ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Komisja Edukacji Narodowej) — первый в Польше правительственный светский орган управления системой просвещения. Создана в 1773 решением Сейма. Комиссии подчинялись все школы (кроме Корпуса кадетов в Варшаве), в состав входили 4 представителя от Сената и депутатских групп (в т.ч. Г. Коллонтай, И. Потоцкий, Г. Пирамович и др.). Э.к. была, по сути, первым министерством просвещения в Европе. Она предприняла попытку создания единой государственной системы национального, независимого от церкви образования. Вводилось всеобщее обучение. Под руководством Э.к. были разработаны учебники, реформировалась высшая школа, система подготовки преподавателей и др. Однако консервативные представители шляхты и духовенства сопротивлялись всем прогрессивным мероприятиям комиссии. Деятельность Э.к. была прекращена в 1795 (вместе с 3-м разделом Польши).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Komisja Edukacji Narodowej), первый в Польше правительственный светский орган управления системой просвещения. Создана в 1773 решением Сейма по инициативе гос. деятелей во главе с королем Станиславом Августом Понятовским.
Организация Э. к. была обусловлена, с одной стороны, потребностями в создании новой системы образования, охватывающей все слои польск. общества; с другой - появлением материальных средств (вследствие национализации имущества упраздненного папой римским ордена иезуитов в 1773), переданных на создание новых школ.
Комиссия стала, по сути, первым мин-вом просвещения в Европе. Ей подчинялись все школы (кроме Корпуса кадетов в Варшаве), в состав входили по 4 представителя от сената и депутатских групп (в т. ч. Г. Коллонтай, И. Потоцкий, Г. Пирамович, князь А. Чарторыйский и др.). Проведению реформы способствовало создание комиссией Об-ва элементарных учебников (Towarzystwo do Ksiag Elementarnych, 1775), в к-рое входили учителя и др. специалисты (пред. - Потоцкий). Комиссия предприняла попытку создания единой гос. системы национального, независимого от церкви образования, включающей: низшую элементарную ступень - приходские гор. и сел. школы; средние школы высш. и низшего уровня и в качестве высш. ступени - Краковскую и Виленскую академии (главные школы).
Организац. и адм. основы построения системы определялись Законами Э. к. (Ustawy Komisji Edukacji Narodowej, 1773), школы низшей ступени подчинялись высшим. Вводилось всеобщее обучение. В 1777 комиссией было организовано 300 приходских школ, в 1792 - 1,5 тыс. (см. также Белоруссия и Литва). В школах большое внимание уделялось умственному воспитанию, развитию интересов учащихся к наукам, формировалось стремление к самообразованию.
Об-во элементарных учебников разработало программы, в первую очередь для ср. школ, основанные на принципах классификации наук Ф. Бэкона и франц. энциклопедистов. Большое место отводилось естеств., культуроведч. и ист. дисциплинам. Преподавание физики, химии и др. носило практич. характер, проводились занятия по формированию с.-х. навыков. Осн. внимание в программах ср. школы уделялось языку, словесности и истории Польши, законоведению, светской морали; эти уч. предметы воспитывали нац. сознание польск. учащихся. Об-во издало св. 20 учебников, в т. ч. «Букварь для приходских школ» («Епе-mentarz dla szkol parafialnych», 1785) О. Копчинского и одно из первых в Европе метод. пособий «Обязанности учителя» («Powinnosci nauczyciela», 1787) Пирамо-вича.
Комиссия провела также реформу высш. школы. В Краковской академии этими процессами руководил Коллонтай (с 1777). В высш. школе вводилось преподавание на польск. яз. (вместо латыни), были открыты новые кафедры (в т. ч. практич. механики - регулярно проводились воскресные курсы для ремесленников; новой философии, естеств. истории и др. наук), дидактич. кабинеты, астрономич. обсерватория, ботан. сад, клиники и др. Молодые учителя получали стипендию для обучения в др. европ. ун-тах. Аналогичные изменения произошли в Виленской академии (см. Вильнюсский университет). Формировалась система подготовки учительских кадров: для учителей ср. школ - курсы в гл. школах (с 1780); для учителей элементарных школ - курсы в Вильно, Ловиче, Кельце.
Комиссия занималась вопросами жен. образования, особенно девочек-дворянок, выступала против т. н. франц. воспитания, брала под свое попечительство частные жен. пансионы и девичьи школы при монастырях, подвергнув критике систему воспитания в них (но своих жен. школ не создавала).
Реформа просвещения, проведенная Э. к., позволила Польше за короткий период времени достигнуть успехов не только в образовании, но и в сферах науки и обществ. жизни. Однако консервативные представители шляхты и духовенства сопротивлялись всем прогрессивным мероприятиям комиссии. Деятельность Э. к. была прекращена в 1795 (вместе с 3-м разделом Польши).
Лит.: Mizia Т., О Komisji Edukacji Narodowej, Warsz., 1972; Suchodolski В., Komisja Edukacji Narodowej na tle roli oswiaty w dziejowym rozwoju Polski, Warsz., 1972.
B. M. Шетэля.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия