ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН
1850-1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Преподавал в Берлинском и других университетах. В 1890 организовал совместно с Э. Кенигом "Журнал психологии и физиологии органов чувств", объединивший психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Э. рассматривал психологию как естественную науку и считал необходимым отделение ее от философии. Положил начало исследованию высших психических функций, особенно памяти. В 1893 выдвинул концепцию цветового зрения, в 1897 разработал тест для определения уровня умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭББИНГАУЗ Герман
24.1.1850, Бармен, - 26.2.1909, Галле), нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Учился в ун-тах в Галле и Берлине. Преподавал в Берлинском ун-те (в 1880—86 доцент, в 1886—93 проф.). Проф. ун-тов Бреслау (1894- 1905) и Галле (1905—09). В 1890 организовал совм. с Э. Кенигом «Журнал психологии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»), объединивший психологов, не принадлежавших к школе В. Вундта. Э. рассматривал психологию как естеств. науку и считал необходимым отделение ее от философии. Положил начало эксперим. исследованиям высших психич. функций, особенно памяти. В работе «О памяти» («Uber das Gedachtnis», 1885) показал влияние на запоминание кол-ва материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных связей, дал количеств, характеристику забывания как функции времени («кривая Э.»). Стремясь изучать «чистую память», Э. применял метод заучивания бессмысленных слогов, вследствие чего выявлялись гл. обр. закономерности механической, а не смысловой памяти. Исследования Э. в области памяти не потеряли своего значения (хотя в совр. психологии установлено влияние на запоминание целого ряда факторов, к-рые Э. не учитывал). В 1893 Э. выдвинул концепцию цветового зрения, в 1897 разработал тест для определения уровня умственного развития. Работы Э. оказали влияние на разработку и введение в психологию объективного метода в противовес интроспективному. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.
Соч. в рус. пер. Основы психологии, т 1, в 1—2, СПБ, 1911—12; Очерк психологии, СПБ, 1911.
Лит.-ЯрошевскийМ Г, История психологии, M., 1985. M. С. Роговин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия