ЭготизмЭГОЦЕНТРИЧЕСКИ-ЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ЭГОЦЕНТРИЗМ

Найдено 8 определений термина ЭГОЦЕНТРИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЭГОЦЕНТРИЗМ

крайняя форма индивидуализма и эгоизма [24, c. 167; 61, c. 168; 66, c. 406; 67, c. 454; 80, c. 774; 82, c.881].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Эгоцентризм

отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "Я".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

Эгоцентризм

неспособность военнослужащего стать на позиции другого, фиксация на собственных целях, переживаниях при неумении ориентироваться на внешние воздействия и других людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ЭГОЦЕНТРИЗМ

лат. ego — я, centrum — центр круга) — сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях и переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego — Я и centrum — центр) — крайняя форма индивидуализма, эгоизма, отношение к окружающему миру исключительно с точки зрения своего индивидуального «Я»; неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Эгоцентризм

лат. – «я» в центре) – мировоззренческая система, построенная на признании личного «я», своей самости центром окружающего мира, его системообразующим фактором. Эгоцентризм есть господство личной точки отсчета при миропонимании, мироощущении как «меры всех вещей». Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, не позволяет даже в корытных целях использовать чужие идеи, мнения; он просто отметает их, сосредотачиваясь на своих и только своих потребностях, интересах, мнениях. Эгоцентризм в педагогике проявляется в таких формах, как педоцентризм, детоцентризм, социоцентризм. В первом случае во главу угла ставятся интересы учителя, школы, дидактики и не учитываются особенности и права учащихся. Во втором случае, напротив, эпицентром образовательной системы делается ученик, и учитель рассматривается лишь как «сфера услуг». В третьем случае главенствующим делается среда, социум, внешние по отношению к личности условия. Все это построено на идеях «эго», что бы на его место ни ставилось. Эгоцентризм может возникать у ребенка в возрасте до 10-12 лет из-за недостаточного развития высших психических функций. На этой почве между детьми часто возникают конфликты. Эгоцентризм преодолевается только духовно-нравственным и трудовым воспитанием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego - я, centrum - центр круга)  — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Э. отличается от эгоизма. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; т.е. он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает. По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж. Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен т.н. эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. В современной психолого-педагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10-12 годам). Преодоление Э. - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.  — морально-психологическое состояние личности (группы), характеризуемое ориентацией на собственные переживания, на достижение своих целей и интересов.  (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат ego - я и cent-rum - центр), позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собств ощущениях, переживаниях, интересах и т и, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собств опыту, в частности исходящую от другого человека

Э отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего ценностную ориентацию личности Эгоист. может осознавать цели и ценности окружающих, но он может и не быть эгоцентричным Эгоцентрик же может вести себя как эгоист. потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным на собств интересах

В психологии Э рассматривается в разл. аспектах, выделяются след его виды познавательный Э, характеризующий гл. обр. процессы восприятия и мышления, моральный Э, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения др. людей, коммуникативный Э, затрудняющий общение (прежде всего речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т и В целом Э так или иначе связан с познавательной сферой

Крайне выраженный Э представляет собой симптом ряда психич. заболеваний (шизофрении, истерии и др) При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером по общению и служит лишь «зеркалом» собств высказываний больного

По мнению ряда психологов, Э представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психич. развития

Наиб. последовательно идеи Э ребенка развиты в работах Ж Пиаже Им, в частности, проанализирован феномен т и эгоцентрич речи, к-рую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрич позиции ребенка Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психол. экспериментов над познават. процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию дет. Э. В 60—70-х гг. полученные данные были подвергнуты критич. пересмотру мн. учеными (П. Ллойд, Т. Бауэр, М. Хьюз и др.), указывавшими, что они скорее свидетельствуют об Э. экспериментаторов, не способных принять и учесть своеобразную позицию ребенка. наиб. аргументиров. критика концепции дет. Э. принадлежит Л. С. Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрич. речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью и внутр. речью, т.е. в ходе психич. развития эгоцентрич. речь не исчезает, а превращается во внутр. речь. Э., согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психич. функций.

В совр. психолого-пед. лит-ре Э. преим. рассматривается как особенность познават. сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высш. психич. функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10—12 годам) за счет развития механизма децентрации.

Однако Э. в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием разл. обстоятельств. Несформированность произвольной регуляции поведения проявляется в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение к.-л. потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

Э. взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. В сфере семейного воспитания Э. родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собств. интересов, привязанностей, страхов и т. п. Т. о., ребенку отказывают в проявлении индивидуальности, формируют у него пассивную жизненную позицию.

Преодоление Э. -одна из центр. задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разл. точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.

Лит.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, пер. с франц., М., 1932; его же, Психология интеллекта, в его кн.: Избр. психол. тр., пер. с франц., М., 1969; Пиаже Ж., Инельдер Б., Генезис элементарных логич. структур. Классификации и сериации, пер. с франц., М., 1963; Обухова Л. Ф., Этапы развития дет. мышления, М., 1972; с е же, Теория Пиаже: за и против, М., 1987; Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; Доналдсон М., Мыслительная деятельность детей, пер. с англ., М.,1985. С.С.Степанов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ЭГОЦЕНТРИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ЭГОЦЕНТРИЗМ — 0

Найдено книг по теме ЭГОЦЕНТРИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ЭГОЦЕНТРИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ЭГОЦЕНТРИЗМ — 0