ДУХНОВИЧ Александр Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803-1865)
просветитель, писатель, педагог. С 1843 протоиерей Пряшевского собора (Австрия). Один из участников политического движения за единство русинов (восточнославянское население Галиции, Буковины и Закарпатья). Осн. (1850) в Пряшеве Общество Иоанна Крестителя и "Литературное заведение" с целью поддержки культуры русинов. Автор учебной литературы для русинов, в т.ч. букваря "Книжица читальная для начинающих" (1847), учебника географии и истории "Краткий землепис..." (1851), "Народной педагогии..." (1857) для учителей и др. С просветительными целями написал "Истинную историю карпато-россов" (1853, издана в 1914).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДУХНОВИЧ Александр Васильевич
24.4.1803, с. Тополя, близ Прешова, Словакия, — 18.3.1865, Прешов), писатель, педагог. Окончил гимназию (1821) и духовную семинарию (1827) в Ужгороде. Был домашним учителем. В 1833—37 приходский священник, с 1843 каноник Прешовской епархии. Преподавал в гор. гимназии. В период подъема нац.-культурного движения народов карпатского региона (с кон. 40-х гг.) призывал к духовному единению русинов (этнич. общности, сложившейся на ист. территориях Галицкой, Угорской и Буковинской Руси) с рус. народом во имя сохранения (в условиях австр.-венг. власти и многонац. окружения) своей самобытности. Важным средством развития нар. самосознания считал словесное творчество. Мн. произв. и труды написал на т. н. язьгчии, формировавшемся на основе рус. и церк.-слав. языков и местных диалектов. Основал в Прешове Об-во Иоанна Крестителя и «Литературное заведение», с целью поддержки культуры русинов. При участии Д. было открыто св. 70 сел. нар. школ.
Автор пособия для учителей сел. школ «Нар. педагогия» (ч. 1, 1857, «Педагогия общая»), в к-ром изложил свое понимание народности воспитания как естеств. права человека на образование в русле родной языковой культуры. Целью воспитания считал формирование нравств. личности, способной исполнить обязанности гражданина, и патриота. Сущность воспитания (духовного, физич. и трудового) видел в реализации принципа природосообразности, интерпретируемого им как развитие позитивных природных задатков с учетом возрастных особенностей детей. Указывал на необходимость тесной связи семейного и шк. воспитания.
На основе дидактич. принципов, близких выдвинутым Я. А. Коменским, разработал уч.-воспитат. систему для сел. школ. Предложенная Д. программа двухклассной школы, рассчитанная на 6 лет, включала помимо традиц. предметов нач. подготовки географию, ботанику, зоологию, историю, церк.-слав. и нем. языки, практич. дисциплины. Составил и издал первые в Закарпатье шк. учебники для русинов: букварь «Книжица читальная для начинающих» (1847, имела переиздания), учебник географии и истории «Краткий землепис» (1851), «Сокр. грамматика письменного рус. языка» (1853). С просветит. целями написал «Истинную историю карпато-россов» (1853, изд. в 1914) и др. произв.
Соч.: Сочинения, т. 1 — 2, Братислава — Прешов, 1967—68 (вступит, ст. и справочный аппарат издания на укр. яз.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия