Эстетическое чувство

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Эстетическое чувство
субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусств.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Эстетическое чувство
субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.

Источник: Педагогический словарь

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей и в искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
форма переживания человеком его отношения к явлениям прекрасного. Понятие прекрасного едва ли можно определить без соотнесения его с воспринимающим человеком (для кого-то в качестве прекрасного объекта выступает классическая музыка, а для кого-то она – занудный шум, который хочется быстрее прекратить). Понятие прекрасного характеризуется историко-культурной конкретностью, национальным и профессиональным своеобразием. Для математика прекрасной может быть компактная формула, для инженера – конструкция, оптимально сочетающая прочность и легкость, для животновода – внешние формы, «стати» коров черно-пестрой породы и т.д. Считают, что некоторые воспринимаемые свойства объектов вносят заметный вклад в переживание прекрасного (т.е. в возникновение и протекание Э.ч.) – соразмерность частей и целого, симметричность, ритм, пропорциональность, правильность или оригинальность формы, целесообразность, умеренность в звуковых, светоцветовых соотношениях и т.п.
Своеобразие подлинных Э.ч. в том, что они возникают и протекают в основном вне каких-либо корыстных побуждений, хотя иногда в основе представления о красивом, прекрасном может лежать идея богатства (известны этнографические данные, когда в отсталом племени, переживающем «железный век», красивой воспринимается женщина, увешанная железными кольцами, и так далее в этом же роде).
Э.ч. в психологии относят к категории так называемых высших чувств (наряду с моральными, интеллектуальными, праксическими – от древнегреч. praktiкos, т.е. деятельный, дельный). Переживания чувств всех этих разновидностей взаимопереплетены в сознании человека. Например, внося трудовой вклад в изготовление некоторого общественно ценного продукта, человек испытывает и моральные чувства («приношу пользу другим»), и праксические («мне нравится моя работа», «люблю варить и кормить» и пр.), и интеллектуальные (сомнения, уверенности, радости от нахождения истины), и эстетические («мы делаем красивую продукцию»).
Лит.: Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Вопросы психологии художественного творчества. – Тбилиси, 1978; Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. – СПб.; Пенза, 1996; Рябов В., Смирнов А. Человек – художественный образ // Мир профессий. Человек – художественный образ. – М., 1987; Ярошенко Н.Н. Семантический анализ эмоционального отношения к высшим ценностям // Искусство и эмоции. – Пермь, 1991.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.37 мб

Первоначала эстетического чувства и искусства

Прозерский Вадим Викторович
В статье автором поставлен вопрос, можно ли говорить об эстетическом чувстве у человека архаической культуры, начиная с верхнего палеолита. Ведется полемика с теми исследователями, которые это отрицают.
Читать PDF
581.37 кб

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Азизова Татьяна Ашотовна
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничности.
Читать PDF
224.90 кб

Эстетическое чувство как естественная основа социальной личности

Бондарева Алла Ивановна
В статье исследуются психофизиологические и социальные истоки развития эстетического чувства в связи со способностью социальной личности в условиях противоречий окружающего мира развивать в себе гармоничные основы духовности и тво
Читать PDF
207.51 кб

Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера

Шестакова Марина Анатольевна
Концепция разделения чувственного Ж. Рансьера рассматривает эстетику и политику как равнозначные виды деятельности, смысл которых сводится к реконфигурации чувственного опыта. Такой подход является феноменологическим.
Читать PDF
290.95 кб

Искусство как средство формирования эстетических чувств студентов

Кудинова А.Л.
Проанализирована значимость эстетических чувств в духовном развитии студентов и роль искусства в их формировании.
Читать PDF
146.09 кб

Теоретические аспекты диагностики развития эстетических чувств младших подростков

Парамонова А. Е.
В статье раскрывается актуальность развития эстетических чувств в младшем подростковом возрасте, представлена структура эстетических чувств, теоретически обосновывается необходимость выбора показателей и критериев развития эстетич
Читать PDF
229.07 кб

Формирование эстетических чувств младших школьников средствами музыкальной культуры

Краснокутская Ольга Алексеевна
В статье представлена методика реализации личностного подхода при восприятии музыкальных произведений младшими школьниками.
Читать PDF
399.84 кб

Развитие культуры чувств и эстетических эмоций младших школьников средствами изобразительной деятель

Хачатрян Жанна Левушовна, Карапетян Владимир Севанович
В статье представляется аргументация ученых по поводу значимой роли изобразительно-творческого процесса.
Читать PDF
446.56 кб

Вопрос о развитии эстетических чувств у детей в педагогической психологии России на рубеже XIX–XX ве

Рихтер Нина Павловна
Рассмотрены взгляды представителей педагогической психологии в России конца XIX – начала ХХ в. по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей.

Похожие термины:

  • ОБРАЩЕНИЕ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ

    (метод педагогического воздействия) – позволяет, опираясь на врожденную тягу человека к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы поведения и деятельности воспитанников.