ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Дворянские институты
в Рос сии 19 века закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских дет ей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 года как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей. Существовало 5 дворянских институтов: в Москве, Вильне, Пензе, Н. Новгороде и Благородный институт в Варшаве. Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Дворянские институты были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10–12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами. Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч. занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
в России 19 в. закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом Д.и. можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей (см.Александровский лицей). Существовало 5 Д.и.: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Н. Новгороде (1844-1917) и Благородный институт в Варшаве (1844-63). Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Д.и. были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10-12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами. Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя. 6-летний курс Д.и. включал наряду с осн. гимназическими предметами логику, эстетику, философию, обучение искусствам, фехтованию, верховой езде, углубленное изучение иностранных языков. Преподавались естественная история, специальные предметы (ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и пр.). По большей части дисциплин проводились ежегодные испытания. По окончании Д.и. воспитанники получали право поступления в университет без дополнительных экзаменов. Д.и. не получили в России распространения, т.к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, а широкая сеть гимназий (в т.ч. с пансионами) удовлетворяла потребность в классическом образовании. Содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 60) (28)731
Источник: Терминологический словарь библиотекаря