Экспрессивность

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Экспрессивность
фр. expression – выражение, выразительность) – ценностное восприятие предмета, способность вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам.

Источник: Краткий словарь музейных терминов

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ
(от лат. expressio — ‘выражение’) — такая совокупность признаков языковой/речевой единицы, благодаря которым говорящий (пишущий) выражает своё субъективное отношение к содержанию речи или её адресату. Напр.: Будущее — это не бластеры или мутанты, не туманные утопические теории, а ответ на вопрос «Что есть человек?». Другие цивилизации устремились к биофашизму и самокопанию в геноме. Мы пойдём в небесные искания духа и победу над космической Смертью, заставляющей гаснуть звезды. Первым борцом со смертью оказался Гагарин.
Валентина Терешкова призналась: «Хочу полететь на Марс, пусть даже и не вернусь». Жреческий, кастовый фанатизм отличает космонавтов от остальных людей: ракеты бы делать из этих людей. Они — якоря, удерживающие Россию пришвартованной к Небу. Нация, у которой есть космонавты, — спасена (Завтра. 2010. № 15).
В этом отрывке из панегирика Д. Тукмакова «Русская вертикаль» экспрессия позитивной оценки достигается целым комплексом выразительных средств: противопоставлением (антитезой) слов и словосочетаний с отрицательно-оценочной коннотацией (бластеры, мутанты, туманные утопические теории, биофашизм, самокопание)словам и словосочетаниям с положительной коннотацией (небесные искания духа, победа над космической Смертью, борец со смертью),метафорами (они — якоря; Россия, пришвартованная к небу), трансформированной реминисценцией строчки «Гвозди б делать из этих людей» из «Баллады о гвоздях» Н. Тихонова. В контексте всего произведения, в соответствующем стилистическом окружении, слова жреческий, кастовый фанатизм приобретают позитивную окраску. Такие выразительные средства, которые создают экспрессивность речи, иногда называют экспрессемами (см., напр.: [Костомаров 1971: 160]).
Кроме Оценочности (см. Оценка), составляющими категории Э. являются также Эмоциональность речи (см.), Интенсивность (см.) и Образность (см.). Эти содержательные компоненты категории Э. представлены по-разному (количественно и качественно) в разных стилевых, жанровых и индивидуально-авторских контекстах. Сравните, напр., приведённый выше текст со следующим научным текстом:
Несмотря на большое количество исследований, внимание преимущественно уделялось изучению образности и средств её выражения в художественной речи, где она получает расширенное значение, так как задана самой художественной системой, в которой каждый языковой элемент служит созданию образности. В последнее время исследователи всё больше внимания обращают и на использование образных средств в политическом дискурсе и СМИ <...>. В разговорной же речи (далее — РР) образность и средства её выражения остаются почти не изученными (Д.И. Яхина).
Этот текст построен на противопоставлении художественной речи политическому и разговорному дискурсам, однако это противопоставление не представляет собой речевой фигуры (антитезы). Сравнение степени изученности образности в названных видах дискурса не является образным и эмоциональным, но служит средством выражения интеллектуальной оценки. Категория интенсивности выражается лексическими интенсификаторами (преимущественно уделялось, всё больше внимания, почти не изученными).
В наибольшей степени Э. присуща художественной, публицистической и разговорной речи, в значительно меньшей степени — научной и деловой.
Лит.: Кожина М.Н. О языковой и речевой экспрессии и её экстралингвистическом обосновании // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д., 1987; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Лукьянова Н.А. Экспрессивность как семантическая категория // Языковые категории в лексикологии и синтаксисе. Новосибирск, 1991; Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные словарные статьи. М., 1996; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Ч. I. Абакан, 2000; Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д., 1987; Риторика и синтаксические структуры: тез. краев, науч.-практ. конф. Красноярск, 1988; Ромашова И.П. Экспрессивность как семантико-прагматическая категория высказывания (на материале устно-разговорной и художественной речи диалогического типа): АКД. Барнаул, 2001; РЯЭ. М., 1997; Чайковский P.P. Общая лингвостилистическая категория экспрессивности и экспрессивность синтаксиса // Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. Т. 64. Вопросы романо-германской филологии. М., 1971.
Г.А. Копнина, А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.16 кб

Использование психолингвистических методик при изучении средств экспрессивного синтаксиса в школе

Гоголина Татьяна Владимировна, Соколова Анна Валерьевна
Рассматривается использование психолингвистических методик разрезания, собирания и завершения текста, позволяющих научить школьников распознавать фигуры экспрессивного синтаксиса в готовом тексте и осознанно включать их в собствен
Читать PDF
4.41 мб

Особенности эмоционально-экспрессивного развития детей с интеллектуальными нарушениями

Дрокина Ольга Сергеевна
В статье представлен анализ проблемы эмоционально-экспрессивного развития детей с сохранным и нарушенным интеллектом. Рассмотрены основные особенности развития эмоциональной экспрессии детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Читать PDF
3.55 мб

Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспрессивного развития дошкольников

Гребенщикова Татьяна Валерьевна
В статье рассматривается проблема эмоционально-экспрессивного развития дошкольников в музыкальной деятельности, раскрываются эмоциональная природа музыкального искусства, возможности использования музыкальной деятельности в развит
Читать PDF
351.94 кб

Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе

Гоголина Татьяна Владимировна
Изучение средств экспрессивного синтаксиса в школе становится всё более значимым: распознавание синтаксических фигур и их осознанное использование в собственных текстах является для учащихся важным этапом подготовки к итоговой атт
Читать PDF
2.84 мб

Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образователь

Гребенщикова Татьяна Валерьевна
Представлена модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, ключевой идеей которой является содействие ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии.
Читать PDF
180.52 кб

Экспрессивное поведение дирижера как цель его профессиональной подготовки

Берёзкина Елена Николаевна
Представлены краткое описание основных положений, полученных в результате исследования (трактовка понятия «экспрессивное поведение», структура, функции и содержание экспрессивного поведения дирижера), а также авторское определение
Читать PDF
369.79 кб

Роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности ст

Андриади Ирина Петровна, Тайдакова Ирина Владимировна
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых существенное место занимает экспрессивная компетентность учителя.
Читать PDF
256.19 кб

Особенности экспрессивной речи у детей с церебральным параличом и разными профилями латеральной орга

Копейкина Я. А.
Рассматриваются речевые особенности детей с детским церебральным параличом. Раскрываются особенности латеральной организации у детей с детским церебральным параличом.
Читать PDF
310.89 кб

Формирование экспрессивной речи у детей преддошкольного возраста с врожденной гидроцефалией

Костюк Анна Владимировна
В статье раскрываются особенности психомоторной базы и речи у детей преддошкольного возраста с врожденной гидроцефалией и содержание логопедической работы по формированию экспрессивной речи у этих детей.
Читать PDF
356.98 кб

Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.
Читать PDF
196.78 кб

Особенности импрессивной и экспрессивной речи у учащихся 9-11 классов с дизорфографией

Якимович Инна Валериевна
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема изучения дизорфографииу старших школьников.
Читать PDF
162.52 кб

Влияние задержки экспрессивной речи на становление коммуникации в раннем возрасте

Жулина Е. В., Мариничева С. В.
В статье раскрывается авторский подход к изучению особенностей коммуникации детей раннего возраста с задержкой экспрессивной речи (ЗЭР), а также представлены результаты диагностического исследования.
Читать PDF
566.36 кб

Преодоление экспрессивной алалии у детей на начальном этапе логопедической работы

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.
Читать PDF
464.27 кб

Методика использования информационных технологий по развитию экспрессивной речи у дошкольников с уме

Бирюкова А.Л.
Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (2016) определяют необходимость принципиально новых ориентаций системы образования детей с огр
Читать PDF
552.11 кб

Формирование языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные си

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией.

Похожие термины:

  • ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ

    Совокупность признаков речи, с помощью которых говорящий / пишущий выражает свое субъективное отношение к содержанию или адресату речи. Составляющими категориями Э. р. являются эмоциональность, о