ЭГОЦЕНТРИЗМ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭГОЦЕНТРИЗМ
воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное “я” человека.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Эгоцентризм
отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "Я".

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭГОЦЕНТРИЗМ
крайняя форма индивидуализма и эгоизма [24, c. 167; 61, c. 168; 66, c. 406; 67, c. 454; 80, c. 774; 82, c.881].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЭГОЦЕНТРИЗМ
сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Эгоцентризм
(лат. еgo – я + centrum – центр) – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЭГОЦЕНТРИЗМ
свойство личности полностью концентрироваться на собственных интересах, переживаниях и целях, неспособность изменить исходную позицию по отношению к другому объекту.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Эгоцентризм
неспособность военнослужащего стать на позиции другого, фиксация на собственных целях, переживаниях при неумении ориентироваться на внешние воздействия и других людей.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ЭГОЦЕНТРИЗМ
склад сознания, мыслей и чувств, при котором в центре оказывается «Я» (ЭГО) данного человека, когда это «Я» становится эталоном для восприятия и понимания других людей.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(egocentrism) – это «Я» в центре. Отношение к себе самому как центру Вселенной (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 247).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Эгоцентризм
[лат. ego – я + centrum – центр] – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное «Я» человека; центрация личности на собственных целях, переживаниях как познавательная позиция личности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(от лат. я, центр) - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(от лат. ego – я + centrum – центр) – познавательная позиция личности, характеризующаяся сосредоточением на собственных целях, мыслях, переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния других людей; отношение к себе как к центру вселенной, крайняя форма эгоизма.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЭГОЦЕНТРИЗМ
лат. ego — я, centrum — центр круга) — сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях и переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

Источник: Педагогический словарь

ЭГОЦЕНТРИЗМ
от лат. ego — Я и centrum — центр) — крайняя форма индивидуализма, эгоизма, отношение к окружающему миру исключительно с точки зрения своего индивидуального «Я»; неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Эгоцентризм
лат. – «я» в центре) – мировоззренческая система, построенная на признании личного «я», своей самости центром окружающего мира, его системообразующим фактором. Эгоцентризм есть господство личной точки отсчета при миропонимании, мироощущении как «меры всех вещей». Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, не позволяет даже в корытных целях использовать чужие идеи, мнения; он просто отметает их, сосредотачиваясь на своих и только своих потребностях, интересах, мнениях. Эгоцентризм в педагогике проявляется в таких формах, как педоцентризм, детоцентризм, социоцентризм. В первом случае во главу угла ставятся интересы учителя, школы, дидактики и не учитываются особенности и права учащихся. Во втором случае, напротив, эпицентром образовательной системы делается ученик, и учитель рассматривается лишь как «сфера услуг». В третьем случае главенствующим делается среда, социум, внешние по отношению к личности условия. Все это построено на идеях «эго», что бы на его место ни ставилось. Эгоцентризм может возникать у ребенка в возрасте до 10-12 лет из-за недостаточного развития высших психических функций. На этой почве между детьми часто возникают конфликты. Эгоцентризм преодолевается только духовно-нравственным и трудовым воспитанием.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(от лат. ego – я + centrum – центр). Позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособность принимать и учитывать информацию, противоречащую личному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление Э. – одна из задач воспитания, важнейший механизм ее решения – формирование у обучающегося способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям. На занятиях по языку Э. преодолевается при формировании социокультурной компетенции, например, при работе над ошибками социокультурного характера. Причинами таких ошибок часто являются: низкий уровень познаний учащихся в области культуры и социальных реалий страны изучаемого и родного языка; отсутствие умений критически оценивать факты и явления иной культуры; проявление стереотипности мышления; чувство национального и социального превосходства по отношению к культуре страны изучаемого языка; отсутствие у обучаемых знаний о социокультурных нормах общения, принятых в стране изучаемого языка, и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЭГОЦЕНТРИЗМ
позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование другой точки зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Эгоцентризм отличается от эгоизма. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; т. е. он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам других, а потому, что чужую позицию он не воспринимает. По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж. Пиаже. В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10–12 годам). Преодоление эгоцентризма – одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм – формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЭГОЦЕНТРИЗМ
от лат. ego - я, centrum - центр круга) — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Э. отличается от эгоизма. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; т.е. он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает. По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж. Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен т.н. эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. В современной психолого-педагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10-12 годам). Преодоление Э. - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям. — морально-психологическое состояние личности (группы), характеризуемое ориентацией на собственные переживания, на достижение своих целей и интересов. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭГОЦЕНТРИЗМ
от лат ego - я и cent-rum - центр), позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собств ощущениях, переживаниях, интересах и т и, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собств опыту, в частности исходящую от другого человека
Э отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего ценностную ориентацию личности Эгоист. может осознавать цели и ценности окружающих, но он может и не быть эгоцентричным Эгоцентрик же может вести себя как эгоист. потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным на собств интересах
В психологии Э рассматривается в разл. аспектах, выделяются след его виды познавательный Э, характеризующий гл. обр. процессы восприятия и мышления, моральный Э, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения др. людей, коммуникативный Э, затрудняющий общение (прежде всего речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т и В целом Э так или иначе связан с познавательной сферой
Крайне выраженный Э представляет собой симптом ряда психич. заболеваний (шизофрении, истерии и др) При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером по общению и служит лишь «зеркалом» собств высказываний больного
По мнению ряда психологов, Э представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психич. развития
Наиб. последовательно идеи Э ребенка развиты в работах Ж Пиаже Им, в частности, проанализирован феномен т и эгоцентрич речи, к-рую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрич позиции ребенка Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психол. экспериментов над познават. процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию дет. Э. В 60—70-х гг. полученные данные были подвергнуты критич. пересмотру мн. учеными (П. Ллойд, Т. Бауэр, М. Хьюз и др.), указывавшими, что они скорее свидетельствуют об Э. экспериментаторов, не способных принять и учесть своеобразную позицию ребенка. наиб. аргументиров. критика концепции дет. Э. принадлежит Л. С. Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрич. речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью и внутр. речью, т.е. в ходе психич. развития эгоцентрич. речь не исчезает, а превращается во внутр. речь. Э., согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психич. функций.
В совр. психолого-пед. лит-ре Э. преим. рассматривается как особенность познават. сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высш. психич. функций. По мере становления личности Э. преодолевается (к 10—12 годам) за счет развития механизма децентрации.
Однако Э. в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием разл. обстоятельств. Несформированность произвольной регуляции поведения проявляется в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение к.-л. потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Э. взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. В сфере семейного воспитания Э. родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собств. интересов, привязанностей, страхов и т. п. Т. о., ребенку отказывают в проявлении индивидуальности, формируют у него пассивную жизненную позицию.
Преодоление Э. -одна из центр. задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с разл. точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
Лит.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, пер. с франц., М., 1932; его же, Психология интеллекта, в его кн.: Избр. психол. тр., пер. с франц., М., 1969; Пиаже Ж., Инельдер Б., Генезис элементарных логич. структур. Классификации и сериации, пер. с франц., М., 1963; Обухова Л. Ф., Этапы развития дет. мышления, М., 1972; с е же, Теория Пиаже: за и против, М., 1987; Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; Доналдсон М., Мыслительная деятельность детей, пер. с англ., М.,1985. С.С.Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ

    речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Р. э. генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной инте
  • ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИ-ЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

    связаны с самоутверждением личности и направлены на достижение определенных отличительных преимуществ в социальной сфере и в сфере обладания материальными благами. К числу данной категории пот