ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дворянские институты
в Рос сии 19 века закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских дет ей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 года как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей. Существовало 5 дворянских институтов: в Москве, Вильне, Пензе, Н. Новгороде и Благородный институт в Варшаве. Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Дворянские институты были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10–12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами. Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч. занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
в России 19 в. закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом Д.и. можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей (см.Александровский лицей). Существовало 5 Д.и.: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Н. Новгороде (1844-1917) и Благородный институт в Варшаве (1844-63). Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Д.и. были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10-12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами. Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя. 6-летний курс Д.и. включал наряду с осн. гимназическими предметами логику, эстетику, философию, обучение искусствам, фехтованию, верховой езде, углубленное изучение иностранных языков. Преподавались естественная история, специальные предметы (ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и пр.). По большей части дисциплин проводились ежегодные испытания. По окончании Д.и. воспитанники получали право поступления в университет без дополнительных экзаменов. Д.и. не получили в России распространения, т.к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, а широкая сеть гимназий (в т.ч. с пансионами) удовлетворяла потребность в классическом образовании. Содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 60) (28)731

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
357.36 кб

Дворянский род как системный социокультурный институт общества

Радугина Ольга Алексеевна
В статье ставится задача показать, что дворянский род является системным социокультурным институтом, и выявить характерные особенности этого социокультурного института.
Читать PDF
384.72 кб

Ценностные основания дворянского рода как социокультурного института сословного общества России

Радугина О. А.
В данной статье автор ставил перед собой цель выявить основные элементы и раскрыть содержание ценностных оснований дворянского рода: ценностей Бога, Правословия, Родины, Отечества, Государства, службы — служения (Отечеству, общест