ДЖЕМС, Джеймс УИЛЬЯМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЖЕМС, Джеймс (James) УИЛЬЯМ (1842-1910)
американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского университета (1872-1907), где в 1892 совместно с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии. Выдвинул теорию эмоций (теория Джемса- Ланге) как производных телесных движений. В трудах по педагогике Д. сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определенные формы поведения с учетом решающего влияния инстинктов и эмоций. Педагогические воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЖЕМС, Джеймс Уильям
11.1.1842, Нью-Йорк, — 26.8.1910, Чо-коруа, шт. Нью-Хэмпшир), амер. философ и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского ун-та (1872—1907), где в 1892 совм. с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.
Первоначально испытывал влияние «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе («Принципы психологии», 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания. Развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психич. состояний, из к-рого человек вычленяет отд. группы чувственных элементов, составляющих затем его «реальный мир». Одной из важных характеристик сознания Д. считал его избирательность. Сознание Д. рассматривал с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как средство биол. приспособления индивида. В связи с этим важную роль отводил индивидуальным физиол. особенностям человека, инстинктам и эмоциям. Широкое распространение получила выдвинутая Д. теория эмоций (теория Джемса — Ланге), трактующая эмоции как производные телесных движений (эта идея послужила одним из источников бихевиоризма). Развитая Д. теория личности сказала большое влияние на формирование амер. персонологии: многие намеченные Д. проблемы интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Ряд работ Д. посвящен также психол. анализу религии.
В трудах по педагогике Д. сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определенные формы поведения с учетом решающего влияния инстинктов и эмоций. Д. отмечал необходимость знания психологии для успешной работы учителя, не умаляя при этом роли пед. способностей, выступил как убежденный противник формальных приемов обучения, не затрагивающих глубины психич. жизни учащихся. Педагогические воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике,
Соч.: The principles of psychology, v. 1 — 2. N. Y., [1931]; Talks to teachers on psychology and to students on some Hfes ideals, №. Y., [1938]; в рус. пер. — Беседы с учителями о психологии, М. 1902; Науч. основы психологии. СПБ, 1902; Психология, СПБ, 1905 (новое изд. — М. 1991); Прагматизм, СПБ; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, в. 4. СПБ, 1913;Что такое эмоция?, в кн.: Психология эмоций. Тексты, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер, [М.]. 1984.
Лит.: Совр. бурж. философия. Ми972, с. 246—70; Ярошевский М. Г., История психологии, M.; Per r у R. В. Thought and character of W. James, v. 1 — 2, Boston, 1935; Morris L., W. James. The message of modern mind, L.-N. Y., 1950; W i l d J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969; Myers G. E., W. James, bis life and thought, New Haven, 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия