ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ, базовый компонент последующего профессионального обучения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка, ориентированная на программы профессионального и политехнического обучения; осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель — способствовать формированию устойчивых ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологической и практической готовности к труду, воспитанию людей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных качеств личности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ; базовый компонент последующего профессионального обучения. Допрофессиональная подготовка носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель – способствовать формированию устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологической и в определенной мере практической готовности к труду, воспитанию общей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств личности. Допрофессиональная подготовка строится на основе принципов целостности, непрерывности и преемственности, соединения обучения с производительным трудом, идей политехнического образования, служит важным средством трудового воспитания.
В соответствии с возрастом, спецификой функциональных возможностей, психического развития исоциального статуса подростков допрофессиональная подготовка имеет многоаспектную направленность, предполагающую воспитание трудолюбия, формирование потребности в труде, развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и некоторых специальных (математических, художественных и др.) способностей, формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетентности, накопление социального опыта в коллективном труде, воспитание культуры труда, нового экономического мышления, укрепление здоровья. Многоаспектная направленность по-разному реализуется в тех или иных компонентах допрофессиональной подготовки на каждом из возрастных этапов. Так, в дошкольном детстве игра, общение и доступный ручной труд позволяют детям с ранних лет накапливать положительный трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий. На младшей ступени общеобразовательной школы важное значение для допрофессиональной подготовки имеют интеграция трудового обучения и занятий по изобразительному искусству, природоведению, проведение так называемых уроков творчества, проба сил в выполнении различных видов технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда, при этом трудовые задания распределяются в зависимости от возможностей, интересов и склонностей учащихся.
На средней ступени происходит дифференциация допрофессиональной подготовки по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, тканей, различных природных материалов, кулинарные работы, выращивание растений и др.) в соответствии с желаниями и потребностями учащихся, возможностями школы и спецификой ее производственного окружения. Освоение трудовых знаний, навыков и умений, воспитание и развитие учащихся должны выступать как единый процесс, отвечающий общей цели допрофессиональной подготовки. На старшей ступени школы учащиеся имеют возможность свободного выбора интересующего их профиля обучения – гуманитарного, естественнонаучного, математического, художественного, технического, сельскохозяйственного, экономического и т. п. Конкретное содержание трудовых знаний, навыков и умений, осваиваемых на допрофессиональном уровне, в этом случае определяется таким образом, чтобы они способствовали углубленному изучению избранных предметов и одновременно позволяли решать общие задачи допрофессиональной подготовки. При выборе учащимися технического, сельскохозяйственного и другого профиля допрофессиональной подготовки она, как правило, достигает уровня начальной подготовки по конкретной профессии. Термин «допрофессиональная подготовка» («предпрофессиональная подготовка») получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО в области профессионально-технического образования и подготовки, согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных школах определен как предпрофессиональный. В российской литературе этот термин употребляется сравнительно редко, так как сущность допрофессиональной подготовки обычно выражается терминами «трудовое обучение», «общетрудовая подготовка» и т. д. Специальная педагогическая разработка проблем допрофессиональной подготовки характерна для тех систем народного образования, в которых перед общеобразовательной школой не стоит задача обязательного овладения профессией всеми учащимися.
В соответствии с возрастом, спецификой функциональных возможностей, психического развития исоциального статуса подростков допрофессиональная подготовка имеет многоаспектную направленность, предполагающую воспитание трудолюбия, формирование потребности в труде, развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и некоторых специальных (математических, художественных и др.) способностей, формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетентности, накопление социального опыта в коллективном труде, воспитание культуры труда, нового экономического мышления, укрепление здоровья. Многоаспектная направленность по-разному реализуется в тех или иных компонентах допрофессиональной подготовки на каждом из возрастных этапов. Так, в дошкольном детстве игра, общение и доступный ручной труд позволяют детям с ранних лет накапливать положительный трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий. На младшей ступени общеобразовательной школы важное значение для допрофессиональной подготовки имеют интеграция трудового обучения и занятий по изобразительному искусству, природоведению, проведение так называемых уроков творчества, проба сил в выполнении различных видов технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда, при этом трудовые задания распределяются в зависимости от возможностей, интересов и склонностей учащихся.
На средней ступени происходит дифференциация допрофессиональной подготовки по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, тканей, различных природных материалов, кулинарные работы, выращивание растений и др.) в соответствии с желаниями и потребностями учащихся, возможностями школы и спецификой ее производственного окружения. Освоение трудовых знаний, навыков и умений, воспитание и развитие учащихся должны выступать как единый процесс, отвечающий общей цели допрофессиональной подготовки. На старшей ступени школы учащиеся имеют возможность свободного выбора интересующего их профиля обучения – гуманитарного, естественнонаучного, математического, художественного, технического, сельскохозяйственного, экономического и т. п. Конкретное содержание трудовых знаний, навыков и умений, осваиваемых на допрофессиональном уровне, в этом случае определяется таким образом, чтобы они способствовали углубленному изучению избранных предметов и одновременно позволяли решать общие задачи допрофессиональной подготовки. При выборе учащимися технического, сельскохозяйственного и другого профиля допрофессиональной подготовки она, как правило, достигает уровня начальной подготовки по конкретной профессии. Термин «допрофессиональная подготовка» («предпрофессиональная подготовка») получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО в области профессионально-технического образования и подготовки, согласно которым уровень трудового обучения в общеобразовательных школах определен как предпрофессиональный. В российской литературе этот термин употребляется сравнительно редко, так как сущность допрофессиональной подготовки обычно выражается терминами «трудовое обучение», «общетрудовая подготовка» и т. д. Специальная педагогическая разработка проблем допрофессиональной подготовки характерна для тех систем народного образования, в которых перед общеобразовательной школой не стоит задача обязательного овладения профессией всеми учащимися.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005