принцип профессионального обучения. Этот принцип проявляется во всех аспектах жизни профессионального учебного заведения. Его реализация во многом определяет экономическое благополучие учебного заведения в сложных условиях ограниченности государственного финансирования.
Бюджетное финансирование основных расходов учебного заведения явилось в свое время большим социальным завоеванием. Однако оно поощряло иждивенчество, уравниловку в планировании и распределении доходов, сдерживало инициативу и самостоятельность учебных заведений в учебной и хозяйственной деятельности, не стимулировало внедрение прогрессивных форм и методов учебного процесса. А это в конечном итоге отрицательно отражалось на качестве подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов, привело к низкой их конкурентоспособности при переходе экономики на рыночные условия развития.
Рыночные условия в значительной степени отразились на взаимоотношениях профессиональных учебных заведений и базовых предприятий, которые в силу своихэкономических трудностей развития сократили или вовсе прекратили прием на работу выпускников училищ, прекратили оказание им помощи в развитии материально- технической базы производственного обучения.
Все это потребовало новых, экономически обоснованных и целесообразных подходов к планированию и организации деятельности профессиональных учебных заведений. Этому способствует предоставление учебным заведениям значительной самостоятельности в решении всех вопросов учебно-воспитательной работы и хозяйственной жизни.
Принцип Э.ц. определяет необходимость планирования подготовки в учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям и в количествах с учетом их востребования на рынке труда. Это привело к установлению взаимоотношений учебных заведений с предприятиями-заказчиками на основе взаимных экономически обоснованных договоров на подготовку кадров квалифицированных рабочих и специалистов. А это в свою очередь определяет необходимость обеспечения высокого качества подготовки выпускников с учетом реальных требований предприятий, стимулирует внедрение новых эффективных форм, методов, средств обучения, совершенствования учебно-материальной базы учебного и учебно-производственного процесса.
Необходимость поиска путей и способов заработка средств для поддержания и развития учебной и учебно-производственной деятельности, переход на принципы хозрасчета и частичную самоокупаемость стимулирует учебные заведения и органы управления профессиональным образованием к широкому использованию рыночных рычагов развития собственной экономики: организации производственного обучения на выпуске сложной продукции на основе выполнения заказов предприятий, организаций, населения; организации в учебных заведениях ученических кооперативов; использованию банковских кредитов, внедрению арендных форм производственной деятельности; созданию межучилищных учебно-производственных объединений типа «Учпрофстрой«, «Учпрофмаш», «Учпрофторг», «Учпрофмебель» и др.
Принцип Э.ц. требует принятия мер и создания условий для материального стимулирования педагогических работников и учащихся, что в определенной степени следует рассматривать как самостоятельный принцип профессионального обучения.
Применительно к мастерам производственного обучения, преподавателям, другим педагогическим работникам – это введение системы премий и надбавок из фонда материального стимулирования, создаваемого в учебном заведении на основе доходов от хозяйственной деятельности, за выполнение планов производственной деятельности, сохранение контингента учащихся, достижения определенных объективных качественных показателей и т.п.
Учебно-производственный труд учащихся также должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Здесь вместо «ученической зарплаты по начальному разряду», которая никого ни к чему не обязывает, должна повсеместно практиковаться оплата ученического труда за фактически выполненную работу. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, трудовую и технологическую дисциплину, стремление к овладению профессиональным мастерством.
Вместе с тем, принцип Э.ц. ни в коей мере не означает подчинения учебного процесса решению экономических задач. Наоборот, для того, чтобы более успешно решать экономические задачи, в частности развивать собственную производственную деятельность, учебным заведениям необходимо обеспечивать высокий уровень подготовленности учащихся как в области теоретического, так и производственного обучения, всемерно укреплять кадровый потенциал, повышать общий уровень учебно- воспитательного процесса.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991.
В.А. Скакун
95.62 кб
Выбор дженерика с точки зрения экономической целесообразности
В настоящее время на фармацевтическом рынке всех стран появляется большое количество дженериков. Однако они далеко не всегда полностью копируют свойства оригинальных препаратов и столь же эффективны и безопасны.