ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
способность человека идентифицировать и выражать эмоции, регулировать их и использовать эту информацию для того, чтобы успешно справляться различными жизненными ситуациями.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
Эмоциональный интеллект
умственная способность субъекта постигать свои чувства и других людей. Свидетельствует об эмпатийной культуре личности. Активно формируется во время восприятия и анализа образов-персонажей, способствует саморегуляции чувств. Предупреждает девиантное поведение подростков. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Интеллект эмоциональный
умственная способность воспринимать, понимать и усваивать чувства „другого”, осознавать и регулировать собственные чувства. При изучении художественного произведения у читателей развивается эмпатия – способность к сопереживанию, которая предполагает проникновение читателя во внутренний мир литературного героя и личностное отношение к изображенному. Объяснение мыслей и чувств, выраженных в произведении, составляет основу его адекватной интерпретации (Л. Краснова). И наоборот: формирование литературных знаний и читательских умений способствует развитию интерпретационного сознания и, как следствие, эмоционально- интеллектуальной сферы личности каждого ученика. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ИНТЕЛЛЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
особый комплекс индивидуальных характеристик личности и межличностных процессов, обеспечивающих межличностную компетентность. Традиционные определения интеллекта слишком узки и не вмещают таких аспектов, как счастье, личностный успех или гармония с обществом. Эти компоненты учтены в базовой модели И. э., которая акцентирует внимание на пяти типах способностей: знание об эмоциях, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Содержание И. э. определяется в терминах, которые включают набор не связанных с 10 признаков, однако существенных, для успешности в профессиональных и межличностных отношениях. 10 вычисляется как сумма показателей семи способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля за импульсами, регуляции настроения, эмпатии, оптимизма. Так же как 10 является предикатом академической успеваемости, уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха (Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1999. – 494 с.). И. В. Головнева
Источник: Глоссарий современного образования.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Термин «интеллект» введен в научный обиход американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером (Salo-ey P., Mayer D.). Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением. Первая публикация их теоретической модели эмоционального интеллекта датирована 1990 г.
По свидетельству российских психологов (Д.В.Люсин, В.С.Юркевич), широкое распространение в среде специалистов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского психолога Дэниела Големана. Он первым включил понятие эмоциональный интеллект в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал всевозрастающей популярности этого явления.
Д.Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям; контроль над эмоциональными вспышками; умение отказываться от удовольствий; регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик он не предложил.
Более детально и результативно проблема исследовалась Р.БарОном (Bar-On R., 1997). Эмоциональный интеллект он определил как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают: - познание собственной личности (осведомленность об эмоциях,
уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- навыки межличностного общения (взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- преобладающее настроение (счастье, оптимизм) (Bar-On, 1997. Цит. по: Практический интеллект. — Под ред. Р. Стергберга).
Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д.В.Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «…способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» (Д.В Люсин, 2004, с. 33). При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей». Автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В.Люсиным (там же, с. 34), включает три элемента:
- когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
- представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);
- особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Для уточнения ряда обстоятельств и проверки идеи о высокой прогностической ценности показателей эмоционального интеллекта мы провели ряд пилотажных исследований в экспериментальной прогимназии № 1882 Москвы. В ходе эксперимента старшим дошкольникам предлагалось проделать простые операции, позволяющие оценить основные характеристики их эмоционального интеллекта. В качестве оцениваемых параметров фигурировали те, что выделены вышеназванными авторами (оценивалась способность понимать эмоции других людей). С этой целью использовался тест Н.Я.Семаго — «эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, 1998). Ребенку требовалось ответить вопрос, что выражают лица людей (детей — мальчиков и девочек), изображенных на картинках. Испытуемым предъявлялись изображения детей, лица которых выражали базовые эмоции (радость, страх, удивление, гнев и др.). Некоторые дети без затруднений называли выраженную эмоцию, кто-то делал это, прилагая заметные усилия, а кто-то испытывал при этом очень большие сложности.
В других опытах детям предлагалось самим выразить радость, страх, горе, удивление, гнев и другие базовые эмоции.
Для оценки этой способности использовался метод экспертных оценок. Каждый из участвовавших в исследованиях психологов внимательно следил за точностью выражения эмоций и ставил собственные отметки каждому участвовавшему в исследовании ребенку. В ходе специальных наблюдений оценивались также навыки межличностного общения, степень самоуважения, независимость, устойчивость к стрессу, способность к адаптации в новых условиях. Длительные наблюдения помогли также выявить доминирующее настроение каждого из участвовавших в исследовании детей. Например, уровни развития навыков межличностного общения мы изучали, наблюдая за их проявлением в детских играх и в различных коллективных работах.
Устойчивость и неустойчивость к стрессу не менее ярко проявлялась детьми на «конкурсах интеллектуалов», проводившихся в детских садах по специальной методике (А.И.Савенков, 1998). Участие в конкурсе для любого ребенка — стресс, но один способен справиться с ним и эффективно работать, а другой теряется, его продуктивность резко падает. Результаты успешности по данным заданиям были в дальнейшем сопоставлены намис успехами этих детей в обучении, первоначально в детском саду, а затем и в школе. Выяснилось, что те, кто продемонстрировал более высокие оценки по указанным параметрам, относящимся, как известно, к эмоциональному интеллекту, оказались действительно более успешными в учении. Этот факт легко объясним: каждому известно, что человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не состоянии.
Способность к вербальному выражению и оценке эмоций свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем когнитивном развитии ребенка. Не менее очевидно и то, что эмоции и умственные способности тесно связаны. Давно доказано, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность мышления и направлять внимание на определенные задачи. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и в любой совместной деятельности, а эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.
С этими данными согласуются сведения, полученные биологами. Они утверждают, что за эмоции отвечают более древние, глубинные отделы мозга. То, что мы традиционно называем интеллектом и креативностью, развивается первоначально на базе эмоционального интеллекта, потому так тесно с ним связано. Только на крепком и мощном основании, каким является хорошо развитый «эмоциональный интеллект», будет успешно развиваться способность творить.
А.И.Савенков
Литература: Практический интеллект. Под общей редакцией Р. Стернберга. — СПб., 2002.
Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья.1998. Т.5. № 3-4.
Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В.
Ушакова и Д.В.Люсина. — М., 2004.
Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
По свидетельству российских психологов (Д.В.Люсин, В.С.Юркевич), широкое распространение в среде специалистов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского психолога Дэниела Големана. Он первым включил понятие эмоциональный интеллект в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал всевозрастающей популярности этого явления.
Д.Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям; контроль над эмоциональными вспышками; умение отказываться от удовольствий; регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик он не предложил.
Более детально и результативно проблема исследовалась Р.БарОном (Bar-On R., 1997). Эмоциональный интеллект он определил как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают: - познание собственной личности (осведомленность об эмоциях,
уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- навыки межличностного общения (взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- преобладающее настроение (счастье, оптимизм) (Bar-On, 1997. Цит. по: Практический интеллект. — Под ред. Р. Стергберга).
Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д.В.Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «…способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» (Д.В Люсин, 2004, с. 33). При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей». Автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В.Люсиным (там же, с. 34), включает три элемента:
- когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
- представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);
- особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Для уточнения ряда обстоятельств и проверки идеи о высокой прогностической ценности показателей эмоционального интеллекта мы провели ряд пилотажных исследований в экспериментальной прогимназии № 1882 Москвы. В ходе эксперимента старшим дошкольникам предлагалось проделать простые операции, позволяющие оценить основные характеристики их эмоционального интеллекта. В качестве оцениваемых параметров фигурировали те, что выделены вышеназванными авторами (оценивалась способность понимать эмоции других людей). С этой целью использовался тест Н.Я.Семаго — «эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, 1998). Ребенку требовалось ответить вопрос, что выражают лица людей (детей — мальчиков и девочек), изображенных на картинках. Испытуемым предъявлялись изображения детей, лица которых выражали базовые эмоции (радость, страх, удивление, гнев и др.). Некоторые дети без затруднений называли выраженную эмоцию, кто-то делал это, прилагая заметные усилия, а кто-то испытывал при этом очень большие сложности.
В других опытах детям предлагалось самим выразить радость, страх, горе, удивление, гнев и другие базовые эмоции.
Для оценки этой способности использовался метод экспертных оценок. Каждый из участвовавших в исследованиях психологов внимательно следил за точностью выражения эмоций и ставил собственные отметки каждому участвовавшему в исследовании ребенку. В ходе специальных наблюдений оценивались также навыки межличностного общения, степень самоуважения, независимость, устойчивость к стрессу, способность к адаптации в новых условиях. Длительные наблюдения помогли также выявить доминирующее настроение каждого из участвовавших в исследовании детей. Например, уровни развития навыков межличностного общения мы изучали, наблюдая за их проявлением в детских играх и в различных коллективных работах.
Устойчивость и неустойчивость к стрессу не менее ярко проявлялась детьми на «конкурсах интеллектуалов», проводившихся в детских садах по специальной методике (А.И.Савенков, 1998). Участие в конкурсе для любого ребенка — стресс, но один способен справиться с ним и эффективно работать, а другой теряется, его продуктивность резко падает. Результаты успешности по данным заданиям были в дальнейшем сопоставлены намис успехами этих детей в обучении, первоначально в детском саду, а затем и в школе. Выяснилось, что те, кто продемонстрировал более высокие оценки по указанным параметрам, относящимся, как известно, к эмоциональному интеллекту, оказались действительно более успешными в учении. Этот факт легко объясним: каждому известно, что человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не состоянии.
Способность к вербальному выражению и оценке эмоций свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем когнитивном развитии ребенка. Не менее очевидно и то, что эмоции и умственные способности тесно связаны. Давно доказано, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность мышления и направлять внимание на определенные задачи. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и в любой совместной деятельности, а эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.
С этими данными согласуются сведения, полученные биологами. Они утверждают, что за эмоции отвечают более древние, глубинные отделы мозга. То, что мы традиционно называем интеллектом и креативностью, развивается первоначально на базе эмоционального интеллекта, потому так тесно с ним связано. Только на крепком и мощном основании, каким является хорошо развитый «эмоциональный интеллект», будет успешно развиваться способность творить.
А.И.Савенков
Литература: Практический интеллект. Под общей редакцией Р. Стернберга. — СПб., 2002.
Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья.1998. Т.5. № 3-4.
Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В.
Ушакова и Д.В.Люсина. — М., 2004.
Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005