ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Эразм Роттердамский
1467-1536) Работы: «О методе обучения», "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья. Труд - критерий нравственности. Идея народного образования. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания. Заметим, что гуманистическая проблематика в эпоху Возрождения носила в определенной степени аристократический характер, идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования были абстрактными и не соотносились с конкретными социальными условиями.

Источник: История образования и педагогической мысли

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

Источник: Педагогический словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

псевдоним Герхарда Герхардса) (1469-1536) — ученый, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. Стремился синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с комментарием и новым латинским переводом (1519). Известнейшее из произведений Э.Р. - шутливая декламация "Похвала глупости" (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; рус. пер. 1840, 1960). В основе издания два важнейших для мироощущения Э.Р. тезиса: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Сущность учения Э.Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. С 1495 Э.Р. преподавал латынь и риторику; мн. годы был профессором Кембриджского университета. Создал ряд произведений педагогической направленности - "План учения" (1512), "Воспитание христианина" (1514) и др. Трактат "О приличии детских нравов" (1530) - первое западноевропейское сочинение о физическом и нравственном воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. пер. произведений Э.Р.) известно под названием "Гражданство обычаев детских". Э.Р. отвергал методы обучения, осн. на зубрежке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" - таково отличие человека от других живых существ. Мн. педагогические взгляды Э.Р. были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), ученый, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. и нравств.-аллего-рич. смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с обширным комментарием и новым лат. переводом (1519), исправившим многочисл. ошибки принятого в католич. церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, к-рую Э. Р., однако, не принял. Он отвергал радикализм М. Лютера, с к-рым активно полемизировал (трактат «О свободе воли», 1524).
Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация «Похвала Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; лучшее критич. изд. 1898; рус. пер. 1840, 1960). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной осле-пленности. Сущность учения Э. Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Э. Р. получили признание многих наиб. просвещенных людей его эпохи, в частности Т. Мора, с к-рым был связан и личной дружбой.
Э. Р. вел пед. деятельность как преподаватель латыни и риторики; мн. годы был проф. Кембриджского ун-та. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В соч. «О двойном изобилии слов и предметов» рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни; «Как писать письма» - всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру; «О правильном произношении лат. и греч. речи» - своеобразный опыт сравнит, филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся «Сравнения и уподобления», составленные из фрагментов произведений греч. и лат. античных авторов, а также «Цицеронианец» - диалог о проблеме лит. стиля как отражения изменяющейся культуры.
Э. Р. принадлежит также ряд пед. трудов - «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514), «О достойном воспитании детей» (1529) и др. Трактат Э. Р. «О приличии детских нравов» (1530) - первое зап.-европ. сочинение о физич. и нравств. воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. перевод произведений Э. Р.), известное под назв. «Гражданство обычаев детских», появилось в 60-х гг. 17 в. и положило начало особому жанру в рус. лит-ре.
В пед. трудах Э. Р. отвергал господствовавшие в школах и ун-тах методы обучения, основанные на зубрежке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. «Людьми не рождаются, а воспитываются» - таково отличие человека от др. живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (к-рой, по Э. Р., обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Мн. пед. принципы Э. Р. были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего сисТематич. упражнение в лит. «сочинительстве» и отработка собственного стиля путем изучения трудов разных авторов и критич. подхода к ним; предпочтение инди-видуализиров. обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся; использование принципа состязательности при выполнении заданий; отказ от наказания и унижения отстающих учеников. Гуманистич. идеи Э. Р. оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.
Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia, сига et impensis Petri Vander, Logduni Batavorum. 1703—06, [reprint], v. l—10, [L. - Hildesheim, 1961—62]; Opus epistolarum, v. l- 12, Oxf., 1906—58; Opuscula. A Supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Literary and educational writings, ed. by Craig R. Thompson, Toronto, 1985; в рус. пер. - Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире,
M., 1963; Разговоры запросто, М., 1969; Филос. произв., M., 1986.
Лит.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, [Сб. ст.], М., 1969; Маркиш С., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Марголен Ж. К., Эразм Роттердамский, «Перспективы», 1994, № 1—2; Huizinga J., Erasmus, Haarlem; Smith Р., Erasmus. A studi of life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education, N. Y.; Ecker t W. P., Erasmus von Rotterdam, Werk und Wirkung, Bd 1—2, Koln, 1967; Tracy J. D., Erasmus, the growth of a mind, Geneva, 1972; Augustijn C., Erasmus von Rooterdam; Leben, Werk, Wirkung, Munch., 1986; Actes du Colloque international Erasme, Tours, 1986; Geneva, 1990; M a r g o l i n J.-C., Erasme, precepteur de lEurope, P., 1994; Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, v. 1—3, Gent, 1983. А. В Михайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
3.16 мб

Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский и Жан Кальвин о деятельной жизни

Печатнов Валентин Владимирович
Впервые в историографии проведено сравнительное исследование концепции деятельной жизни у трех европейских мыслителей XV-XVI веков: итальянского гуманиста Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского и Жана Кальвина.
Читать PDF
11.96 мб

Одиночество как экзистенциал человеческого бытия в воззрениях Эразма Роттердамского и "отцов" Реформ

Гагарин А.С.
В статье исследуется одиночество как экзистенциал человеческого бытия, представленный в философских воззрениях мыслителя Возрождения Эразма Роттердамского и учите-лей-«отцов» Реформации.
Читать PDF
13.48 мб

Страх и смерть как экзистенциалы человеческого бытия в воззрениях Эразма Роттердамского и "отцов" Ре

Гагарин А.С.
В статье исследуются экзистенциалы человеческого бытия страх и смерть, представленные в философских воззрениях мыслителя Возрождения Эразма Роттердамского и учителей-«отцов» Реформации.