Эмпиризм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Эмпиризм
(греч. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, недооценивая роль мышления и научных абстракций.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Эмпиризм
направление в учении и практике познания, подчеркивающее роль созерцания, чувственного опыта и противопоставляющаяся теоретической форме и звену в структуре научного познания.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ЭМПИРИЗМ
система методологических подходов, отрицающая априорное знание и основывающаяся только на опыте и индуктивных умозаключениях. Представители Э. в педагогике (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий и др.) признавали индуктивный путь построения педагогики единственно возможным.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭМПИРИЗМ
от греч. empeiria — опыт) — философское учение, направление в гносеологии (теории познания), которое все познание выводит из чувственного опыта (энергии); с методологической точки зрения — принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте. Эмпирический — основанный на опыте. Противоположность —рационализм.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Эмпиризм
гр. – опыт) – философское учение, основанное на признании чувственного опыта единственным источником знаний. При этом опыт ограничивается совокупностью ощущений по отношению к объективно существующему внешнему миру. Эмпиризм отрицает роль целенаправленного рационально организованного познания. Таким путем действительно можно более глубоко познавать культуры разных народов, опыт церковной жизни людей. Нередко эмпирический подход необходим учителю в целях более глубокого и объективного познания детей и процессов, происходящих в их среде. Эмпиризм лежит в основе метода наблюдения, особенно его разновидности – включенного наблюдения. Эмпирические методы познания (диагностические, эксперимент) не отвергнуты наукой, но отнесены там к особой группе, помогающей лишь добывать факты, но не интерпретировать их.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭМПИРИЗМ
(от гр. έμπειρία – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В противоположность рационализму в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в XVII– XVIII вв. и выступал как материалистический Э. (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс, Кондильяк) или субъективно-идеалистический, признающий единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В современной западной философии фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно существующим чувственным сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела) (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988; Границы науки. – М.: ИФ РАН, 2000; Подольська Є. А. Філософія. – К.: ІНКОС, 2006; Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності. – X.: ХДАК, 1998). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭМПИРИЗМ
(от греч. empeiria опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено в нему. Э. близок сенсуализму. В противоположность рационализму в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в XVII–XVIII вв. Он выступал как материалистический Э., утверждающий, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк). В противоположность ему субъективно-идеалистический Э. признавал единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). В западной философии XX в. появляется сочетание идеалистического Э. с онтологизмом, т.е. с определенными допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психологическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно существующим чувственным сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логический Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного опыта, и считает старые бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретического знания. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта оказались несостоятельными.
Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический материализм не сводит к нему все содержание знания и подчеркивает активную деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности субъекта. Диалектическая взаимосвязьчувственного и рационального познания – один из основных принципов марксистской гносеологии.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
706.57 кб

Авторитарный эмпиризм в инновационных концепциях высшего образования психолого-педагогического профи

Медведев Александр Михайлович
В статье представлен критически-аналитический обзор нескольких концепций совершенствования вузовского и послевузовского образования школьных учителей, социальных работников и педагогов-психологов.