Эстетическое чувство
Эстетическое чувство
субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусств.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Эстетическое чувство
субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.
Источник: Педагогический словарь
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
форма переживания человеком его отношения к явлениям прекрасного. Понятие прекрасного едва ли можно определить без соотнесения его с воспринимающим человеком (для кого-то в качестве прекрасного объекта выступает классическая музыка, а для кого-то она – занудный шум, который хочется быстрее прекратить). Понятие прекрасного характеризуется историко-культурной конкретностью, национальным и профессиональным своеобразием. Для математика прекрасной может быть компактная формула, для инженера – конструкция, оптимально сочетающая прочность и легкость, для животновода – внешние формы, «стати» коров черно-пестрой породы и т.д. Считают, что некоторые воспринимаемые свойства объектов вносят заметный вклад в переживание прекрасного (т.е. в возникновение и протекание Э.ч.) – соразмерность частей и целого, симметричность, ритм, пропорциональность, правильность или оригинальность формы, целесообразность, умеренность в звуковых, светоцветовых соотношениях и т.п.
Своеобразие подлинных Э.ч. в том, что они возникают и протекают в основном вне каких-либо корыстных побуждений, хотя иногда в основе представления о красивом, прекрасном может лежать идея богатства (известны этнографические данные, когда в отсталом племени, переживающем «железный век», красивой воспринимается женщина, увешанная железными кольцами, и так далее в этом же роде).
Э.ч. в психологии относят к категории так называемых высших чувств (наряду с моральными, интеллектуальными, праксическими – от древнегреч. praktiкos, т.е. деятельный, дельный). Переживания чувств всех этих разновидностей взаимопереплетены в сознании человека. Например, внося трудовой вклад в изготовление некоторого общественно ценного продукта, человек испытывает и моральные чувства («приношу пользу другим»), и праксические («мне нравится моя работа», «люблю варить и кормить» и пр.), и интеллектуальные (сомнения, уверенности, радости от нахождения истины), и эстетические («мы делаем красивую продукцию»).
Лит.: Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Вопросы психологии художественного творчества. – Тбилиси, 1978; Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. – СПб.; Пенза, 1996; Рябов В., Смирнов А. Человек – художественный образ // Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., 1987; Ярошенко Н.Н. Семантический анализ эмоционального отношения к высшим ценностям // Искусство и эмоции. – Пермь, 1991.
Е.А. Климов
Своеобразие подлинных Э.ч. в том, что они возникают и протекают в основном вне каких-либо корыстных побуждений, хотя иногда в основе представления о красивом, прекрасном может лежать идея богатства (известны этнографические данные, когда в отсталом племени, переживающем «железный век», красивой воспринимается женщина, увешанная железными кольцами, и так далее в этом же роде).
Э.ч. в психологии относят к категории так называемых высших чувств (наряду с моральными, интеллектуальными, праксическими – от древнегреч. praktiкos, т.е. деятельный, дельный). Переживания чувств всех этих разновидностей взаимопереплетены в сознании человека. Например, внося трудовой вклад в изготовление некоторого общественно ценного продукта, человек испытывает и моральные чувства («приношу пользу другим»), и праксические («мне нравится моя работа», «люблю варить и кормить» и пр.), и интеллектуальные (сомнения, уверенности, радости от нахождения истины), и эстетические («мы делаем красивую продукцию»).
Лит.: Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Вопросы психологии художественного творчества. – Тбилиси, 1978; Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. – СПб.; Пенза, 1996; Рябов В., Смирнов А. Человек – художественный образ // Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., 1987; Ярошенко Н.Н. Семантический анализ эмоционального отношения к высшим ценностям // Искусство и эмоции. – Пермь, 1991.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.