ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ, базовый компонент последующего профессионального обучения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка, ориентированная на программы профессионального и политехнического обучения; осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель — способствовать формированию устойчивых ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологической и практической готовности к труду, воспитанию людей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных качеств личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ; базовый компонент последующего профессионального обучения. Допрофессиональная подготовка носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель – способствовать формированию устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологической и в определенной мере практической готовности к труду, воспитанию общей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств личности. Допрофессиональная подготовка строится на основе принципов целостности, непрерывности и преемственности, соединения обучения с производительным трудом, идей политехнического образования, служит важным средством трудового воспитания.
В соответствии с возрастом, спецификой функциональных возможностей, психического развития исоциального статуса подростков допрофессиональная подготовка имеет многоаспектную направленность, предполагающую воспитание трудолюбия, формирование потребности в труде, развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и некоторых специальных (математических, художественных и др.) способностей, формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетентности, накопление социального опыта в коллективном труде, воспитание культуры труда, нового экономического мышления, укрепление здоровья. Многоаспектная направленность по-разному реализуется в тех или иных компонентах допрофессиональной подготовки на каждом из возрастных этапов. Так, в дошкольном детстве игра, общение и доступный ручной труд позволяют детям с ранних лет накапливать положительный трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий. На младшей ступени общеобразовательной школы важное значение для допрофессиональной подготовки имеют интеграция трудового обучения и занятий по изобразительному искусству, природоведению, проведение так называемых уроков творчества, проба сил в выполнении различных видов технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда, при этом трудовые задания распределяются в зависимости от возможностей, интересов и склонностей учащихся.
На средней ступени происходит дифференциация допрофессиональной подготовки по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, тканей, различных природных материалов, кулинарные работы, выращивание растений и др.) в соответствии с желаниями и потребностями учащихся, возможностями школы и спецификой ее производственного окружения. Освоение трудовых знаний, навыков и умений, воспитание и развитие учащихся должны выступать как единый процесс, отвечающий общей цели допрофессиональной подготовки. На старшей ступени школы учащиеся имеют возможность свободного выбора интересующего их профиля обучения – гуманитарного, естественнонаучного, математического, художественного, технического, сельскохозяйственного, экономического и т. п. Конкретное содержание трудовых знаний, навыков и умений, осваиваемых на допрофессиональном уровне, в этом случае определяется таким образом, чтобы они способствовали углубленному изучению избранных предметов и одновременно позволяли решать общие задачи допрофессиональной подготовки. При выборе учащимися технического, сельскохозяйственного и другого профиля допрофессиональной подготовки она, как правило, достигает уровня начальной подготовки по конкретной профессии. Термин «допрофессиональная подготовка» («предпрофессиональная подготовка») получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО в области профессионально-технического образования и подготовки, согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных школах определен как предпрофессиональный. В российской литературе этот термин употребляется сравнительно редко, так как сущность допрофессиональной подготовки обычно выражается терминами «трудовое обучение», «общетрудовая подготовка» и т. д. Специальная педагогическая разработка проблем допрофессиональной подготовки характерна для тех систем народного образования, в которых перед общеобразовательной школой не стоит задача обязательного овладения профессией всеми учащимися.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
155.18 кб

Методика допрофессиональной юридической подготовки школьников

Обдирщиков Николай Николаевич
В статье рассматривается методика допрофессиональной юридической подготовки учащихся в профильных классах общеобразовательной школы.
Читать PDF
2.03 мб

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Панина Светлана Викторовна
В статье рассматривается процесс допрофессиональной педагогической подготовки учащейся молодежи.
Читать PDF
412.05 кб

Организация допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Лучинина Анастасия Олеговна
В статье рассматриваются особенности организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, анализируется опыт работы педагогического класса и динамика поступления его выпускников на педагогические специальности.
Читать PDF
133.53 кб

Допрофессиональная подготовка по информатике и информационным технологиям

Лукоянова М. А.
Before professional computer science and information technologies training.
Читать PDF
113.91 кб

Профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка: понятийный аспект

Обдирщиков Н. Н., Исакова Т. Б.
Читать PDF
4.82 мб

Закономерности и принципы допрофессиональной педагогической подготовки школьников

В. Б. Успенский
Читать PDF
559.81 кб

Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Байбородова Людмила Васильевна
Обосновывается актуальность и значимость допрофессиональной педагогической подготовки школьников, определяются ее цели, задачи и результаты.
Читать PDF
232.70 кб

Организация допрофессиональной подготовки в условиях сельских общеобразовательных учреждений

Гаджиева Е.А.
Читать PDF
354.24 кб

Принципы формирования содержания программ канадской допрофессиональной туристической подготовки

Жорняк Наталия Евгеньевна
Рассматривается опыт формирования содержания программ канадской допрофессиональной туристической подготовки. Характеризуются условия, которые влияют на содержание программ туристической подготовки.
Читать PDF
113.65 кб

Совершенствование допрофессиональной подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия)

Солдатова С. Д.
В статье открыта проблема необходимости организации качественной допрофессионалъной профориентационной работы в школах, ориентированной на сознательный выбор учащимися профессии педагога.
Читать PDF
121.94 кб

Допрофессиональная подготовка в профильных педагогических классах общеобразовательных учреждений

Амирова Лилия Салимзяновна
Статья посвящена актуальной проблеме допрофессиональной подготовки старшеклассников в рамках профильного обучения педагогической направленности.
Читать PDF
183.71 кб

Методологические аспекты научного исследования допрофессиональной юридической подготовки учащихся

Обдирщиков Николай Николаевич
Читать PDF
262.53 кб

Структурно-функциональная модель допрофессиональной подготовки школьников (на примере специальности

Исакова Татьяна Борисовна, Обдирщиков Николай Николаевич
В статье обосновываются принципы построения теоретической модели допрофессиональной подготовки школьников, строится и описывается структурно-функциональная модель допрофессиональной подготовки учащихся в общеобразовательной школе
Читать PDF
171.95 кб

Система многоуровневой допрофессиональной трудовой подготовки учащихся с глубокими нарушениями зрени

Шалган Нина Петровна
в статье рассматриваются проблемы и реализацию построения в коррекционной школе профильного многоуровневого трудового обучения для учащихся с глубокими нарушениями зрения в условиях школы интерната.
Читать PDF
567.13 кб

Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных ба

Шанкина С. В., Шанкин Ю. В.
В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной авторами на базе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» ТГУ им. Г.Р. Державина.

Похожие термины:

  • Допрофессиональная подготовка учащихся

    профессиональная ориентация на конкретную профессию и подготовка к ней в стенах школы; включающая самооценку учащимися своих реальных способностей и возможностей в ее постижении, способности ос