ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
способность человека идентифицировать и выражать эмоции, регулировать их и использовать эту информацию для того, чтобы успешно справляться различными жизненными ситуациями.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Эмоциональный интеллект
умственная способность субъекта постигать свои чувства и других людей. Свидетельствует об эмпатийной культуре личности. Активно формируется во время восприятия и анализа образов-персонажей, способствует саморегуляции чувств. Предупреждает девиантное поведение подростков. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Интеллект эмоциональный
умственная способность воспринимать, понимать и усваивать чувства „другого”, осознавать и регулировать собственные чувства. При изучении художественного произведения у читателей развивается эмпатия – способность к сопереживанию, которая предполагает проникновение читателя во внутренний мир литературного героя и личностное отношение к изображенному. Объяснение мыслей и чувств, выраженных в произведении, составляет основу его адекватной интерпретации (Л. Краснова). И наоборот: формирование литературных знаний и читательских умений способствует развитию интерпретационного сознания и, как следствие, эмоционально- интеллектуальной сферы личности каждого ученика. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ИНТЕЛЛЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
особый комплекс индивидуальных характеристик личности и межличностных процессов, обеспечивающих межличностную компетентность. Традиционные определения интеллекта слишком узки и не вмещают таких аспектов, как счастье, личностный успех или гармония с обществом. Эти компоненты учтены в базовой модели И. э., которая акцентирует внимание на пяти типах способностей: знание об эмоциях, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Содержание И. э. определяется в терминах, которые включают набор не связанных с 10 признаков, однако существенных, для успешности в профессиональных и межличностных отношениях. 10 вычисляется как сумма показателей семи способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля за импульсами, регуляции настроения, эмпатии, оптимизма. Так же как 10 является предикатом академической успеваемости, уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха (Психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1999. – 494 с.). И. В. Головнева

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Термин «интеллект» введен в научный обиход американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером (Salo-ey P., Mayer D.). Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением. Первая публикация их теоретической модели эмоционального интеллекта датирована 1990 г.
По свидетельству российских психологов (Д.В.Люсин, В.С.Юркевич), широкое распространение в среде специалистов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского психолога Дэниела Големана. Он первым включил понятие эмоциональный интеллект в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал всевозрастающей популярности этого явления.
Д.Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям; контроль над эмоциональными вспышками; умение отказываться от удовольствий; регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик он не предложил.
Более детально и результативно проблема исследовалась Р.БарОном (Bar-On R., 1997). Эмоциональный интеллект он определил как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Он выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они включают: - познание собственной личности (осведомленность об эмоциях,
уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- навыки межличностного общения (взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- преобладающее настроение (счастье, оптимизм) (Bar-On, 1997. Цит. по: Практический интеллект. — Под ред. Р. Стергберга).
Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д.В.Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «…способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» (Д.В Люсин, 2004, с. 33). При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей». Автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта — «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В.Люсиным (там же, с. 34), включает три элемента:
- когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
- представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);
- особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Для уточнения ряда обстоятельств и проверки идеи о высокой прогностической ценности показателей эмоционального интеллекта мы провели ряд пилотажных исследований в экспериментальной прогимназии № 1882 Москвы. В ходе эксперимента старшим дошкольникам предлагалось проделать простые операции, позволяющие оценить основные характеристики их эмоционального интеллекта. В качестве оцениваемых параметров фигурировали те, что выделены вышеназванными авторами (оценивалась способность понимать эмоции других людей). С этой целью использовался тест Н.Я.Семаго — «эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, 1998). Ребенку требовалось ответить вопрос, что выражают лица людей (детей — мальчиков и девочек), изображенных на картинках. Испытуемым предъявлялись изображения детей, лица которых выражали базовые эмоции (радость, страх, удивление, гнев и др.). Некоторые дети без затруднений называли выраженную эмоцию, кто-то делал это, прилагая заметные усилия, а кто-то испытывал при этом очень большие сложности.
В других опытах детям предлагалось самим выразить радость, страх, горе, удивление, гнев и другие базовые эмоции.
Для оценки этой способности использовался метод экспертных оценок. Каждый из участвовавших в исследованиях психологов внимательно следил за точностью выражения эмоций и ставил собственные отметки каждому участвовавшему в исследовании ребенку. В ходе специальных наблюдений оценивались также навыки межличностного общения, степень самоуважения, независимость, устойчивость к стрессу, способность к адаптации в новых условиях. Длительные наблюдения помогли также выявить доминирующее настроение каждого из участвовавших в исследовании детей. Например, уровни развития навыков межличностного общения мы изучали, наблюдая за их проявлением в детских играх и в различных коллективных работах.
Устойчивость и неустойчивость к стрессу не менее ярко проявлялась детьми на «конкурсах интеллектуалов», проводившихся в детских садах по специальной методике (А.И.Савенков, 1998). Участие в конкурсе для любого ребенка — стресс, но один способен справиться с ним и эффективно работать, а другой теряется, его продуктивность резко падает. Результаты успешности по данным заданиям были в дальнейшем сопоставлены намис успехами этих детей в обучении, первоначально в детском саду, а затем и в школе. Выяснилось, что те, кто продемонстрировал более высокие оценки по указанным параметрам, относящимся, как известно, к эмоциональному интеллекту, оказались действительно более успешными в учении. Этот факт легко объясним: каждому известно, что человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не состоянии.
Способность к вербальному выражению и оценке эмоций свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем когнитивном развитии ребенка. Не менее очевидно и то, что эмоции и умственные способности тесно связаны. Давно доказано, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность мышления и направлять внимание на определенные задачи. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и в любой совместной деятельности, а эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.
С этими данными согласуются сведения, полученные биологами. Они утверждают, что за эмоции отвечают более древние, глубинные отделы мозга. То, что мы традиционно называем интеллектом и креативностью, развивается первоначально на базе эмоционального интеллекта, потому так тесно с ним связано. Только на крепком и мощном основании, каким является хорошо развитый «эмоциональный интеллект», будет успешно развиваться способность творить.
А.И.Савенков
Литература: Практический интеллект. Под общей редакцией Р. Стернберга. — СПб., 2002.
Семаго Н.Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья.1998. Т.5. № 3-4.
Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В.
Ушакова и Д.В.Люсина. — М., 2004.
Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
30.46 мб

Эмоциональный интеллект

Ларина Альмира Тимербаевна
В настоящей статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке.
Читать PDF
443.26 кб

Эмоциональный интеллект при шизофрении

Рычкова Ольга Валентиновна, Соина Наталия Александровна, Гуревич Геннадий Львович
Статья посвящена изучению нарушений эмоциональной сферы у больных шизофренией, проявлений социальной ангедонии с учетом клинической симптоматики.
Читать PDF
375.29 кб

Эмоциональный интеллект при шизофрении

Рычкова О. В., Соина Н. А.
Статья посвящена изучению нарушений эмоциональной сферы у больных шизофренией, проявлений социальной ангедонии с учетом клинической симптоматики.
Читать PDF
190.60 кб

Эмоциональный интеллект и принятие решения

Кустубаева Альмира Мэлсовна, Багаева Екатерина Викторовна
В статье представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи эффективности принятия решения и эмоционального интеллекта.
Читать PDF
389.58 кб

Эмоциональный интеллект городских школьников

Краснов Михаил Васильевич, Григорьева Марина Николаевна
Актуальность работы определяется ведущей ролью эмоций в развитии личности, большим вниманием специалистов к данной проблеме, а также недостаточной разработанностью вопросов развития эмоционального интеллекта у школьников.
Читать PDF
156.10 кб

Детерминанты уровня эмоционального интеллекта

Выскочил Нина Анатольевна
В статье экстраверсия и нейротизм рассмотрены как факторы, обуславливающие уровень эмоционального интеллекта. Выявлены различия в эмоциональном интеллекте экстравертов интровертов и эмоционально стабильных нестабильных людей.
Читать PDF
542.24 кб

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника

Гиниятуллина Эльмира Дамировна
Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосно-вывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализа-ции личности.
Читать PDF
280.45 кб

Эмоциональный интеллект современного менеджера

Дрогобыцкий А. И.
Анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера, включающие 20 различных навыков и умений, объединенных в четыре большие группы: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и умение управлять взаимо
Читать PDF
1.71 мб

Теоретические аспекты эмоционального интеллекта

Алимбаева Р.Т., Есназарова Л.У.
В статье рассматривается проблема эмоционального интеллекта. Проведен анализ литературы и эмпирических исследований по указанной проблеме, описывается подходы к объяснению природы эмоционального интеллекта.
Читать PDF
501.33 кб

Особенности эмоционального интеллекта подростков

Давыдова Ю. В.
В работе представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте, выявленные в ходе люнгитюдного исследования учеников Московской средней школы № 1272.
Читать PDF
449.72 кб

Эмоциональный интеллект студентов - HR-менеджеров

Гришина Анна Викторовна, Исаева Оксана Михайловна, Савинова Светлана Юрьевна
Введение: Эмоциональный интеллект ключевая способность современных руководителей, менеджеров по персоналу.
Читать PDF
95.61 кб

К вопросу о формировании эмоционального интеллекта

Кузнецова Карина Сергеевна
В статье рассматривается история и научные подходы к становлению достаточно нового для педагогической науки понятия эмоционального интеллекта. Представлен теоретический анализ его основных моделей.
Читать PDF
295.83 кб

Современные представления об эмоциональном интеллекте

Рыжов Дмитрий Михайлович
Установлено, что эмоциональный интеллект представляет собой сложный конструкт, основу которого составляют понимание своих эмоций и эмоций окружающих, а также способность управлять ими.
Читать PDF
106.07 кб

К вопросу о сущности понятия «Эмоциональный интеллект»

Александрова Н. П.
В статье рассмотрены некоторые подходы к пониманию сущности понятия «эмоциональный интеллект».
Читать PDF
551.02 кб

Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность

Батурин Николай Алексеевич, Матвеева Лариса Геннадьевна
Работа посвящена анализу социального и эмоционального интеллекта как видам интеллекта.

Найдено книг по теме — 23