ЭДУКОЛОГИЯ
Эдукология
одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (4)
ЭДУКОЛОГИЯ
новая, самостоятельная социальная наука об образовании. (Прокопцев В.И. Эдукология: методология эдукологии. - СПб., 2005. -71)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Эдукология
наука об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (Основы андрагогики. Терминологический словарьсправочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. Мариуполь, 2004.)
Эдукология
[ < англ. education – образование (как система) + логия] – наука о развивающихся образовательных системах, основывающаяся на «общечеловеческом принципе объективности» и «принципах сравнения и сопоставления» (по Г.А. Бордовскому и В.А. Извозчикову) различных видов и уровней этих систем. Э. отмежевывается от «принципа противоположности», на котором основывалась советская педагогика, противопоставляющая образование в капиталистических странах образованию в странах социализма. «Основой данного принципа являлось рассмотрение нашей образовательной системы как идеальной модели, достойной подражания … Демократические процессы, произошедшие в обществе, позволяют в настоящее время более объективно изучать общемировой опыт функционирования образовательных систем, основываясь на общечеловеческом принципе объективности. Именно этот принцип, наряду с принципами сравнения и сопоставления, заложен в основу новой науки – сравнительной эдукологии» (В.А. Извозчиков). Таким образом, эдукология может сыграть в своем развитии роль метатеории образования.
ЭДУКОЛОГИЯ
наука о системе образования; комплексная теория образования, которая интегрирует, помимо педагогических дисциплин, научные знания по многим отраслям науки, связанным с образовательной и профессиональной деятельностью. Э. выделяется как особая сфера исследований, которая уже не вписывается в рамки классической педагогики, ограниченной преимущественно рамками обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Начиная с 60–70 гг. ХХ в. направления педагогических исследований стали стремительно расширяться в область профессионально-технического образования, высшего профобразования, производственной педагогики и т. д. В настоящее время развивается множество педагогических концепций и направлений: антропоцентрическое, витагенное, гендерное, педагогика сотрудничества и др. Ведутся исследования по всем ступеням и уровням образования: дошкольного, начального, среднего, высшего, последипломного, а также по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Кроме того, выделяют такие отраслевые дисциплины, как инженерная, медицинская, военная педагогика; специальные исследования проблем сиротства, коррекции девиантного поведения детей, исправительно-трудовой педагогики. В смежных с педагогикой отраслях науки сформировались: социальная педагогика, педагогическая психология и психологическая педагогика, физиологическая педагогика, философия, экономика и социология образования, образовательное право и т. д. К сфере Э. относят и проблемы организации образовательного пространства, методологические аспекты деятельности (учебной, познавательной, игровой, педагогической). Сегодня общая теория образования, учитывая многогранность ее предметной области, находится в стадии становления, нуждается в систематизации и интеграции всех ее направлений. Сам же термин «эдукология» еще редко используется в отечественной научной литературе (Баскин Ю. Г., Блинов А. П., Грешных А. А. Акмеологические особенности современного состояния эдукологии // Право и образование. – 2004. – № 6. – С. 171–181; Новиков А. М. О структуре теории образования // Педагогика. – 2005. – № 7. – С. 18–23). В. Р. Антонова, Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.