ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
как научная дисциплина, изучает конкретные экономические проблемы развития образовательной. сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием. (Каленюк И. С. Економіка освіти : навч. посіб. / Каленюк И. С. – Київ : Знання України, 2005. – С. 13). Л. И. Комир.

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
как отраслевая экономическая наука, изучает специфические производственные отношения и экономический механизм функционирования системы образования, ее экономическую роль в развитии общества. (Каленюк И. С. Економіка освіти : навч. посіб. / Каленюк И. С. – Київ : Знання України, 2005. – с. 24; Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Вокабула : энциклопедии, словари, справочники – онлайн. – 2013–2015. – Режим доступа: http:// qoo.by/3TAi). Л. И. Комир

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
отрасль экономической теории, изучающая материальные предпосылки функционирования и развития системы образования и подготовки кадров. Предметом исследования служат: а) природа расходов на образование – инвестиции, потребление; б) финансирование – источники, их структура, оптимальная доля национального дохода, расходуемая на образование; в) вклад системы образования в прирост национального дохода; г) финансово-хозяйственная деятельность учреждений – их бюджет и его источники, структура затрат, материально-техническая база учебного процесса, расходы на одного обучаемого и т. д.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
как раздел экономической теории, исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения. Э. о. как отраслевая экономическая наука изучает специфические производственные отношения и экономический механизм функционирования системы образования, ее экономическую роль в развитии общества. Э. о., как научная дисциплина, изучает конкретные экономические проблемы развития образовательной сферы, рационализации педагогической и хозяйственной деятельности учреждений и органов управления образованием. Возникнув в русле классической экономической теории (работы Адама Смита, Уильяма Петти, Карла Маркса, Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля, Теодора Витстейна и др.), Э. о. в настоящее время претерпела определенные трансформации, однако в целом продолжает классическую традицию в неоклассической экономической теории (концепции человеческого капитала и производственной функции образования). Пионерными работами в теории человеческого капитала явились труды 1950–1960-х гг. Г. Беккера (G. Becker), Дж. Минцера (J. Mincer), Т. Шульца (T. Schultz). По мнению этих ученых и их последователей, главная цель образования состоит в создании и увеличении человеческого капитала. Человеческий капитал – это совокупность знаний, приобретенных людьми. Чем больше человеческий капитал в определенной экономике, тем более производительными будут ее трудовые ресурсы. Об отдаче от человеческого капитала, как правило, судят по уровню доходов владельца этого капитала. Этот подход позволяет отразить результаты образования в реальных экономических показателях. Однако следует указать и на его ограниченность, поскольку содержание образования сводится здесь в основном к приобретению специальных знаний и навыков. Но у образования есть и другие важные социальные функции, которые в данной модели игнорируются. Кроме того, данная модель не объясняет, почему в разных условиях отдача от одного и того же человеческого капитала будет разной. Другим направлением исследования образования в неоклассических традициях являются концепции производственной функции образования (У. Дойл, Дж. Феррис, Д. Монк, Дж. Халлак и др.). Образование рассматривается в них как производственный процесс, характеризующийся своей производственной функцией, которая связывает ресурсы, используемые в системе образования, технологию обучения и результаты образовательного процесса. Хотя такая трактовка образования является механистической, она полезна с точки зрения сравнительного анализа эффективности различных образовательных технологий, поскольку ресурсы и конечный продукт представляются здесь в явном виде. Одна из трудностей использования данного подхода состоит в том, что объекты обучения (ученики, студенты) являются в то же время и активными участниками процесса образования – знания нельзя дать, их можно только взять. Результат, или конечный продукт, образовательного процесса зависит от исходного уровня знаний, интеллектуальных способностей, и что немаловажно, мотивации студентов. Но если знания и способности относительно легко проконтролировать, то измерение уровня мотивации затруднено. Кроме того, знания и способности можно рассматривать как экзогенные или заданные параметры, в то время как мотивация – скорее эндогенная переменная, которая может меняться в ходе образовательного процесса. Все это затрудняет операционализацию подхода производственной функции. В целом же, «Образовательную систему общества просто невозможно объяснить в узких рамках неоклассической теории, поскольку совершенно очевидно, что значительная часть этой системы ориентирована скорее на инвестирование не в человеческий капитал, а на внедрение системы ценностей в сознание членов общества, их легитимизацию» (Дуглас Норт). Поэтому более перспективным направлением Э. о. является институциональный подход (Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и др.). Учитывая, что в рамках институциональной экономики существует множество течений что институциональный анализ может проводиться на разных уровнях социальной системы и что в само понятие «институт» может вкладываться разный смысл, направления для исследований системы образования в русле институциональной экономики весьма многообразны. (Тимошенков И. В. Система образования в зеркале экономической науки [Электронный ресурс] : монография / И. В. Тимошенков. – Xарьков: Изд-во НУА, 2005. – Режим доступа: http://dspace.nua. kharkov.ua/jspui/handle/123456789/58; Глоссарий современного образовани / Нар. укр. акад. ; под общ. ред. Е. Ю. Усик [сост.: Астахова В. И. и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков : Изд-во НУА, 2014. – С. 503; Марцинкевич В. М. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Марцинкевич В. М. – Режим доступа: http://www.вокабула.рф; Экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.slovarus.ru/?di=210044). Л. И. Комир

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития образоват. сферы, рационализации пед. и хоз. деятельности учреждений и органов управления образованием.
Экон. роль общеобразоват. подготовки и проф. квалификации работников подчеркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Практич. и науч. интерес к Э. о. возник в России в нач. 20 в. в преддверии индустриализации. Первые, получившие широкую известность расчеты вклада образования в экон. развитие общества относятся к 20-м гг. 20 в. (С. Г. Струми-лин, опиравшийся на предшествовавшие оценки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и др.). Реальные предпосылки для развития Э. о. появились к сер. 20 в., когда в большинстве стран мира системы образования превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на к-рые только по затратным статьям нац. счетов приходилось до 8% обществ. продукта. С сер. 50-х гг. Э. о. разрабатывалась в США и странах Зап. Европы, а также в России в связи с необходимостью в резком увеличении гос. и частных ассигнований на финансирование среднего и особенно высш. образования в соответствии с требованиями новой стадии науч. и пром. развития и началом перехода к инновац. экономике.
Потребовались решительная ломка стереотипов обществ. сознания, преодоление взгляда на образование как на периферийную культ.-просвет. область, к-рой достаточно традиц. источников для покрытия своих скромных расходов. Э. о. - одна из самых молодых экон. наук, развивающаяся исключительно высокими темпами. В первой междунар. библиографии исследоват. работ по Э. о. (1966) насчитывалось 800 крупных публикаций, в 1978 - св. 2 тыс., а к сер. 90-х гг. это число, по нек-рым оценкам, удвоилось.
Сформировались осн. понятия Э. о. В Э. о. рассматривается система образования как крупная многоотраслевая сфера деятельности, где создается важнейший элемент нац. богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы («фонд образования»), к-рый оказывается самым долговременным из всех совр. активных производств. факторов. В этом качестве образование предстает инвестиционной отраслью духовного произ-ва (подобно, напр., машиностроению в системе отраслей материального произ-ва). Внутри сферы образования осн. ресурсом выступает труд учащихся, а затраты на материальную базу, пед. и адм. персонал в экон. плане понимаются как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.
В развитых странах эмпирич. путем определены ист. тенденции «удорожания» материальных и пед. компонентов затрат на обучение в расчете на одного учащегося, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования. Комплексное изучение образоват. систем и рынков труда показало, что наиб. распространенные типы и формы образования находятся в динамич. соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и потребностями произ-ва и жизни. Была признана равная необходимость общего и проф. компонентов образования с точки зрения квалификац. требований экономики и развития личности (хотя на рынке труда оценка общего и спец. образования неодинакова из-за различий в источниках финансирования). Обобщенным конечным экон. выражением образоват. «продукции» наиб. часто выступает прирост в заработках, связанный с получением образования.
Центр. раздел экон. теории образования - проблема эффективности. Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к уч. заведениям, отд. мероприятиям, учащимся. Система образования стала не только первой из областей нематериальной сферы, но также и первой крупной областью нац. экономики вообще, к к-рой было предъявлено требование ее «внешней» экон. эффективности (т.е. возник вопрос. о размере вклада ее «продукции» в прирост всех компонентов нац. дохода страны).
Первоначально вся огромная стати-стич. величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с разл. уровнем образования была отнесена на долю «вклада образования» в уровень и темпы экон. роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образоват. фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчеты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счет учета влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и др. факторов.
При определении «внутренней» эффективности образования, относящейся к отд. уч. заведениям, мероприятиям, программам, пед. новшествам и т. п., осн. трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности. Используются методы анализа: «издержки - выгоды», оперирующий денежными потоками затрат и результатов с обязат. учетом фактора времени на образование (или отдельные их составляющие); «издержки - результаты», первоначально заимствованный из практики экон. оценки систем вооружений и планирования воен. операций (в качестве выражения «эффекта» выступают конкретные параметры: результаты тестирования успеваемости, показатели численности учащихся, процент отсева, социометрич. данные о развитии учащихся, их выгоды потребит, характера, опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни, т. н. «экстерналии», и т. п.).
При сравнении альтернативных методов, программ, уч. заведений эти результаты сопоставляются с приведенными издержками, для стандартизации к-рых разработаны спец. аналитич. методы. Они опираются на возрожденную в 60-х гг. в уч. заведениях мн. стран развернутую систему пед. отчетности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с четко сформулированными уставными задачами каждого образоват. учреждения, оценкой потребности в его услугах, фиксированной процедурой проверки (большие возможности для анализа эффективности дает, напр., систематически проводимая с 60-х гг. в США нац. оценка успеваемости учащихся, охватывающая все шк. округа страны).
Значит. часть заруб. исследований Э. о. посвящена «человеческого капитала» теории, а также науч. направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиц. концепции, такие аспекты образования, как его роль в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании («теории фильтра» и примыкающие к ним).
Исследования отеч. ученых, во многом аналогичные разработкам теории «человеческого капитала», начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Осн. науч. направления содержали обоснование превращения систем образования в инвестиц. отрасль в хоз. структуре общества, а также процессов нематериального накопления, подсчеты величины, структуры и динамики «фонда образования», сопоставление характера воздействия уровня образования и производств. опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.
Другой блок исследований посвящен связям образования с потребностями «мира труда», профессиональной ориентации и разработке эффективных форм «образования для карьеры». В этой области сформировались два гл. направления. Первое основано на прогностич. определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках разл. профессий и специальностей, необходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и спец. подготовки. Второе направление, указывая на неопределенность тенденций будущего и очевидную ненадежность планирования в условиях динамичных структурных и качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого образования, обеспечивающего проф. мобильность и закладывающего основу для продолжения образования в течение всей жизни человека. В его рамках проводится анализ различий в заработной плате в зависимости от уровня, типа и места полученного образования, причем степень разветвленности этого анализа позволяет давать весьма индивидуализиров. информацию как для населения и уч. заведений, так и для центр. и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.
Во мн. странах был проведен анализ спроса, предложения и оплаты труда преподавательских кадров, обнаруживший тесную связь между относительно низким уровнем заработной платы педагогов и качеством обучения. Эти выводы подтвердили правомерность актуальной для мн. стран тенденции относительного повышения социального статуса преподавателей в целом и в особенности приближения уровня их заработка на низших ступенях образоват. системы к заработкам на более высоких. наиб. стабильный раздел Э. о. - финансирование образования. Центр. проблема состоит в том, чтобы найти для каждого типа образования и даже для отд. уч. заведений комбинацию источников финансирования, наиб. точно соответствующую потребности в его услугах и реальному адресу получателей их экон. отдачи.
Большой обществ. резонанс вызвало исследование амер. экономистов Э. Хансена и Б. Вейсброда, показавших, что из-за особенностей системы налогообложения в Калифорнии население с низкими доходами фактически оплачивало Значит. часть издержек вузовского обучения выходцев из состоят, слоев. Признано, что хотя экон. теория не может определить точной структуры возможных частных и гос. плательщиков, она может оценить эффект разных альтернативных объемов и методов финансирования. Это относится, в частности, к выбору наиб. эффективных схем сочетания платы за обучение и разл. форм помощи студентам (стипендии, займы, оплачиваемая работа и т. п.).
С 80-х гг. на первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния образования на эволюцию социальной структуры общества, поиски возможностей разорвать порочный круг взаимосвязи иму-ществ. неравенства и различий в образоват. возможностях. Для решения этой проблемы (напр., в США) проводятся при гос. поддержке крупномасштабные программы статистич. наблюдения за учебой и карьерой групп молодежи в течение неск. десятилетий их жизни.
В поле интересов Э. о. постоянно находятся актуальные проблемы: образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение разл. групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, фермеров), вопросы «утечки умов» и т. д. Потребности этой аналитич. работы вызвали с 50—60-х гг. качеств, переворот в развитии образоват. и трудовой статистики заруб. стран.
С 50-х гг. было осуществлено неск. крупных междунар. программ, экон. оценки и рекомендации к-рых становились частью междисциплинарных исследований, тесно переплетались с использованием результатов пед. поисков и практич. опыта. В Программе разработки уч. зданий (под эгидой ЮНЕСКО и Орг-ции экон. сотрудничества и развития) обобщены спец. техника и процедуры, превращающие потребности уч. технологии в т. н. индивидуализиров. «образовательные спецификации»; ими руководствуются проектировщики и разработчики уч. зданий и оборудования. В результате выработана система материального оснащения образоват. процесса. Согласно этому, основу обычного «технол. процесса» образования составляет науч.-пед. концепция данного уч. заведения, т.е. логика, стадийность, потребности творческого труда учащихся и пед. персонала.
В заруб. странах развиваются прикладные экон. дисциплины. Аналитич. дисциплина «институциональные исследования», разрабатывающая методы сбора и использования информации для всего цикла хоз. затрат и оценки их соответствия «технологии» и задачам уч. процесса для наиб. эффективного использования его ресурсов. В ее рамках выделяются направления, такие, как «анализ образоват. издержек», «анализ эффективности техн. средств в образовании». Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образоват. фондов (проектирование, стр-во, эксплуатацию, ремонт, ремоделирова-ние). Для каждой стадии устанавливаются «лимиты издержек» (в частности, приведенные к уч. месту, единице площади и т. д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.
Др. разновидность прикладной Э. о. составляют управленч. дисциплины - основа подготовки специализиров. менеджеров и администраторов для уч. заведений (т. н. институциональный менеджмент, образоват. планирование). В них систематизируется практика оперативно-хоз. деятельности учреждений и органов управления образованием, структуры учета и отчетности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок деятельности, процессов финансирования и т. п. Описание организац.-экон. структур систем образования, уч. заведений, их функций, инфраструктуры в разл. странах относится к дисциплине «сравнительный анализ образоват. систем».
Область науч. исследований по Э. о. включает крупные общие проблемы системы образования: определение общеэкон. целей, выбор приоритетов, рационализацию методов достижения и поиск источников финансирования. Классич. пример - использование в странах Запада неблагоприятных для той или иной страны результатов междунар. сопоставлений с целью обоснования необходимости расширения гос. финансирования образования.
Отеч. исследования по Э. о. активизировались в 60-х гг. В 1965 организована Лаборатория по исследованию проблем экономики нар. образования при МГПИ, к-рая изучала характер и величины воздействия образоват. уровня рабочих на производительность и качество их труда, их способность к повышению квалификации, умение рационально использовать материалы и оборудование, степень участия в рационализации произ-ва, удовлетворенность трудом и уровень дисциплины. Деятельность лаборатории способствовала повышению интереса к Э. о. в вузах страны, проведению межвузовских конференций.
В рамках АН СССР с нач. 70-х гг. независимо от союзных образоват. ведомств в процессе многолетних комплексных исследований была сформулирована и подкреплена расчетами Значит. часть актуальных для 90-х гг. предложений по перестройке образования. Обосновывалась необходимость преодоления отставания материально-финанс. оснащения системы образования и перехода на многоканальные источники финансирования, поворота к децентрализации управления, к дифференциации общеобразоват. подготовки в ср. школе, ликвидации крупных структурных перекосов в профилях послесреднего образования, перехода к многоступенчатому высш. образованию, к аккредитации уч. заведений и др. (головные орг-ции - Ин-т мировой экономики и междунар. отношений АН, Мин-во высш. и ср. спец. образования Рос. Федерации). Были осуществлены экон. сопоставления развития отеч. образования с заруб. странами. Однако позитивных результатов борьба против остаточного принципа финансирования образования не достигла.
Определенную роль в России в нач. 90-х гг. сыграли разработки Временного науч.-исследоват. коллектива «Школа». Этот коллектив, в частности, разрабатывал идею решительного перевода образования страны на последовательно рыночную систему конкуренции между уч. заведениями за привлечение учащихся, располагающих гос. финанс. обязательствами - образоват. ваучерами. Однако подобные проекты, в течение десятилетий обсуждаемые за рубежом, не осуществлены еще ни в одной стране.
В 1992 организован Рос. центр экономики образования при МПГУ, к-рый исследует проблемы хоз механизма учреждений образования, разграничения компетенции федеральных, респ и местных органов управления образованием, разработку систем социальной защиты преподавателей Центр координирует работу ряда пед.ин-тов по созданию программ и др. уч материалов модернизи-ров курса по Э.о. Нек-рые из ин-тов приступили к подготовке небольших кон-тингентов менеджеров для уч заведений, вводят преподавание образоват.маркетинга и др. специализиров курсов экон. характера
Экон. аспектами общих проблем вузов занимается НИИ высш. образования, к-рый координирует исследоват.работу по федеральной программе развития образования в целом и по отд. направлениям (проблемы гуманитаризации обучения, «утечки умов» и др).
Вместе с тем в отеч. экон. лит-ре и практике Э.о. трактуется до сих пор гл. обр. как уч дисциплина по отраслевой экономике В ней обобщаются организационно-экон. аспекты деятельности в разрезе всех ступеней и форм обучения, в т.ч. хоз-управленч функции, структуры затрат и процессов нормирования, планирования и отчетности, характеристики существующей материальной базы и кадрового состава, организации труда и заработной платы преподавателей, порядка финансирования.
В социально-экон. условиях развития России в 90-х гг. содержание учебников Э. о. устарело по причине радикальной смены юрид и нормативных форм, регулировавших жизнь уч. заведений. Уч. заведения испытывают воздействие всей системы отношений переходного периода Каждое звено системы образования вступает в непосредств. связь с рынком труда Оно должно учитывать колебания и структуры заработков данного региона, возможности миграции, приспособленность человека к перемене труда и переобучению, а также обеспечивать взаимодействие с «миром труда» с учетом образоват.лага, устанавливать прямые связи с любыми юрид лицами. В практику входят разл. формы давления обществ.сил на органы власти, т с формирование «образоват.лобби» типа объединений (союзов, ассоциаций и т и) преподавателей школ, ун-тов, орг-ций, выражающих интересы «потребителей» услуг образования - учащихся, их семей, специалистов-профессионалов, производителей и т. и. В качестве мощного регулятора развития образования выступает принцип его соответствия потребностям населения и региона.
К осн. исследоват.темам Э.о. относятся функции менеджеров, их место в системе образоват.учреждений, специ-фич критерии для оценок и стимулирования их деятельности, плата за обучение, способы стимулирования качества работы преподавателей, теория неком-мерч орг-ций применительно к уч заведениям (ее налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности и др), проектирование модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экон. аспект - насыщение отраслей нар. х-ва квалифициров.специалистами, создание системы индикаторов развития образования, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от несовершенства образования, его несоответствия потребностям общества Общенац фундаментальная проблема - сохранение и накопление «человеческого капитала» России Ее экон. аспект неразрывно связан с проблемами народонаселения, генетики, социологии, педагогики, психологии
Для решения отечественной Э.о. этих задач имеется достаточно детально разработанный в зап лит-ре инструментарий модели и критерии индивидуальных решений о вложениях времени и средств в учебу по сравнению с др. альтернативами инвестирования, методики исследований уровней окупаемости разл. форм и уровней образования и роли способностей работников, модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора выпускниками школ разл. уч заведений, зависимостей между уровнем образования, способностями и опытом специалистов, качеством обучения и оплатой преподавателей и др
В рамках Федеральной программы развития образования в России (1993) специфика исследований Э.о. в условиях переходного периода определяется тем, что экономика и общество в стране по параметрам удовлетворения потребностей населения и оснащения сферы образования в целом всегда находились ниже того порога насыщения массовой продукцией первой необходимости, к-рый США и др. развитые страны перешагнули десятилетия назад Прогресс в отраслях нематериальной сферы требует перехода на новые экон. концепции Э. о.
Проблематика исследований Э.о. резко расширяется прежде всего за счет наиб. острых хоз проблем, теоретически необоснованных и решаемых практикой методом проб и ошибок, в первую очередь, это касается новых критериев определения места образоват.системы в целом и ее гл. компонентов в структуре федеральных и местных приоритетов Необходимо пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых средств для развития образования, разработав надежные способы измерения индивидуального и социального ущерба от его отставания С др. стороны, нуждается во всестороннем обосновании многоканальный принцип формирования источников ресурсов образования, удовлетворяющий критериям рациональности и социальной справедливости.
B M Марцинкевич

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.11 мб

Образование экономики

Сологубов Владислав Михайлович
Статья содержит краткое описание современных проблем высшего образования в мире и его связь с экономикой. Утверждается наличие критической связи между образованием и экономикой.
Читать PDF
243.32 кб

Новое в экономике образования

Болотин И.
Читать PDF
187.65 кб

Педагогика экономики образования

Калина Исаак Иосифович
Читать PDF
1.12 мб

Цифровая экономика в образовании

Камнева В.В., Коняева Е.А.
В статье рассмотрены особенности системы образования в условиях формирования цифровой экономики.
Читать PDF
1.26 мб

Личность – образование – экономика

Гаврилова Ольга Павловна, Фролова Елена Александровна
Рассматривается роль образования для личности, показано соотношение интересов индивидов и государства в образовательной сфере, раскрыта направленность формирования новых знаний и ценностных установок человека сквозь призму влияния
Читать PDF
145.18 кб

НОВАЯ ЭКОНОМИКА - НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Алексеев А.В., Бауск О.В.
Формирующаяся сегодня новая экономика изменяет традиционные форматы обучения. Этому способствует и активное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий.
Читать PDF
272.26 кб

Неизвестная Экономика сферы образования

Чекмарев В. В., Мелихов В. Ю.
Читать PDF
253.03 кб

\ ученый совет \ образованная экономика

Трушин Александр
Читать PDF
1.42 мб

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Н. М. Антипина, Е. Г. Жигирева, Т. А. Гусева
В статье рассматриваются основные тенденции развития современной образовательной среды; раскрывается роль онлайн-образования в современных условиях информатизации общества, важность онлайн-обучения для экономики образования и эффе
Читать PDF
383.00 кб

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Иродов Михаил Игоревич, Коречков Юрий Викторович
В статье исследована система высшего образования в условиях цифровой экономики. Показаны причины развития системы высшего образования.
Читать PDF
185.77 кб

Проблемы экономики школьного образования

Линьков Алексей Яковлевич
Читать PDF
238.80 кб

Экономика и образования: взгляд с Востока

Комиссаров Сергей Александрович, Майер Борис Олегович, Лю Дэпэй
С усложнением взаимодействия в обществе особый интерес представляет сопряжение образовательных и экономических процессов.
Читать PDF
79.70 кб

Экономика знаний и социология образования

Задорожнюк И.
Читать PDF
216.77 кб

Экономика образования в вопросах и ответах

Читать PDF
150.33 кб

Образование в условиях глобализации экономики

Костылева С. Ю.
The introduction of Russia in Bologna process demands essential reorganization of the Russian education.

Похожие термины:

  • ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

    рассматривается в соответствии с подходом к пониманию сущности экономики образования. С точки зрения системного подхода предметом экономики образования является система образования, ее совреме
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

    комплекс проблем, связанных с функционированием образования и его развитием в условиях хозяйственного уклада, основанного на развитом разделении труда, экономической обособленности отдельных п
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

    комплекс проблем, связанных с его функционированием и развитием в условиях хозяйственного уклада, основанного на развитом разделении труда, экономической обособленности отдельных производител