ЭКСКУРСИЯ учебная

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экскурсия учебная
форма организации обучения, предполагающая организацию наблюдения и изучение различных предметов и явлений в реальных условиях.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ
форма и метод обучения, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т. п.) или в музеях, на выставках и пр.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЭКСКУРСИЯ учебная
от лат. excursio - поездка, прогулка) — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр. Различают Э. учебные, производственные, краеведческие. Учебная Э., как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать ее. Предусмотрена организация в школе комплексных Э., направленных на решение задач разных учебных дисциплин. Производственные Э. помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков и пр., с технологическими процессами и т.д. Важное место отводится производственным Э. в профориентационной работе школы. Краеведческие Э. являются одним из осн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Одним из видов Э. являются путешествия, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния. В школьной практике распространены кино- и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также "заочные" Э. и путешествия. Большую помощь в организации Э., гл.о. по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома детского творчества и экскурсионно-туристские станции.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭКСКУРСИЯ УЧЕБНАЯ
организационная форма процесса обучения. Э.у. при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов проводятся в процессе теоретического и в процессе производственного обучения.
В процессе изучения общетехнических и специальных предметов тематика и время проведения Э.у., как правило, определяется и планируется преподавателем в зависимости от необходимости по ходу изучения учебного материала. Основная цель таких Э.у. – ознакомление учащихся непосредственно в цехах и на участках предприятий, в лабораториях научно-технических учреждений, конструкторских бюро, испытательных полигонах и др. с новой и новейшей техникой и технологией производства, организацией труда и производства, новыми научно-техническими разработками и т.п. В процессе таких Э.у. организуются встречи и беседы учащихся с конструкторами новой техники, разработчиками новых технологий, работниками экспериментальных лабораторий, инженерно-педагогическими работниками и рабочими- новаторами предприятий. Учащиеся по итогам таких Э.у. составляют краткие отчеты на основе предварительно выдаваемых преподавателем заданий.
В процессе производственного обучения проведение Э.у. на предприятие предусмотрено учебной программой дважды: в начале обучения и перед производственным обучением на предприятии. Вводная экскурсия имеет целью общее ознакомление учащихся с их будущей профессией, специальностью. Она имеет важное значение для создания у учащихся положительной мотивации на успешное овладение профессией. В ходе такой Э.у. организуются посещение музея истории предприятия (если он имеется), встречи-беседы с работниками предприятия – выпускниками учебного заведения. В процессе экскурсии перед началом производственного обучения на предприятии учащихся подробно знакомят с цехами и участками, где они будут обучаться, с их продукцией, новой техникой и технологией, которую они будут осваивать, организацией труда квалифицированных рабочих, со вспомогательными службами, бытовыми помещениями и др.
Кроме этих двух плановых Э.у. мастер по ходу производственного обучения проводит Э.у. по своему усмотрению, главным образом с целью подробного ознакомления с новой и новейшей техникой и технологией, осваиваемой на предприятиях.
Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Труханов И.И. Формы и методы обучения учащихся в условиях производства. – М., 1979.В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭКСКУРСИЯ учебная
от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации уч.-воспитат. процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение разл. предметов и явлений в естеств. условиях или в музеях, на выставках и пр.
Э. способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.
Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль Э. в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В рус. пед. лит-ре первые высказывания о школьных Э. относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мири-ево, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные Э. содержались в Уставе 1786. Устав уч. заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семенов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. Э. постепенно входят в практику отд. школ, преим. частных гимназий и коммерч. уч-щ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцов, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Шк. экскурсии: их значение и организация», в к-ром впервые были сформулированы осн. принципы экскурсионной методики и разработана система учебных Э. по всем предметам. В нач. 20 в. в России издавалось неск. журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных Э.: «Шк. экскурсии и шк. музей» (1913—16, Од.), «Рус. экскурсант» (1914—16, Ярославль).
В РСФСР в 20-х гг. Э. рассматривались как обязат. и необходимый элемент шк. занятий. Большое место отводилось Э. в уч. программах ГУСа 1923—25. Целями Э. назывались изучение трудовой деятельности людей, обществ. жизни, истории рев. движения. Была разработана методика «исследовательских» Э., в основе к-рых - изучение окружающей действительности. Разработкой и пропагандой экскурсионного метода занимались А. П. Пинкевич, Б. В. Всесвятский, Райков, В. А. Герд, В. Ф. Натали, К. П. Ягодовский и др. Большую роль Э. в уч. работе отводили П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. спец. бюро и комиссии при местных отделах нар. образования, Центр. музейно-экскурсионный ин-т, Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева и др. учреждения, занимавшиеся подготовкой учителей к проведению Э.
Различают Э. учебные, производств. и краеведческие. Учебная Э., как правило, связана с изучением к.-л. учебного предмета (истории, географии, зоологии) и может предварять изучение темы или завершать ее. Предусмотрена организация комплексных учебных Э., направленных на решение задач разных уч. предметов. Напр., комплексная Э. на пром. предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере произ-ва, технологии и т. д. Комплексная Э. - важное средство осуществления межпредметных связей.
Производств. Э. помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хоз. деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, разл. техн. сооружений; с технол. процессами, контрольно-изме-рит. приборами и инструментами и т. д. Важное место отводится производств. Э. в профориентационной работе школы. Отбор объектов для производств. Э. осуществляется учителем при планировании уч. материала. Большой познават. интерес вызывает у школьников Э. в исследоват. подразделения заводов, фабрик, уч. и Н.-и. ин-тов, после к-рых лабораторные работы, проводимые учащимися в школе, приобретают в глазах школьников практич. значимость.
Краеведч. Э. являются одним из осн. способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона. Посещение музеев и памятных мест содействует приобретению учащимися конкретных представлений об ист. событиях, деятелях и о социально-бытовой обстановке прошлого. Одним из видов Э. являются путешествия, рассчитанные на длит. срок и на Значит. расстояния. Особая роль в уч.-воспитат. работе школы отводится уч. экспедициям; ведутся метеорологич. и гидрологич. наблюдения, составляются коллекции для шк. музеев и т. п. наиб. распространение получили ист., археологич., геолого-геогр. экспедиции школьников.
В шк. практике распространены кино-и телеэкскурсии по континентам, странам и городам мира, по залам музеев, выставок и пр., а также «заочные» Э. и путешествия.
Для успешного проведения Э. необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся и т. д.
В процессе Э. руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоят. работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, киносъемку, магнитную запись и т. д. Э. завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, рукописные журналы, выпускают диафильмы, любительские кинофильмы, пополняют экспозиции шк. музеев (см. Музеи школьные).
Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, гл. обр. по темам внеклассной и внешк. работы, оказывают экскурсионные бюро и отделы музеев, дома дет. творчества и экскурсионно-туристские станции (см. Внешкольные учреждения, Краеведение, Туризм). При этих станциях работают кружки, секции, клубы и общества юных туристов, краеведов, путешественников, альпинистов; прокатные базы и пункты туристского снаряжения и т. д. Экскурсионно-туристские станции разрабатывают и проверяют на практике вопросы содержания, форм и методов экскур-сионно-туристской работы с детьми, примерные программы занятий в кружках, маршруты и тематику походов и Э., в т. ч. и учебных, задания для поисковой и исследоват. деятельности.
Лит.: Вопросы экскурсионного дела по данным Петрогр. экскурсионной конференции 10—12 марта 1923, П., 1923; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. ст., [М.], 1925; Экскурсии в школе. Хрестоматийный сб., под ред. Н. Н. Иорданского, М. -Л., 1926; Герд В. А., Экскурсионное дело, М. - Л., 1928; Весенние и летние экскурсии в природу, под ред. Б. В. Всесвятского, M.; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, М. - Л.; Райков Б. E., P и м-с кий-Коре а ков М. Н., Зоологич. экскурсии, Л.; Завитаев П. А., Н и з о в а А. М., Экскурсии и предметные уроки в 1—3 кл.,М., 1963; Низова А. М., Экскурсии и предметные уроки по природоведению в 4 кл., М., 1963; Полянский И. И., Ботанич. экскурсии, Л.; Широких Д. П., Нога Г. С., Биол. экскурсии в с.-х. произ-во, М., 1979; Сердинский В. Г., Экскурсии по физике в ср школе, М., 1980; Дьякова Р. А., Емельянов Б. В, Пасечный П. С., Основы экскурсоведе-ния, М., 1985; Никонова М. А., Практикум по геогр. краеведению, М., 1985.
А. Е.Сейненский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.31 мб

Учебник и электронный учебник: исторический экскурс

Овчинникова Ксения Романовна
Читать PDF
1.08 мб

Планирование учебных экскурсий в рамках изучаемых дисциплин

Преображенский А.П., Чопоров О.Н.
В работе рассматривается роль учебных экскурсий в процессе изучения учебных дисциплин. Приведены примеры тем и возможных экскурсий для дисциплины физика. Отмечено, какие данные по экскурсиям преподаватель заносит в план занятия.
Читать PDF
159.45 кб

Учебная экскурсия как современная форма интерактивного занятия

Воронина Алла Валентиновна, Марянян Мария Сергеевна
В статье рассмотрена реализация внеурочной деятельности в колледже МосГУ студентами 3 курса специальности «Туризм», разобраны современные формы интерактивного занятия на примере учебной экскурсии в виде ролевой и деловой игры в г.
Читать PDF
459.32 кб

Учебные экскурсии в системе экономического образования школьников

Зябкина Ольга Юрьевна, Попова Вера Ивановна
В статье раскрывается понятие «экскурсия», описывается место экскурсий в экономическом образовании школьников, приводится практика организации и методики проведения экскурсий в Научно-образовательном центре экономики и информацион
Читать PDF
280.58 кб

Развитие универсальных учебных действий в процессе экскурсионной работы

Русских Галина Анатольевна, Юдинцева Любовь Александровна
В статье представлены материалы из опыта совместной работы кафедры географии ВятГГУ и Художественно-технологического лицея города Кирова.
Читать PDF
134.09 кб

Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное посо бие. Москва; Ростов н/Д 2008

Малышкин С. А.
Читать PDF
254.39 кб

Учебные экскурсии в процессе профессиональной правовой подготовки студентов

Питюков В. Ю., Гусева И. В.
Раскрывается проблема организации учебных экскурсий в процессе профессиональной правовой подготовки студентов.
Читать PDF
219.66 кб

О некоторых способах решения актуальных проблем организации учебных экскурсий

Калонова Матлуба Якубовна
В статье рассматриваются актуальные проблемы организации учебных экскурсий. Автор статьи акцентирует внимание но то, что в последнее время в общеобразовательных школах в недостаточной мере применяются учебные экскурсии.
Читать PDF
207.77 кб

О роли и месте учебной экскурсии в реализации принципа связи обучения с жизнью

Калонова Матлуба Якубовна
Реализация дидактических принципов обучения в учебном процессе является неотъемлемым условием достижения целей обучения. В этом плане не является исключением и реализация дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Читать PDF
234.31 кб

Подготовка менеджеров и экскурсоводов в рамках учебного курса «Музейный туризм»

Романчук Алла Валентиновна
Статья посвящена проблемам изменения присущих музеям функций и связанных с этими изменениями особенностям подготовки студентов в рамках учебного курса «Музейный туризм», читаемого на кафедре Музеологии исторического факультета Сан
Читать PDF
168.32 кб

Методика экспертной оценки видеоэкскурсий в учебном процессе подготовки экскурсоводов

Афанасьев Олег Евгеньевич, Троценко Александра Владиславовна
В статье рассмотрены особенности применения видеоэкскурсий как разновидности (формы) кейс-метода в подготовке будущих экскурсоводов.
Читать PDF
691.03 кб

УЧЕБНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Попова Ксения Алексеевна
Социокультурная компетенция является неотъемлемым компонентом ведущей компетенции в методике РКИ коммуникативной.
Читать PDF
233.58 кб

Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. Ростов н

Кедрова И. В.
Читать PDF
1.86 мб

Конкурс гидов как учебно-практическая площадка для формирования навыков экскурсионного мастерства у

Воротникова Е. Ю.
Читать PDF
283.69 кб

Роль учебной дисциплины «Туристско-экскурсионная педагогика» в формировании профессиональной компете

Ведомская Я.В.
Я.В.