ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
дидактический принцип, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программ, учебников и методов обучения. См. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Доступность обучения
дидактический принцип, согласно которому обучение должно соответствовать уровню подготовки учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; предполагает овладение учащимися материалом на пределе возможных трудностей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
один из принципов обучения, соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуаль ным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Один из принципов обучения, следование которому должно обеспечивать соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, условиям обучения, а также уровню владения языком.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
дидактический принцип, предполагающий соответствие содержания и методов обучения реальным возможностям обучаемого, уровню его знаний и уровню развития умений и навыков освоения учебного материала, оптимальный выбор объема и сложности учебных задач, а также рациональную технологию обучения, учитывающую индивидуальные особенности обучаемого.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Доступность обучения
принцип обучения, соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. В отечественной дидактике доступность обучения трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развития учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
принцип обучения; соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. В отечественной дидактике Д.о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развития учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см.Зона ближайшего развития). Границы Д.о. постоянно изменяются. — один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. (Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
дидактический принцип, предполагающий соответствие содержания и методов обучения реальным возможностям учащегося, уровню его знаний и уровню развития умений и навыков освоения учебного материала, оптимальный выбор объема и сложности учебных задач, а также рациональную технологию обучения, учитывающую учебный опыт учащегося и др. индивидуальные особенности. Доступным для учащихся является учебный материал, излагаемый на таком уровне сложности, к которому учащиеся подготовлены предшествующим обучением. С позиции определения известное дидактическое правило «от простого к сложному» означает, что в изучении учебного предмета надо идти от материала, излагаемого на более низкой ступени абстракции, к материалу, описание которого выполнено на более высокой ступени абстракции, с учетом подготовленности учащегося.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
один из принципов обучения; соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организац. форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. Познават. . возможности учащихся развиваются только в активной умственной деятельности путем последоват. усложнения тех уч. задач, к-рые вызывают напряжение интеллектуальных и физич. сил школьников, содействуют формированию таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. В отеч. дидактике Д. о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развитая учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см. Зона ближайшего развития).
Гл. источниками трудности в процессе обучения являются сложность, объем содержания образования, уровень подготовленности учащихся к усвоению уч. материала, недостаток времени, отводимого на усвоение того или иного содержания, неадекватность методов целям обучения.
Целенаправленное и постепенное повышение сложности содержания должны обеспечивать учебные программы. Регулирование объема материала в единстве с регулированием его сложности — задача и авторов уч. пособий. Учебник представляет учителю и учащимся модель той деятельности, к-рая обеспечивает как полноценное усвоение содержания образования, так и развитие познават. возможностей и способностей учащихся. Эта модель соответствует «усредненному» представлению о возможностях учащихся того или иного возраста. Задача учителя — творчески использовать эту модель.
Различают структурную и содержательную сложность уч. предметов. Структурная сложность обусловлена кол-вом элементов содержания, их разнообразием, связями между ними. Содержат, сложность характеризует качеств, сторону уч. материала, напр. удаленность системы знаний от обыденных представлений учащихся. Одним из средств подготовки учащихся к преодолению содержат, сложности предметов, представляющих собой основы наук, является постепенный переход от более простых и мелких к более сложным и крупным элементам содержания, от отд. понятий — к системам понятий и законам, от законов — к основам науч. теорий. Регулирование объема на уч. знаний для шк. образования зависит от того, какие элементы структуры науки (идеи, законы, принципы) выбираются в качестве ведущих.
Осн. источником трудности при усвоении предметов, формирующих у учащихся эстетич. отношение к действительности, является переход от одного уровня осмысления к другому: от эмпирического к теоретическому — при изучении науч. материала; от наивного реализма к подлинно худож. восприятию — при изучении лит-ры; от навыков и умений воспроизводить материал языка к творческому его использованию в новой ситуации.
Для обеспечения Д. о. учителю важно знать, в чем сложность изучаемого материала — в специфике темы или в сложности построения текста, заданий учебника. Сложность текста учебника имеет неск. уровней: сложность содержания, отражающая сложность вводимого материала; логич. сложность; языковая сложность. Логич. сложность текста зависит от того, представлены ли в нем в явном виде все опорные знания, посылки и следствия. Тексты, в к-рых присутствуют все эти компоненты, не представляют сложности для учащихся, они полезны в тех случаях, когда излагается особо сложный материал, а также в начале изучения курса. Более сложен для учащихся текст, в к-ром опущены опорные знания и часть логич. ходов. Такие тексты развивают мышление, вносят в обучение элемент проблемности. Текст может быть построен индуктивно или дедуктивно. Чтобы попять текст, построенный индуктивно (более сложный для учащихся), необходимо, как правило, указать цель рассмотрения фактов, выделить главное. Дедуктивное изложение имеет в этом отношении преимущества перед индуктивным, т. к. начинается с выяснения осн. идеи. Для достижения доступности текстов важно показывать статус знаний и излагать материал по схеме, адекватной структуре данного вида знаний.
Уровень языковой сложности текста зависит от используемой в тексте лексики, от синтаксич. сложности и длины предложений. Понимание затрудняют также употребление излишней терминологии, редких слов. Источником трудности может выступать и объем текста. Для понимания сжатого текста требуются пояснения, повторение нек-рых положений, конкретизация, обобщение.
Сложность заданий может быть обусловлена сложностью материала или сложностью деятельности учащихся по выполнению задания. Репродуктивная деятельность менее сложна, чем продук тивная, однако и менее интересна для учащихся, быстро надоедает и вызывает утомление. Для преодоления трудности заданий и развития мышления учащихся необходимо постепенное повышение их сложности. Важным для Д. о. является и вопрос. о кол-ве заданий и их соотношении с текстами. Преобладание заданий над текстом характерно для учебников по языковым предметам и математике
Неподготовленность учащихся к усвоению содержания образования может быть связана с их возрастными особенностями, предшествующим обучением и выражаться в недостаточности запаса знаний, представлений, неразвитости умений и навыков, операций познават. деятельности, несформированности отношений и пр. Полнота, глубина, систематичность и др. качества знаний достигаются в ходе их восприятия и преобразующего воспроизведения, применения в знакомой (упражнение) или в новой ситуации, в творческой деятельности. Формирование умений и навыков происходит в результате планомерной работы над разл. их видами с помощью разнообразных пед. приемов Овладение приемами понимания уч текста связано с формированием у учащихся интеллектуальных умений (анализ, синтез и др.). Овладение умениями репродуктивной деятельности требует знания соответствующих правил, алгоритмов и выполнения упражнений по их применению. Опыт творческой деятельности учащиеся приобретают в процессе решения проблемных задач. Важнейшим мотивом уч. деятельности, влияющим на Д. о., выступают потребности и интересы школьников.
Границы Д. о. постоянно изменяются. наиб. часто трудности возникают, когда уч. материал далек от жизненного опыта, интересов учащихся. Одним из средств преодоления трудностей такого рода является установление внутрипредметных и межпредметных связей, связей между изучаемым материалом и внеучебными интересами учащихся (коллекционирование, спорт и т. д). Усвоение содержания образования во многом определяется методами обучения и зависит от сформи-рованности у учащихся рациональных приемов уч. деятельности.
Лит: Занков Л В, Дидактика и жизнь, M, 1968, Обучение и развитие, под ред Л В Занкова, M, 1975, Казан-скийН Г. Назарова Т С Дидактика. (Нач. классы) M, 1978 Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина M, Пе дагогика, под ред. Ю. К. Бабанского M, 1983 гл. 8, Цетлин В С Доступность и трудность в обучении M 1984

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
174.46 кб

Пути и способы реализации принципа доступности обучения

Абдурахмонов Рахмонжон Исобекович
В статье рассматриваются вопросы сущности, основного содержания и функционального предназначения данного принципа.
Читать PDF
228.66 кб

Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования

Писарева Светлана Анатольевна
Читать PDF
691.35 кб

Пути совершенствования доступности в обучении студентов аналитической геометрии

Тихонова Т. В.
Читать PDF
287.68 кб

Дистанционное обучение как средство обеспечения доступности высше-го образования

Петров В. С.
Читать PDF
1.58 мб

Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края

Ковалевский Валерий Анатольевич, Карлова Ольга Анатольевна
В статье обсуждаются контексты обеспечения благополучного и защищенного детства на территории Красноярского края, первоочередные меры обеспечения детей качественным образованием, необходимость развития долгосрочных проектов, гаран
Читать PDF
129.86 кб

Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения

Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т.
Потребность в образовательных услугах в отдаленных регионах, необходимость обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность применения высоких технологий и компьютерных систем привели к
Читать PDF
253.84 кб

Телекоммуникационные технологии инновационный подход к повышению доступности обучения иностранному я

Девтерова Зурета Руслановна
Рассматриваются вопросы использования телекоммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
Читать PDF
59.83 кб

Доступность профессионального обучения государственных гражданских служащих как критерий его социаль

Становов А. А.
Читать PDF
184.69 кб

2014. 01. 033. Идинг М. , Кросби М. Е. Преодоление ограничений доступности: онлайн-обучение на Гавай

Климова С.М.
Читать PDF
716.85 кб

Информационные технологии дистанционного обучения как инструменты повышения доступности и полноценно

Шутенко А.И.
Анализируются дидактические возможности применения информационных технологий дистанционного обучения в высшей школе.
Читать PDF
316.69 кб

Доступность обучения сердечно-легочной реанимации для населения Российской Федерации: анализ информа

Биркун Алексей Алексеевич
Введение. Для снижения летальности при внегоспитальной остановке кровообращения требуется эффективное и массовое обучение населения навыкам базовой сердечно-легочной реанимации.

Похожие термины:

  • Доступность в обучении и воспитании

    в пед.) — принцип, согласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответст