Досуг

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДОСУГ
свободное время, остающееся после выполнения профессионально-ролевых обязанностей. Один из важных параметров, характеризующих качество жизни.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ДОСУГ
возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.Виды досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Досуг
время, свободное от непреложных обязанностей, позволяющее каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими во многих видах трудовой и учебной деятельности.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ДОСУГ
своеобразная форма реализации деятельности и отношений детей, предоставляющая им свободный выбор общественно значимых ролей, развивающая их творческие возможности (интересы, таланты) и помогающая реализации процессов «самости».

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ДОСУГ
(от слова досягать – время, когда можно чтото достичь) – внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ДОСУГ
свободное время, остающееся после выполнения всех функционально-ролевых обязанностей, в том числе семейно-бытовых и тех, что связаны с участием в различных видах формализованной учебной деятельности. Неформальное образование по большей части является разновидностью досуговой жизнедеятельности, характеризующей ее содержательное наполнение.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДОСУГ
(Leisure) – совокупность видов досуговой деятельности, осуществляемой человеком в целях познавательного развития, отдыха, восстановления душевных и физических сил в свободно избираемых человеком в формах, в соответствии с собственными вкусами, интересами и пристрастиями (Юзефавичус Т.А. Технология социальной работы с молодежью: учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – С. 213).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Досуг
время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Виды досуга (досуговой деятельности) следующие: отдых, развлечения, самообразование, творчество, общение и др. Досуговое время определяется в рамках суток путем вычета времени работы, учебы, сна, использованного на самообслуживание и помощь другим. Досуг проводится в активных (спорт, танцы) и пассивных формах (чтение, наблюдение). За время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, полнее самореализуется, в свободном режиме устанавливает свои отношения с людьми и окружающим миром.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОСУГ
возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъем. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество (см. также Техническое творчество) обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОСУГ
возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам- отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.
Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физич. и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как до-суговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой Д. те физич. и духовные способности и склонности, к рые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр худож. кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств.
Самообразование как досу-говая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с проф. подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в уч. заведениях, не дает к.-л. формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. п. К самообразоват. досуговой деятельности относятся чтение лит-ры, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр науч. популярных и док. кинофильмов. Нек-рые из этих видов деятельности (напр., слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний (см. также Самообразование) и развлечение. Повышая общую культуру личности, образоват. деятельность развивает ум, способности и познават. интересы, эстетич. и нравств. чувства.
наиб. высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве Свободное время создает человеку возможность заниматься непроф. творче ством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия разл. видами иск ва, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в спец. учреждениях, задача к-рых создавать необходимые условия для Д. В число учреждений сферы Д. входят б-ки, музеи, клубы, учреждения иск-в, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., разл. обществ. организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы Д. зависят от экономики, уровня развития культуры.
В России до нач. 20 в. сфера культурного Д. населения была развита слабо. Действовали немногочисл. добровольные просветительные об-ва (см. Внешкольное образование). Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также не-значит. части населения. Лишь б ки, по сравнению с др. учреждениями сферы Д., получили Значит. развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы сов. власти развернулась просветительная деятельность к дубов, б-к, а также профсоюзных, молодежных орг-ций, ряда добровольных обществ. Гл. задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.
В кон. 20 х — в 30 с гг. произошло обособление учреждений иск-в, физкультуры и спорта и культ.-просветительных (клубы, б-ки). Создавалась сеть здравниц и др. учреждений длит. отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностью все большее значение приобретали и др. виды Д., особенно худож. самодеятельность. В годы Великой Отеч. войны учреждения сферы Д. вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоен. годы сеть учреждений сферы Д. расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоят. системы кинотеатры, б-ки, нар. музеи, дет. внешкольные учреждения. Быта созданы нар. ун-ты. Осн. типом учреждении Д. стали гос. и проф. клубы, дома и дворцы культуры. Организацией Д. стали заниматься также массовые обществ.орг-ции, прежде всего молодежные, творческие союзы и разл. добровольные об-ва, парки культуры и отдыха.
Выбор видов досуговой деятельности индивидуален. Тем не менее можно выделить типичные для данного этапа развития общества тенденции в использовании каждой социально демографич. группой населения своего свободного времени. Они обусловлены характерными для этих групп населения образом жизни, традициями, уровнем образования, бытовыми условиями, потребностями и ценностными ориентациями. Социологич. иссчедова-ниями, проводившимися в кон. 1980-х гг., установлено, что Значит. часть свободного времени большинство населения СССР проводило дома (в будни — до 70%, в выходные дни -ок. 50%). При этом преобладали пассивные формы досуговой деятельности общение с родными и знакомыми, просмотр телевизионных передач, чтение газет. Менее V? свободного времени занимали пребывание на открытом воздухе. Эти черты характерны для всех половозрастных групп взрослого населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько меньше, и второе место в структуре Д. занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях Д., св. 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах худож. самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам при-нимато участие всего 6 чел.
Важная роль в организации Д. отводится клубной работе. Клуб представляет собой обществ. организацию, объединяющую людей в целях удовлетворения и развития их интересов, потребностей в общении, в повышении своего культурного уровня, в творческой деятельности. Эти потребности реализуются через коллективные виды самодеятельности коллективы и кружки худож. самодеятельности, худож. и техн творчества, клубы по интересам, любительские объединения. Такие коллективы самостоятельно определяют содержание и формы своей деятельности они могут создаваться при территориальных органах управления жилищным хозяйством, добровольных обществ. организациях. При клубных учреждениях организуются также раз т курсы, лектории, нар. ун ты, проводятся массовые и групповые мероприятия, концерты, праздники, экскурсии. Организацией досуговой деятельности в учреждениях длит. отдыха людей занимаются организаторы-методисты, проф. подготовка к-рых ведется в уч-щах и ин-тах культуры.
Литеоколов Э. В., Свободное вре" мя и культура досуга, Л., 1977; Трио-дин В. Е., Клуб и свободное время, М., 1982; его же, Педагогика клубной работы, М., 1984; Д арийский А. В., Просветительная работа клубов, М. 1986; Ар гай л М., Психология счастья, пер. с англ., М., 1990, гл. 4. А. В. Дорийский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
62.62 кб

Здоровый досуг ученика

Харламова Анжелика Анатольевна
Общеобразовательное учреждение является местом активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет наиболее интенсивного периода их развития, и поэтому в школе должны создаваться условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья шк
Читать PDF
165.15 кб

Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи

Воронин Андрей Анатольевич
В статье раскрывается понятие досуга и его значение в воспитании современной молодёжи, актуализируется проблема организации культурно досуговых практик студенческой молодёжи как институциональной формы воспитания.
Читать PDF
321.28 кб

Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека

Бессонова Александра Сергеевна
Проблема досуга актуальна для современной России, так как конструктивные способы проведения свободного времени положительно сказываются на личностных качествах молодого поколения.
Читать PDF
291.13 кб

Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание

Ярошевич Татьяна Михайловна
Статья представляет собой анализ различных научных подходов к понятию «досуг».
Читать PDF
175.11 кб

Культура, досуг, молодежь, общество

Г. К. Богданович
Читать PDF
381.01 кб

Понятие «Досуг» в контексте гуманитарного дискурса

Шарковская Наталия Владимировна.
В статье охарактеризована суть методологических подходов культурологического и педагогического к раскрытию проблем познания сущностных основ теории и практики досуга. Рассматриваются гносеологические составляющие понятия досуга.
Читать PDF
4.72 мб

Досуг школьников как психологическая проблема родителей

Дубровина Ирина Владимировна
В статье представлены психологические дефиниции феномена «досуг» и обсуждается проблема ответственности родителей за характер, содержание и направленность проведения школьниками свободного времени (досуга).
Читать PDF
257.41 кб

Студенческий досуг как ресурс и форма скрытого образования в подготовке учителя

Черник В.Э.
Автор рассматривает досуг студентов как ресурс и форму скрытого образования будущих учителей.
Читать PDF
351.13 кб

Досуг столичной курсистки в России конца XIX - начала XX веков

Громова А.И.
Данная статья посвящена обзору основных форм досуговой деятельности курсисток Петербурга и Москвы конца XIX начала XX веков.
Читать PDF
1.04 мб

Перспективы и опыт воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуг

Планкин К.В.
В статье рассматривается проблема воспитания культуры безопасности студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетная роль культурно-досуговой деятельности в этом процессе, описываются ее преимущества.

Похожие термины:

  • ДОСУГ ДЕТЕЙ

    свободное от обязательных учебных занятий время для чтения, занятия искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей.
  • АКТИВНЫЙ ДОСУГ

    форма самопроявления человека в организации своего досуга. Стимулирует развитие способностей личности, расширение кругозора, восстановление психического тонуса и энергии.
  • ДОСУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

    ситуация, при которой работа не вызывает ни энтузиазма, ни отторжения, а потому досуг человека оказывается свободным от какоголибо воздействия со стороны. Д. д. обычно ассоциируется с проведением
  • ДОСУГ СВЯЗАННЫЙ

    ситуация, при которой досуг оказывается определенным образом связанным с работой или когда ему придается дополнительная функция поддержания служебных и деловых отношений. Что касается первого с
  • ДОСУГ В СЕМЬЕ

    организация свободного времени в целях всестороннего развития членов семьи, создания более благоприятного нравственнопсихологического климата.