ЭДУКОЛОГИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Эдукология
одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (4)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЭДУКОЛОГИЯ
новая, самостоятельная социальная наука об образовании. (Прокопцев В.И. Эдукология: методология эдукологии. - СПб., 2005. -71)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Эдукология
наука об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (Основы андрагогики. Терминологический словарьсправочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. Мариуполь, 2004.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Эдукология
[ < англ. education – образование (как система) + логия] – наука о развивающихся образовательных системах, основывающаяся на «общечеловеческом принципе объективности» и «принципах сравнения и сопоставления» (по Г.А. Бордовскому и В.А. Извозчикову) различных видов и уровней этих систем. Э. отмежевывается от «принципа противоположности», на котором основывалась советская педагогика, противопоставляющая образование в капиталистических странах образованию в странах социализма. «Основой данного принципа являлось рассмотрение нашей образовательной системы как идеальной модели, достойной подражания … Демократические процессы, произошедшие в обществе, позволяют в настоящее время более объективно изучать общемировой опыт функционирования образовательных систем, основываясь на общечеловеческом принципе объективности. Именно этот принцип, наряду с принципами сравнения и сопоставления, заложен в основу новой науки – сравнительной эдукологии» (В.А. Извозчиков). Таким образом, эдукология может сыграть в своем развитии роль метатеории образования.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЭДУКОЛОГИЯ
наука о системе образования; комплексная теория образования, которая интегрирует, помимо педагогических дисциплин, научные знания по многим отраслям науки, связанным с образовательной и профессиональной деятельностью. Э. выделяется как особая сфера исследований, которая уже не вписывается в рамки классической педагогики, ограниченной преимущественно рамками обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Начиная с 60–70 гг. ХХ в. направления педагогических исследований стали стремительно расширяться в область профессионально-технического образования, высшего профобразования, производственной педагогики и т. д. В настоящее время развивается множество педагогических концепций и направлений: антропоцентрическое, витагенное, гендерное, педагогика сотрудничества и др. Ведутся исследования по всем ступеням и уровням образования: дошкольного, начального, среднего, высшего, последипломного, а также по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Кроме того, выделяют такие отраслевые дисциплины, как инженерная, медицинская, военная педагогика; специальные исследования проблем сиротства, коррекции девиантного поведения детей, исправительно-трудовой педагогики. В смежных с педагогикой отраслях науки сформировались: социальная педагогика, педагогическая психология и психологическая педагогика, физиологическая педагогика, философия, экономика и социология образования, образовательное право и т. д. К сфере Э. относят и проблемы организации образовательного пространства, методологические аспекты деятельности (учебной, познавательной, игровой, педагогической). Сегодня общая теория образования, учитывая многогранность ее предметной области, находится в стадии становления, нуждается в систематизации и интеграции всех ее направлений. Сам же термин «эдукология» еще редко используется в отечественной научной литературе (Баскин Ю. Г., Блинов А. П., Грешных А. А. Акмеологические особенности современного состояния эдукологии // Право и образование. – 2004. – № 6. – С. 171–181; Новиков А. М. О структуре теории образования // Педагогика. – 2005. – № 7. – С. 18–23). В. Р. Антонова, Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
577.05 кб

Эдукология - новое понимание миссии образования в природно-социальных системах

Никитенко В. Н.
в статье представляется иное, по сравнению со сложившимся в гуманитарных науках, понимание сущности образования и его миссии в развитии систем разного порядка от конкретного человека до всей Вселенной.
Читать PDF
1.32 мб

Эдукология синергетического поиска гуманитарных технологий образования

Буркина Ирина Викторовна
В статье представлен краткий анализ синергетического поиска гуманитарных технологий образования с позиций требований проблем становления и развития современной эдукологии.
Читать PDF
913.76 кб

Квалиметрия и эдукология непрерывной профессиональной подготовки специалистов «Помогающих» профессий

Никитина Наталья Ивановна, Романова Елена Юрьевна, Гребенникова Вероника Михайловна
на современном этапе развития непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий (психологов, специалистов по социальной работе, медиков и юристов социальных служб, социальных педагогов и др.
Читать PDF
908.92 кб

Современные технические средства обучения - доминанта нового научного направления «Военная эдукологи

Валивач Петр Евгеньевич
В статье приведены основные предпосылки возникновения нового научного направления «военная эдукология». Дано развёрнутое определение дефиниции научного термина «эдукология» («образованиеведение»).
Читать PDF
656.01 кб

Экспертно-философский анализ инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии

Слюсарев В.В.
Статья посвящена экспертно-философскому анализу инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии. Цель работы проанализировать особенности инфо(ноо)сферного подхода к эдукологии и выявить возможности его актуализации и переосмысления.

Похожие термины:

  • ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ

    научная область, изучающая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) обр
  • ЭДУКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    целостное изучение образовательных систем, законов их функционирования и развития в социальной среде. Эдукология педагогическая включает в себя ряд курсов, призванных раскрыть характер взаимоо
  • Эдукологические формы управления

    формы управления сферой образования способами, присущими самому образованию, в частности путем создания службы информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг и службы аккредит
  • ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ

    имеющий отношение к: 1) эдукологии как науке о развитии образования; 2) развитию и функционированию сферы образования.