ДушевностьДыхание речевое

ДЫХАНИЕ

Найдено 3 определения термина ДЫХАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЫХАНИЕ (РЕЧЕВОЕ)

совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе). Система Д. имеет двойное управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное. При жизненном Д. дыхательная система обеспечивает лишь функцию газообмена крови. При речевом Д. (когда мы произносим звуки речи) работа Д. необычайно усложняется. Оно начинает подчиняться тем требованиям, которые диктуют ему гортань и артикуляторные органы в целях образования нужного речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией. Энергию для рождения звуковых колебаний всегда несет Д., которое в зависимости от того, какой звук формируется и с какой силой он должен прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым давлением. Огромную роль в организации речевого Д. играет диафрагма, работа которой способствует компенсации разногромкости гласных. В речевой функции явственно выражается двойное управление Д. и его гибкая приспособляемость к ситуационным заданиям. Сознание контролирует только общий посыл дыхания, обеспечивающий нужную громкость голоса, акценты, повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который вырабатывается между подачей Д., работой гортани и артикуляторных органов при произношении звуков речи, устанавливается с детства. Лит.: Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968; Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990. А. А. Князьков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

ДЫХАНИЕ

По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно– диафрагмальное и диафрагмальное дыхание. Верхнереберное дыхание не применяется, так как оно ведет к напряжению мышц шеи.   Самые распространенные типы дыхания: грудодиафрагменный – для густых голосов и преимущественно диафрагменный – для легких высоких. Верхнереберное дыхание не применяется. Но применяется спинное дыхание для контроля певческой опоры и звуковой позиции.   Выдох в пении осуществляется при действии мышц брюшного пресса и мышц, опускающих ребра. Выдох должен быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но достаточно активным для создания опоры.   Слово "выдох" вместо слова "пение" на практике никогда не применяется, так как оно несет совершенно противоположную смысловую нагрузку тем ощущениям, которые испытывает певец во время пения. Также, певец должен держать (правда, не всегда) ребра, а не опускать их. И далее. Пение может быть плавным (и не плавным), без толчков (и с толчками), без лишнего напряжения (и довольно напряженное), но певческая опора – очень важный прием, без которого классический певец не состоится. Певческая опора – это напряженность дыхательных мышц и управление дыханием в процессе пения, точнее, исполнения вокальной фразы (фразы на одно дыхание). "Вдохни – выдохни, а затем пой".   Парадокс этого указания начинающему певцу состоит в том, что педагог это правило придумал для себя. Опытному певцу, как ни запрещай вдыхать перед пением, он это сделает по привычке, вошедшей в подсознание. Начинающему же певцу при запрете вдоха голоса хватит на три ноты.   "Дышать надо естественно, воздух сам обслужит вас в пении".   Увы, увы… Чего же хочет педагог? Чтобы певец не форсировал дыхание. "Форсированное дыхание" в начале обучения – нормальное явление. Как же иначе заставить работать дыхательные мышцы? Когда же дыхание заработает, как следует, и появится сильный красивый голос, можно будет применить хороший и легкий прием маэстро Барра: петь сидя, слегка наклонившись вперед…   Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства.   Напротив. По вопросам дыхания больших расхождений во взглядах вокальных педагогов нет: для густых голосов – смешанное грудо–диафрагменное (и спинное); для легких голосов – диафрагменное (плюс немного грудное). Читайте литературу.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

Дыхание

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение имеет правильное дыхание для здоровья. Дыхательный ритм, частота и глубина дыхания в какой-то мере подчинены воле и сознанию человека. У человека, в зависимости от того, какие мышцы в основном участвуют в акте дыхания, различают грудной, диафрагмальный или брюшной и смешанный тип дыхания. Мужчины имеют преимущественно брюшной тип дыхания, женщины - грудной. Тип дыхания не является постоянным и зависит от условий работы. Так, у женщины, занижающейся физическим трудом, сменяется брюшным или смешанным. Большинство биохимических реакций происходит при участии кислорода, который поступает в организм во время вдоха. Продукты распада (в первую очередь углекислый газ, образовавшийся в результате окислительных реакций организма) удаляются при выдохе. Через органы дыхания происходит обмен газов между организмом и окружающей средой. Переносчиком кислорода от легких к тканям и углекислоты от тканей является кровь. В крови постоянно находится определенное количественное соотношение кислорода и углекислого газа Углекислота - специфический возбудитель дыхания, и любые изменения ее концентрации в крови вызывают изменение в ритме дыхания. В стенках всех кровеносных сосудов есть определенные клетки, воспринимающие изменения химического состава крови, так называемые хеморецепторы. Если содержание углекислоты в крови (при задержке дыхания) увеличилось, то возникает одышка и учащенное глубокое дыхание «диспное». Но если же по каким либо причинам содержание углекислоты в крови снизилось до критических цифр, то наступает остановка дыхания - «апноэ». Учащенным и углубленным дыхание будет также при недостатке кислорода в крови. Управляет дыханием дыхательный центр головного мозга. Ритм дыхания обусловлен тем, что к мышцам, участвующим в этом акте из Ц.Н.С. постоянно идут сигналы, вызывающие их сокращение. Эти импульсы поступают из продолговатого мозга» расположенного в нижней части ствола головного мозга. Здесь находится группа нервных клеток, которая называется дыхательным центром. В нем есть нервные клетки регулирующие вдох и клетки, ответственные за выдох. Эти группы клеток, противоположные по функциям, работают в тесном и согласованном взаимодействии. Несмотря на саморегуляцию дыхания, человек может произвольно (правда, лишь в определенной степени) изменять его частоту и глубину. Общеизвестно, что дыхательную гимнастику можно использовать с целью регуляции нервных процессов, что достигается сознательным и произвольным регулированием ритма дыхательных движений в покое. Отметим, что у занимающихся физическим трудом или физической культурой, формируется навык, помогающий сочетать физическую нагрузку с наилучшим ритмом дыхания. Физиологи и медики установили, что для сохранения здоровья и повышения трудоспособности очень важно развивать устойчивость организма к кислородной недостаточности, и поэтому специалисты предлагают эту устойчивость совершенствовать и повышать волевой задержкой дыхания в упражнениях, либо поверхностным дыханием в быту, либо динамическими физическими упражнениями (ходьба, бег трусцой, плавание, игры). Самым неблагоприятным способом для достижения этой цели являемся волевая задержка дыхания до предела возможности и поверхностей дыхание во время физической нагрузки, ибо волевая задержка дыхания в этих случаях включает естественный способ контроля - автоматизм самого организма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Найдено схем по теме ДЫХАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЫХАНИЕ — 0

Найдено книг по теме ДЫХАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ДЫХАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ДЫХАНИЕ — 0