Эксперимент обучающий
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ
один из наиболее сложных и продуктивных методов эксперимента, служит основой для построения наиболее эффективных методов обучения.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Эксперимент обучающий
формирующий) - при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения.
Источник: Исследовательская деятельность
Эксперимент обучающий
разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что явления, составляющие предмет изучения, не только вызываются, но и формируются в условиях опыта.
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(англ. educational experiment). Разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого стоит в том, что явление, составляющее предмет изучения, формируется (создается) в условиях обучения. С помощью О. э. определяются не столько приобретенные учащимися знания, навыки, умения, сколько особенности их становления, формирования в процессе обучения. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап – констатирующий эксперимент, который дает возможность установить уровень знаний (навыков, умений). О. э. обычно осуществляется на учебном материале, который учащиеся еще не изучали. Им предлагается самостоятельно усвоить новый материал (например, по учебнику), затем проверяется уровень овладения новым материалом, что позволяет сделать вывод о доступности материала и эффективности его представления в учебном пособии. В отличие от обучающего эксперимента при опытном обучении учащиеся работают с использованием пройденного на занятиях материала и преподаватель стремится определить, насколько эффективной является предлагаемая им методика работы с учебным материалом, ставшим объектом исследования. В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором. О. э. обычно осуществляется на новом учебном материале, т. е. выбирается такой материал, который учащийся еще не изучал.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ
является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом.
Э.о. направлен на изучение изменений в характере и в процессе усвоения знаний, умений, навыков, на выявление динамики хода усвоения, на изучение знаний и умений в процессе их становления. В психологии профессиональной деятельности Э.о. выявляет наиболее благополучные условия для профессионального обучения.
Э.о. строится как варьирование условий (одно и то же экспериментальное задание предлагается учащимся одной группы, но на разных этапах обучения) или варьирование содержания усваиваемого материала (разные типы учебного содержания, различные формы предъявления задания, способы и приемы выполнения задания и применения знаний в новых условиях и др.). При организации обучающего эксперимента важно уравнять все другие условия, кроме варьируемого. Варьирование условий в Э.о. связано с определенными гипотезами, требующими экспериментальной проверки. Могут варьироваться не одно, а несколько условий, тогда применяется перекрестное сочетание условий (например, один вид ошибки усвоения сочетают с первым путем ее устранения). (Н.А.Менчинская). Э.о. предшествует констатирующий эксперимент, где выявляется исходный фон как продукт предыдущего обучения; за Э.о. следует контрольный эксперимент, где фиксируются сдвиги в знаниях и умениях после обучения.
Э.о. не тождественен формирующему, хотя может перерасти в него. Если Э.о. изучает динамику процесса усвоения, то формирующий эксперимент выявляет динамику процесса развития. Формирующий эксперимент ставит задачу не только анализа условий и этапов усвоения знаний и умений, но и изучения механизмов становления и развития психологических функций под влиянием специально вводимых факторов, формирующий эксперимент является одним из воплощений экспериментально-генетического метода исследования (Л.С.Выготский), суть которого состоит в том, что он воссоздает генетический процесс психического развития, притом застывшую форму психического явления превращает в процесс , выявляет тенденции и направления этого движения.
В психологии профессионализма обучающий и формирующий эксперименты могут состоять в изучении генезиса новообразований профессионального развития, механизма появления новых качеств психики в процессе выполнения трудовой деятельности.
Э.о. направлен на изучение изменений в характере и в процессе усвоения знаний, умений, навыков, на выявление динамики хода усвоения, на изучение знаний и умений в процессе их становления. В психологии профессиональной деятельности Э.о. выявляет наиболее благополучные условия для профессионального обучения.
Э.о. строится как варьирование условий (одно и то же экспериментальное задание предлагается учащимся одной группы, но на разных этапах обучения) или варьирование содержания усваиваемого материала (разные типы учебного содержания, различные формы предъявления задания, способы и приемы выполнения задания и применения знаний в новых условиях и др.). При организации обучающего эксперимента важно уравнять все другие условия, кроме варьируемого. Варьирование условий в Э.о. связано с определенными гипотезами, требующими экспериментальной проверки. Могут варьироваться не одно, а несколько условий, тогда применяется перекрестное сочетание условий (например, один вид ошибки усвоения сочетают с первым путем ее устранения). (Н.А.Менчинская). Э.о. предшествует констатирующий эксперимент, где выявляется исходный фон как продукт предыдущего обучения; за Э.о. следует контрольный эксперимент, где фиксируются сдвиги в знаниях и умениях после обучения.
Э.о. не тождественен формирующему, хотя может перерасти в него. Если Э.о. изучает динамику процесса усвоения, то формирующий эксперимент выявляет динамику процесса развития. Формирующий эксперимент ставит задачу не только анализа условий и этапов усвоения знаний и умений, но и изучения механизмов становления и развития психологических функций под влиянием специально вводимых факторов, формирующий эксперимент является одним из воплощений экспериментально-генетического метода исследования (Л.С.Выготский), суть которого состоит в том, что он воссоздает генетический процесс психического развития, притом застывшую форму психического явления превращает в процесс , выявляет тенденции и направления этого движения.
В психологии профессионализма обучающий и формирующий эксперименты могут состоять в изучении генезиса новообразований профессионального развития, механизма появления новых качеств психики в процессе выполнения трудовой деятельности.
Источник: Акмеологический словарь