ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
внешние проявления психических состояний человека (гл.о. эмоциональных), выражающиеся в мимике (Д.в. лица), пантомимике (Д.в. всего тела), жестах (Д.в. рук), интонации речи ("голосовая мимика"). Сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции (побледнение или покраснение кожи, прерывистое дыхание и т.п.). Д.в. формируются под влиянием трех факторов: врожденных эмоциональных качеств; приобретенных способов проявления чувств; индивидуальных экспрессивных особенностей. Экспрессивные проявления т.н. фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т.д.) определяются гл.о. первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур, тогда как приобретенным Д.в., несмотря на их внешнее сходство, может придаваться различное значение. Индивидуальные особенности Д.в. затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких людей. Д.в. позволяют по виду человека, его мимике, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от других людей. При отсутствии возможности вербального общения Д.в. выступают в роли самостоятельного средства общения. В процессе развития человека Д.в. претерпевают существенные изменения. В младенческом возрасте они носят непроизвольный характер: крик, слезы, улыбка появляются как непосредственная реакция на внешние воздействия. Позднее ребенок все больше перенимает формы поведения у взрослых, а подросток уже может управлять своими Д.в. Вместе с тем в подростковом, а отчасти и в юношеском возрасте отмечаются попытки маскировать чувства несоответствующей им формой выражения. Это делает особенно сложным "чтение", понимание чувств по Д.в. Важно уметь владеть своими Д.в., проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
движения тела, служащие проявлением психич. состояний человека (гл. обр. эмоциональных), его стремлений, оценок, отношения к др. людям, предметам и явлениям действительности. Включают мимику (В. д. лица), пантомимику (В. д. всего тела), жесты (В. д. рук), интонацию речи («голосовая мимика»). Сопровождаются изменениями в работе внутр. органов, кровеносных сосудов, желез внутр. секреции, что проявляется в побледнении или покраснении кожи, прерывистом дыхании и т. п.
наиб. известная теория происхождения В. д. принадлежит Ч. Дарвину. Им выдвинута гипотеза, согласно к-рой В. д., общие для человека и высш. животных, образовались из реакций, имевших ранее приспособительное значение. Дарвин считал, что В. д. обусловлены врожденными механизмами. В подтверждение этой гипотезы приводились примеры аналогичных В. д. у человека и животных. Однако многочисл. наблюдения и эксперим. данные показали, что В. д. не полностью детерминированы врожденными факторами. Идеи Дарвина были развиты рус. учеными (П. Ф. Лесгафтом, В. М. Бехтеревым и др.), подчеркивавшими роль воспитания и среды в формировании В. д. ребенка. Т. о., биол. аспект изучения В. д. был дополнен социальным.
Огромное влияние на формирование В. д. человека оказало возникновение и развитие чисто человеческих чувств. Овладение В. д. направляется социальными нормами; благодаря научению возникают такие реакции, к-рые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией. Показательно, что у слепорожденных детей плохо формируются произвольные мимич. реакции, но спонтанное выражение чувств не отличается от зрячих; с возрастом мимика зрячих становится все более выразительной и богатой, тогда как мимика слепых детей либо не изменяется, либо становится еще беднее.
Т. о., В. д. формируются под влиянием трех факторов: врожденных схем, соответствующих определенным эмоциональным состояниям; приобретенных, заученных, социализированных способов проявления чувств, подлежащих произвольному контролю; индивидуальных экспрессивных особенностей, придающих видовым и социальным формам В. д. специфич. черты. Экспрессивные проявления т. и, фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т. д.) определяются гл. обр. первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур. Приобретенным В. д. в условиях разных культур, несмотря на их внеш. сходство, может придаваться разл. значение (напр., европ. жест поддразнивания — высовывание языка — у китайцев означает угрозу, в Индии — гнев, у народа майя — мудрость). Индивидуальные особенности В. д. затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких, хорошо знакомых людей.
В. д. позволяют по виду человека, его мимике, позе, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от др. людей. Они широко используются поэтому в тех областях человеческой деятельности, где эмоциональные состояния находят наиб. яркое отражение (театр, кино, живопись, скульптура). При отсутствии возможности общения посредством устной речи В. д. выступают в роли самостоят. средства общения. Мимико-жестовая речь находит наиб. широкое применение в среде глухонемых и здесь получает свое специфич. развитие.
Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Излишняя сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Это может породить неприязнь и стать препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является важной проблемой социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям — один из источников конфликтов в межличностных отношениях.
В процессе индивидуального развития человека В. д. претерпевают существенные изменения. В младенческом возрасте они носят непроизвольный характер; крик, слезы, улыбка появляются как непосредственная, нерегулируемая реакция на воздействия, эмоционально волнующие младенца. Позднее ребенок все больше начинает перенимать внеш. формы поведения и выражения чувств у взрослых. Получая указания, какие нормы проявления отношения к чему-либо или кому-либо допустимы или недопустимы, подросток уже может управлять своими В. д. Вместе с тем в подростковом, а отчасти и в юношеском возрасте отмечаются попытки маскировать чувства несоответствующей им формой выражения (напр., грубоватость, резкость в поведении иногда прикрывают нежность). Это делает особенно важным и сложным раскрытие, «чтение», понимание чувств по В. д. При «чтении» В. д. необходимо учитывать изменения в В. д., к-рые могут быть вызваны стремлением скрыть свои переживания или замаскировать их нарочитым показом др. переживания; оттенки в В. д., обусловленные принятыми в данной социальной и культурной среде внеш. формами выражения чувств; индивидуальные особенности в проявлении В. д., к-рые связаны с характером и темпераментом данного человека. Важно уметь владеть своими В. д., проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.
В пед. процессе В. д. служат не только для передачи эмоционального состояния и отношения, но и для оказания воздействия на воспитанников. А. С. Макаренко отмечал, что воспитатель должен уметь наиб. точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства, быть особенно требовательным к своей внешности, манерам поведения, интонации речи, должен находить наиб. уместный тон в каждом своем обращении к ребенку. Следует также учить воспитанников выражать и понимать с помощью В. д. многообразные оттенки чувств, отношений, оценок, уметь владеть своими В. д.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
552.89 кб

Особенности развития выразительности движений у младших школьников с нарушениями слуха

Санташова Олеся Владимировна
В статье рассматривается проблема выразительной моторики у детей младшего школьного возраста, имеющие нарушения слуха.
Читать PDF
244.13 кб

Формирование выразительности движений в процессе музыкально-двигательной подготовки девочек 6-7 лет

Адрова Евгения Викторовна, Максимова Светлана Юрьевна, Фомина Наталия Александровна
В статье представлены результаты изучения формирования выразительных движений у девочек старшего дошкольного возраста. Авторами выделы выразительные движения как одно из проявлений эмоциональной сферы человека.