Б. Кабалевского (музыка) вошли в жизнь школы. Широкое участие в разработке теоретич. и практич. вопросов Э. в. принимали В. А. Сухомлинский, С. А. Герасимов, С. В. Михалков, А. А. Алексин, Н. И. Сац, И. В. Вайсфельд и др. Проведены социологич. исследования худож. интересов школьников (Е. В. Квятковский, Ю. У. Фохт-Бабушкин) и студентов (В. М. Петров, У. Ф. Суна).
Исследоват. центром Э. в. РАО (НИИ ХВ) разработаны программы по духовной музыке, углубленному изучению лит-ры, по худож. образованию, кинообразованию, комплексу иск-в, основам эстетич. культуры, эстетике природы и предметной среды.
Эстетико-воспитательная система в педагогическом процессе. В совр. социо-культурных и экон. условиях перестраивается практика работы всех образоват. учреждений с ориентацией на личность учащегося, существенно изменяются и модели эстетико-воспитат. процесса. Повышение роли «ценностей эстетич. образования» связывается с преподаванием изобразит, иск-ва, музыки, мировой худож. культуры, хореографии, медиа-образования, разработки факультативных курсов эстетич. направленности, с деятельностью кружков, а также с совершенствованием форм дополнит, эстетич. образования. Отмечается возрастание социальной роли личности как носителя нац. худож. культуры и значение худож. образования педагогов. При этом осн. их функцией признается ориентирование ученика «на развитие через иск-во», а не равнодушное заучивание шаблонов, развитие мотивации к творчеству. Среди приоритетных выделяются такие направления в Э. в., как развитие непрерывного худож. образования, формирование эстетич. муз. культуры школьников, театр, воспитание и образование, развитие лит.-творческих способностей, хореографич. образование, развитие этнохудож. образования, аудиовизуальной культуры, худож. воспитание в музее. Т. о., актуальными в этом контексте в отд. видах иск-ва выступают худож.-воспитат. системы образования, воспитания, формирования определенных аспектов их худож. культуры. Линейная система худож.-эстетич. образования (1—9-е кл.) меняется на концентрическую (1—4-е; 5—9-е; 10—11-е кл.); развивается комплексный подход к преподаванию иск-в. Подчеркивается перспективность общеэстетич. образования на его культурологич. основе. Обучение мировой худож. культуре должно содействовать формированию целостного представления о роли иск-ва в развитии культуры человечества. Для построения развивающей личность системы Э. в. на совр. уровне требуется сложная структура средств, включающих помимо иск-ва и собственно эстетич. объекты и явления. Худож.-эстетич. образование предполагает обязат. подготовку учащихся, определение критериев их худож.-творческого и общеэстетич. развития. Предусмотрена разработка гос. образоват. стандартов по иск-ву (см. Стандарты образовательные). Осуществляется взаимосвязь основного, внешкольного, дополнит, образования, их непрерывность и преемственность. При этом учитывается многообразие школ, моделей, организац. форм обучения, программ Э. в.
Определение функций педагога в процессе эстетич. развития школьников разного возраста, соотнесение форм, приемов, методов, а также средств эстетико-культурного формирования их личности остаются не до конца решенной задачей.
В зависимости от типа образоват. учреждения, направления худож.-эстетич. образования, реального состава изучаемых предметов, факультативных курсов и др. могут складываться разл. модели этого процесса (напр., в школе-комплексе, гимназии, лицее). Специфично изучение иск-ва в языковой гимназии, православном центре, культурно-экологич. лицее и т. п.
Среди средств Э. в. гл. место занимает искусство как наиб. универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетич. сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Специфика природы худож. мышления человека воплощается в материале и языке образов. Постижение языка иск-ва в процессе Э. в. ведет к освоению учащимися приемов и принципов творческого преобразования, переосмысления явлений действительности, к развитию их собств. творческих способностей, к углублению эстетич. сознания и отношения. Многообразие видов и жанров иск-ва адресовано всем чувств, способностям человека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека, Значит. обществ. событий. В иск-ве объединяются, трансформируются и приобретают худож. воплощение все остальные средства Э. в.
Педагоги стремятся к усилению влияния иск-ва в процессе обучения, к соподчинению задач развития воспитания и обучения при освоении иск-ва, его жанровых видов, творчества мастеров. Литра, музыка, изобразит, иск-во становятся важнейшим фактором развития худож. интересов и вкусов. Обращение к иск-ву как средству Э. в. требует сохранения его целостного эмоционально-образного воздействия на учащихся, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях иск-ва, характера творческой индивидуальности. Восприятие иск-ва - сложный процесс, рассматриваемый «как труд и творчество» (В. Ф. Асмус), как результат взаимодействия с мыслью и чувствами автора, его творческим решением. Подготовка к нему - сложная пед. задача, требующая особых решений, совершенствования приемов и методов худож. образования и Э. в. В разностороннем Э. в. личности существенна роль всех видов иск-ва, поэтому обращение к комплексу иск-в и межпредметным связям усиливает пед. влияние на все стороны личности, гармонизирует развитие.
В системе дополнит, образования эстетико-воспитат. процесс охватывает формы внеклассной работы, внеучебные, кружковые занятия, факультативы, воспитат. беседы, лекции, доклады, дискуссии, конкурсы, выставки и др. Во внешкольных учреждениях, в работе худож. и самодеятельных кружков, творческих коллективов, спорт, секций и т. п. формируются худож.-эстетич. интересы, склонности, способности, обогащается и углубляется эстетич. сознание, растет эстетич. культура личности. Многограннее и активнее в процессе собств. деятельности детей и молодежи становится эстетич. отношение к миру.
Воздействие эмоционально-образного мира иск-ва, явлений природы и предметной среды расширяется через радио и телевидение, в рамках спец. программ для детей и молодежи. Однако специфика пед. воздействия здесь преим. односторонняя: от юного зрителя и слушателя систематич. отклика не поступает. Значительно эстетико-развивающее влияние семьи на школьника. Педагог дает консультации родителям, рекомендации по содержанию и формам Э, в., по эстетич. самообразованию и самовоспитанию.
Средства Э. в. охватывают все сферы жизни, к-рые могут быть включены в пед. процесс. Многообразие чувственно-эстетич. свойств несет в себе n p и p о-д а. Пропорции, формы, цветовые сочетания, их динамика вызывают у человека эстетич. переживания, чувств, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении. Существенное влияние на настроение, поведение человека оказывает окружающая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности. Источником и средством Э. в. может стать и трудовая деятельность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость.
Спортивная деятельность как средство Э. в. обладает большой эстетич. привлекательностью, сочетает достижение физич. красоты и духовного, нравств. развития, требует преодоления трудностей. Выпадение физич. культуры и спорта из сферы системы Э. в. нарушает гармонию телесного и духовного развития человека.
Игра - преим. неформальное средство Э. в., предполагающее разностороннюю гибкость человека в проявлении склонностей и способностей творческого характера. Все чаще игровые ситуации из сферы досуга вносятся в уч. процесс с целью актуализации полученных знаний, активизации образного мышления, воображения, нахождения ориг. решений и становятся одним из условий Э. в.
Эстетическое (эстетически направленное) общение - особое условие и средство Э. в., модель межличностного контакта. Тактичная передача педагогом его мироотношений, эстетич. вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетич. сознания учащихся. Специфика эстетич. общения - интимный диалог (Бахтин), обмен личностными представлениями, переживаниями, оценками. Манера поведения, облик и речь педагога («эстетика общения»), его вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собств. представлениями учащихся об идеале личности, о гармонии облика, убеждений, поведения человека. Показателем результативности Э. в. выступает уровень развития эстетич. сознания учащихся и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, худож. произведений. Сформированность этих качеств определяет высокую эстетич. культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду.
Ориентация на совр. характер процесса Э. в. и эстетич. образования требует от педагога и школьников активного саморазвития, личного худож.-эстетич. потенциала, эмоц.-чувств. сознания, творческой деятельности в сфере иск-ва и реальности. В наиб. мере это относится к эстетич. подготовке учителя и студента-педагога.
Лит.: Гегель Г., Эстетика, т. 1—4, М., 1968—73; Шиллер Ф.,О грации и достоинстве, в кн.: Письма об эстетич. воспитании человека, Собр. соч., т. 6, М.-Л., 1956; Шеллинг Ф., Философия иск-ва, М., 1966; его ж е, Об отношении изобразит, иск-ва к природе, в кн.: Лит. манифесты западноевроп. романтиков, М., 1980; К p о ч с Б., Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, пер. с итал., ч. I, М., 1920; Л у к а ч Д., Своеобразие эстетического, т. 1—4, М., 1985—87; Грегори Р., Глаз и мозг, М., 1970; А р и х с и м Р., Иск-во и визуальное восприятие, М., 1974; его же, Новые очерки по психологии иск-ва, М., 1994; Морено Дж., Театр спонтанности, Красноярск, 1993; ГибсонДж., Экологии, подход к зрительному восприятию, М., 1988; История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1—5, М., 1962—70; Идеи эстетич. воспитания. Антология, т. 1—2, М., 1973.
Рус. эстетич. трактаты первой трети 19 в., т. 1—2, М., 1974; В ы г. о т с к и и Л. С., Психология иск-ва, M.; его же, Воображение и творчество в дет. возрасте, М., 1991; Флоренский П. А., Особенное, М., 1990; его ж е, Анализ пространственности и времени в худож.-изобразит, произведениях, М., 1993; Б а х т и и M. M., Эстетика словесного творчества, М., 1979; Л о с с в А. Ф., История антич. эстетики. Итоги тысячелетнего развития, кн. 1—2, М., 1992—94; его же, Форма, стиль, выражение, М., 1995; Лотман Ю. М., Беседы о рус. культуре, СПБ, 1994; С т о л о -в и ч Л. Н., Красота. Добро. Истина, М., 1994; Борев Ю., Эстетика, М., 1988; Неклассич. эстетика и современность (мат-лы конференции), ВМУ, серия 7 - Философия, 1992,.№ 2.
Мид М., Культура и мир детства, М., 1988; Иск-во и дети. Эстетич. воспитание за рубежом, М., 1969; Исследования худож. интересов школьников, М., 1974; Буров А. И., Эстетика: проблемы и споры, М., 1975; Эстетич. воспитание в школе. Вопросы системного подхода, М., 1980; Эстетич. сознание и процесс его формирования, М., 1981; КапальдоА., Творчество и выражение. Курс худож. воспитания, в. 1—2, М., 1981—85; Система эстетич. воспитания школьников, под ред. С. А. Герасимова, М., 1983; Эстетич. культура и эстетич. воспитание, М., 1983; Кабалевский Д. Б., Воспитание ума и сердца, М.; Экологич. и эстетич. воспитание школьников, М., 1984; Лихачев Б. Т., Теория эстетич. воспитания школьников, М., 1985; Су на У. Ф., II с т p о в В. М., Социология эстетич. культуры. Проблемы методологии и методики, Рига, 1985; Ме л и к- II аш ае в А. А., Нов л ян-с к а я 3. Н., Ступеньки к творчеству. Худож. развитие детей в семье, М., 1987; Революция - искусство - дети, т. 1—2, М., 1987—88; Структура и уровни эстетич. сознания у школьников, М., 1989; ТоршиловаЕ. М., Эстетич. воспитание в семье, М., 1989; Взаимодействие и интеграция иск-в в полихудож. развитии школьников, Луганск, 1990; Самохвалова В. И., Эстетич. воспитание: вопросы теории и практики, М., 1990; Эстетич. воспитание на совр. этапе: теория, методология, практика, М., 1990; II с ч к о Л. П., Эстетич. культура и воспитание человека, М., 1991; Эстетич. воспитание в совр. мире. Теория и практика эстетич. воспитания за рубежом, М., 1991; Эстетич. опыт и эстетич. культура, М., 1992; Эстетика творчества, М., 1992; Неменский Б. М., Культура, иск-во, образование, М., 1993; Совр. мир и эстетич. развитие человека, М., 1993; Теоретич. основы формирования худож. культуры у подростков, М., 1993; Иск-во слышать, М., 1994; Морозов а Т. В., Торшилова E. M., Развитие эстетич. способностей детей 3—7 лет. Теория и диагностика, М., 1994; У с о в Ю. Н., В мире экранных иск-в, М., 1994; Эстетика пед. деятельности, М., 1994; Г у p с -вич И. С., Культурология, М., 1995; Худож,-эстетич. образование и развитие школьников, Екатеринбург, 1996.
D с w с у J., Art as experionce, N. Y., 1934; Munro T., Art Education: its philosophy and psychology, N. Y., 1956; Lowenfeld V., Creative and mental growth, N. Y.; E i s n e r E. W., E с с r D. W. (ed.), Reading in art educa-tion, Waltham (Mass.), 1966; Read H., The forms of Things un known, N. Y., 1964; его же, The Redemption of Robot, N. Y., 1966; его ж e, Education through art. L., 1970; B e r с у J., Lexpression artistique et son contexte pedago-gie. Peinture, modelage, dessin, P., 1963; W i t e-h e a d A., The Aims of Education, N. Y., 1964; Aesthetic concept and education, Urbana, 1970; Osborne H., The art of appreciation, N. Y., 1970; Aesthetics and problems of education, Urbana, 1971; B e r l у n e D., Aesthetics and psycho-biology, N. Y., 1971; Fels L., Aesthetics Deci-sion making and human ecologie, L., 1977; Charman L., Approaces to art in education, N. Y., 1978; W о у n а г. J., Esthetique et peda-gogique, P., 1978; Aesthetische Erziehung und Altag, Lahm-Giessen, 1979; Seile G., Kultur der Sinne und aesthetische Erziehung, Koln, 1981; The art in school, L., 1982; B o o t h B., Art Education, L., 1985;Sepanmaa J.,Thebeautyof environment. A general model of environmental aesthetics, Helsinki, 1986; T а у l o r R., Education for Art, L., 1986; H o w l e 11 C, Art Education. Bibliography, Chicago, 1959.
Л. П. Печко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
247.53 кб

К вопросу об эстетическом воспитании

Карцева Г. А., Игнатова Е. Ю.
Статья посвящена проблеме эстетического воспитания школьников, не утратившей актуальности, а, напротив, становящейся с каждым днем все более злободневной.
Читать PDF
182.43 кб

Эстетический аспект физического воспитания

Гармонова Валентина Евгеньевна, Занина Татьяна Николаевна
Раскрывается процесс формирования художественного образа, понимание сущности объекта в физической культуре, его общепедагогическое значение, воздействие на эстетические чувства и представления школьников.
Читать PDF
2.10 мб

Современные теории эстетического воспитания

Тимошенко Лариса Григорьевна
В статье рассматривается воспитание эстетических свойств личности, анализируется опыт эстетического воспитания Центра сибирского фольклора г. Томска
Читать PDF
141.48 кб

Концепт и концепция эстетического воспитания

Киященко Николай Иванович
Эстетическое воспитание является важным предметом научного изучения и непосредственной эмпирической деятельности начиная с античности. В современной России эстетической теории и практике уделяется недостаточное внимание.
Читать PDF
163.48 кб

Задачи современного эстетического воспитания

Файзрахманова Л. Т.
Читать PDF
249.20 кб

Эстетическое воспитание в системе образования

Куницына Наталья Юрьевна
статье рассматриваются особенности эстетического воспитания в системе образования.
Читать PDF
278.73 кб

Архитектура в художественно-эстетическом воспитании

Огуречникова Д.С., Огуречникова И.А.
В статье раскрывается мировоззренческая значимость архитектуры в художественно-эстетическом воспитании, а также способы познания архитектурных объемов и пространств.
Читать PDF
869.38 кб

Роль эстетического воспитания в формировании человека

Хилтухина Евгения Геннадьевна
В данной статье автор попытается раскрыть роль эстетического воспитания, которое занимает существенное место в образовании.
Читать PDF
186.68 кб

Внеаудиторные формы эстетического воспитания студентов

Городецкая Ю. А.
В данной статье рассматривается эксперимент, проведенный в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте на факультете свободного развития (ФСР), который является структурным подразделением указанного института.
Читать PDF
822.04 кб

Эстетическое воспитание - основа формирования личности

Уразимова Тамара Владимировна, Надырова Айгуль Базарбаевна
Статья посвящена проблеме эстетического воспитания как основе формирования личности. Большое внимание уделяется роли и месту искусства в процессе сложения личности.
Читать PDF
142.46 кб

Перспективы эстетического воспитания в техническом вузе

Леденева Оксана Владимировна
The article discusses the role of aesthetics in surmounting excessive rationalism in science and technology students.
Читать PDF
133.02 кб

Эстетическое воспитание школьников музейными средствами

Раджабов Исмаил Магомедович, Гусейнова Сияра Магомедовна
В статье рассматривается необходимость поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к культурным ценностям, а также создании необходимых педагогических усл
Читать PDF
448.70 кб

Эволюция отечественной системы эстетического воспитания

Мезенцева Юлия Ивановна, Афанасьева Ольга Владимировна, Коваленко Павел Юрьевич, Горлов Михаил Иванович
С целью определения характерных особенностей отечественной системы художественно-эстетического воспитания нами были рассмотрены ее основные исторические этапы эволюции.
Читать PDF
337.34 кб

Личностное развитие в процессе эстетического воспитания

Волчегорская Е. Ю.
Приведены результаты исследования, выявляющего позитивное влияние эстетического воспитания на личностное развитие человека.
Читать PDF
229.26 кб

Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей

Хорунжая Ирина Олеговна
На основе историко-педагогического анализа раскрыты тенденции интеграции искусств, когда под воздействием общественно-исторической практики эстетическое воспитание наполняется новым содержанием, отражающим наиболее значимые связи

Похожие термины:

  • ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    исследовательский центр РАО, занимающийся изучением проблем эстетического освоения детьми окружающего мира и художественной культуры; разработкой вопросов экологии культуры в эстетической обл
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДЕ

    одна из разновидностей эстетического воспитания как целостности, как системы. Какой бы трудовой деятельностью ни занимался человек – профессиональной или непрофессиональной, – в ней реализуетс