ДЫХАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дыхание
энергетическая база голоса и речи; виды дыхания: физиологическое (вдох и выдох), фонационное (дыхание производимое вместе с речью). Типы дыхания: поверхностное, грудное, диафрагмальное, диафрагмально-реберное. Владение техникой дыхания имеет значение для профессиональной деятельности учителя.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДЫХАНИЕ (РЕЧЕВОЕ)
совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе). Система Д. имеет двойное управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное. При жизненном Д. дыхательная система обеспечивает лишь функцию газообмена крови. При речевом Д. (когда мы произносим звуки речи) работа Д. необычайно усложняется. Оно начинает подчиняться тем требованиям, которые диктуют ему гортань и артикуляторные органы в целях образования нужного речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией. Энергию для рождения звуковых колебаний всегда несет Д., которое в зависимости от того, какой звук формируется и с какой силой он должен прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым давлением. Огромную роль в организации речевого Д. играет диафрагма, работа которой способствует компенсации разногромкости гласных. В речевой функции явственно выражается двойное управление Д. и его гибкая приспособляемость к ситуационным заданиям. Сознание контролирует только общий посыл дыхания, обеспечивающий нужную громкость голоса, акценты, повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который вырабатывается между подачей Д., работой гортани и артикуляторных органов при произношении звуков речи, устанавливается с детства. Лит.: Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968; Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990. А. А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Дыхание
совокупность протекающих в организме физико-химических и физиологических процессов, в ходе которых обеспечивается поступление кислорода и удаление углекислого газа (внешнее Д.), а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ у животных – белков, жиров и углеводов у растений – гл. обр. углеводов с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности (клеточное, или тканевое Д.). Большинство организмов (аэробы) используют для Д. кислород воздуха, меньшинство (анаэробы) получают необходимый для жизни кислород путем расщепления кислородсодержащих органических соединений, т.е. в ходе брожения (его называют анаэробным, или интермолекулярным, дыханием). У одноклеточных организмов-аэробов внешнее Д. происходит путем диффузии кислорода через поверхность клеток, у высших растений – через межклетники, пронизывающие все их тело, у многоклеточных животных, включая человека, внешнее Д. осуществляется посредством специальных органов (трахей, жабр, легких), а тканевое Д. обеспечивается кровью, переносящей О2. У птиц в полете наблюдается так называемое двойное дыхание: грудная клетка фиксируется неподвижно, при подъеме крыльев воздушные мешки растягиваются, и воздух засасывается в них, продувая легкие (происходит вдох); при опускании крыльев исжимании воздушных мешков воздух из них проходит через легкие назад (выдох), вновь окисляя кровь. Эволюционно более древним является бескислородное Д. (гликоз, брожение), которое называется анаэробным и при котором конечным акцептором электронов служат органические и неорганические соединения. Реально в клетках анаэробное Д. (в цитозоле) сочетается с аэробным (в метохондриях). Отношение прироста дыхательного объема при физически нагрузках к приросту дыхательных движений характеризует структуру обеспечения нагрузки дыхательной системой и рассчитывается по формуле: %ДО : % ЧДД, где ДО – прирост дыхательного объема, %; ЧДД – прирост частоты дыхательных движений, %. Оптимальность реакции системы заключается в больших приростах объема (значения показателя больше единицы).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ДЫХАНИЕ
По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно– диафрагмальное и диафрагмальное дыхание. Верхнереберное дыхание не применяется, так как оно ведет к напряжению мышц шеи. Самые распространенные типы дыхания: грудодиафрагменный – для густых голосов и преимущественно диафрагменный – для легких высоких. Верхнереберное дыхание не применяется. Но применяется спинное дыхание для контроля певческой опоры и звуковой позиции. Выдох в пении осуществляется при действии мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но достаточно активным для создания опоры. Слово "выдох" вместо слова "пение" на практике никогда не применяется, так как оно несет совершенно противоположную смысловую нагрузку тем ощущениям, которые испытывает певец во время пения. Также, певец должен держать (правда, не всегда) ребра, а не опускать их. И далее. Пение может быть плавным (и не плавным), без толчков (и с толчками), без лишнего напряжения (и довольно напряженное), но певческая опора – очень важный прием, без которого классический певец не состоится. Певческая опора – это напряженность дыхательных мышц и управление дыханием в процессе пения, точнее, исполнения вокальной фразы (фразы на одно дыхание). "Вдохни – выдохни, а затем пой". Парадокс этого указания начинающему певцу состоит в том, что педагог это правило придумал для себя. Опытному певцу, как ни запрещай вдыхать перед пением, он это сделает по привычке, вошедшей в подсознание. Начинающему же певцу при запрете вдоха голоса хватит на три ноты. "Дышать надо естественно, воздух сам обслужит вас в пении". Увы, увы… Чего же хочет педагог? Чтобы певец не форсировал дыхание. "Форсированное дыхание" в начале обучения – нормальное явление. Как же иначе заставить работать дыхательные мышцы? Когда же дыхание заработает, как следует, и появится сильный красивый голос, можно будет применить хороший и легкий прием маэстро Барра: петь сидя, слегка наклонившись вперед… Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Напротив. По вопросам дыхания больших расхождений во взглядах вокальных педагогов нет: для густых голосов – смешанное грудо–диафрагменное (и спинное); для легких голосов – диафрагменное (плюс немного грудное). Читайте литературу.

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

Дыхание
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение имеет правильное дыхание для здоровья. Дыхательный ритм, частота и глубина дыхания в какой-то мере подчинены воле и сознанию человека. У человека, в зависимости от того, какие мышцы в основном участвуют в акте дыхания, различают грудной, диафрагмальный или брюшной и смешанный тип дыхания. Мужчины имеют преимущественно брюшной тип дыхания, женщины - грудной. Тип дыхания не является постоянным и зависит от условий работы. Так, у женщины, занижающейся физическим трудом, сменяется брюшным или смешанным. Большинство биохимических реакций происходит при участии кислорода, который поступает в организм во время вдоха. Продукты распада (в первую очередь углекислый газ, образовавшийся в результате окислительных реакций организма) удаляются при выдохе. Через органы дыхания происходит обмен газов между организмом и окружающей средой. Переносчиком кислорода от легких к тканям и углекислоты от тканей является кровь. В крови постоянно находится определенное количественное соотношение кислорода и углекислого газа Углекислота - специфический возбудитель дыхания, и любые изменения ее концентрации в крови вызывают изменение в ритме дыхания. В стенках всех кровеносных сосудов есть определенные клетки, воспринимающие изменения химического состава крови, так называемые хеморецепторы. Если содержание углекислоты в крови (при задержке дыхания) увеличилось, то возникает одышка и учащенное глубокое дыхание «диспное». Но если же по каким либо причинам содержание углекислоты в крови снизилось до критических цифр, то наступает остановка дыхания - «апноэ». Учащенным и углубленным дыхание будет также при недостатке кислорода в крови. Управляет дыханием дыхательный центр головного мозга. Ритм дыхания обусловлен тем, что к мышцам, участвующим в этом акте из Ц.Н.С. постоянно идут сигналы, вызывающие их сокращение. Эти импульсы поступают из продолговатого мозга» расположенного в нижней части ствола головного мозга. Здесь находится группа нервных клеток, которая называется дыхательным центром. В нем есть нервные клетки регулирующие вдох и клетки, ответственные за выдох. Эти группы клеток, противоположные по функциям, работают в тесном и согласованном взаимодействии. Несмотря на саморегуляцию дыхания, человек может произвольно (правда, лишь в определенной степени) изменять его частоту и глубину. Общеизвестно, что дыхательную гимнастику можно использовать с целью регуляции нервных процессов, что достигается сознательным и произвольным регулированием ритма дыхательных движений в покое. Отметим, что у занимающихся физическим трудом или физической культурой, формируется навык, помогающий сочетать физическую нагрузку с наилучшим ритмом дыхания. Физиологи и медики установили, что для сохранения здоровья и повышения трудоспособности очень важно развивать устойчивость организма к кислородной недостаточности, и поэтому специалисты предлагают эту устойчивость совершенствовать и повышать волевой задержкой дыхания в упражнениях, либо поверхностным дыханием в быту, либо динамическими физическими упражнениями (ходьба, бег трусцой, плавание, игры). Самым неблагоприятным способом для достижения этой цели являемся волевая задержка дыхания до предела возможности и поверхностей дыхание во время физической нагрузки, ибо волевая задержка дыхания в этих случаях включает естественный способ контроля - автоматизм самого организма.

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
489.29 кб

Фитосинтез и дыхание мутантов яблони

Колонтаев В. М., Дробышева Л. М.
Читать PDF
1.72 мб

«Любовь есть дыхание сердца. . . » (к 100-летию со дня рождения Н. Д. Спириной)

Кочергина Наталья Михайловна
В 2011 году исполняется 100 лет со дня рождения Наталии Дмитриевны Спириной (1911 -2004), поэта, прозаика, человека высокой духовной культуры. С 1959 г.
Читать PDF
359.15 кб

Второе дыхание Воркутинского горного

Сотникова Ольга Александровна, Беляева Оксана Игоревна
В статье рассматривается важное для экономики и социальной сферы Республики Коми событие реорганизация Воркутинского филиала Национального минерально-сырьевого университета «Горный» путем присоединения к Ухтинскому государственном
Читать PDF
2.08 мб

Исполнительское дыхание: особенности, формирование и специфика использования

Ильина Елена Рэмовна, Токмаков Вячеслав Витальевич
Рассмотрен новый методический подход в решении проблемы исполнительского дыхания, основанный на «физиологичности» процессов вдоха и выдоха и включающий в себя принцип «направленного дыхания», что необходимо для создания качественн
Читать PDF
586.05 кб

К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?

Архипова Елена Филипповна
В статье рассматривается проблема миофункциональных нарушений у дошкольников и последствия этих нарушений.
Читать PDF
616.54 кб

Тренажер для дыхания

Алексеев Олег Леонидович, Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
379.04 кб

Развитие дыхания у детей с речевой патологией

О.В. Ипполитова
Читать PDF
125.13 кб

Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Фатеева Н. М., Посохова М. А.
В данной работе представлены результаты изучения речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик.
Читать PDF
188.73 кб

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Посохова М. А., Фатеева Н. М.
В данной работе представлены результаты изучения речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик.
Читать PDF
147.04 кб

Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизар

Фатеева Надежда Михайловна, Чубенко Екатерина Александровна, Посохова Марина Анатольевна, Шанаурина Ольга Анатольевна
в данной работе представлены исследования по формированию речевого дыхания с использованием дыхательных методик у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Читать PDF
236.03 кб

Особенности внешнего дыхания у студенток в условиях Севера

Палкина Оксана Альбертовна
Исследован аппарат внешнего дыхания у студенток. Установлено небольшое напряжение функциональных способностей аппарата внешнего дыхания.
Читать PDF
350.98 кб

Функциональное состояние системы дыхания и энергообеспечения мышечной деятельности студентов колледж

Бака Роман
У группы студентов (n 41) в трёхлетнем цикле обучения оценивалось состояние систем энергообеспечения в аэробных и анаэробных тестах PWC170 и Wingate. Рассчитывались общепринятые параметры мощности работы.
Читать PDF
250.88 кб

Формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Фатеева Н. М., Посохова М. А., Чубенко Е. А.
В данной работе представлены результаты изучения речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик.
Читать PDF
489.85 кб

Нарушения дыхания у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

М.А. Посохова, Н.М. Фатеева
В работе представлены результаты исследования внешнего и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией при использовании специальных дыхательных методик.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство пения - искусство дыхания

Радченко Светлана Алексеевна
В статье рассказывается о необходимости правильного вокального дыхания, правильном формировании звука, системе работы над дыханием.

Похожие термины:

  • Дыхание речевое

    дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным р
  • Система дыхания

    Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие — главный орган дыхательной системы — насыщают эту кровь кислородом. Чтобы яснее