Дополнительное образование детей

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дополнительное образование детей
неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Источник: Педагогический глоссарий

Дополнительное образование детей
неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи 14, 26) реализация различных дополнительных образовательных программ, обеспечивающих самоопределение и творческую самореализацию детей в организации учебно-воспитательного процесса оздоровительно-образовательного учреждения.
Дополнительное образование является частью единой системы непрерывного образования и осуществляется в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, в рамках деятельности детских общественных организаций.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Дополнительное образование детей (внешкольная работа)
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных $образовательных программ. Цель дополнительного образования детей – это развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Дополнительное образование детейспособствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Дополнительное образование детейорганически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.
До 1917 дополнительное образование детейи взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины «Внешкольная работа», «Внешкольное воспитание» и «Внешкольные учреждения». Закон РФ об образовании 1992 года ввёл в научный оборот термины «Дополнительное образование детей» и «Дополнительное образование взрослых». В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. В 20–30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал «Внешкольное образование». Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Д.о.д. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Д.о.д. органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства. До 1917 Д.о.д. и взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины "Внешкольная работа", "Внешкольное воспитание" и "Внешкольные учреждения". Закон РФ об образовании (1992) ввел в научный оборот термины "Дополнительное образование детей" и "Дополнительное образование взрослых". В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. После Окт. революции внешкольную работу на местах осуществляли клубы. 1-й съезд по внешкольному образованию (1919) провозгласил осн. задачей детских внешкольных учреждений просветительскую и идейно-политическую пропаганду. В 20- 30-е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали специальные центры и Институт методов внешкольной работы, издавался журнал "Внешкольное образование". Руководство внешкольной деятельностью осуществляли специальные внешкольные отделы, с 1929 - совет при Наркомпросе РСФСР. К середине 30-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений: дома (дворцы) школьников (одним из первых в 1923 открыт Дом пионеров в Хамовническом р-не Москвы на базе детского клуба "Трудовая коммуна", в 1935 - первый Дворец пионеров в Харькове); станции юных натуралистов (в 1918 открылась Станция юных любителей природы, ставшая под руководством Б.В. Всесвятского центром изучения проблем внеклассной работы); станции юных техников (первая Центральная детская техническая станция открыта в 1926; станции способствовали движению изобретательства и рационализаторства школьников); станции юных туристов (в 1918 создано Бюро школьных экскурсий, в 1934 - детские туристско-экскурсионные станции, проводившие туристско-краеведческие экспедиции, слеты, соревнования); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) возникли в 1934 в Москве как детские спортивные школы (с 1953 - ДЮСШ, для олимпийского резерва созданы специализированные школы - СДЮШОР) и др. На дома (дворцы) пионеров и школьников в 50-60-е гг. были возложены функции координации деятельности и методической помощи пионерским организациям, обучения вожатых. Внешкольная работа по своим организационным формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации. Мн. внешкольные учреждения накопили интересный опыт воспитания (например, коммунарская методика, коллективная творческая деятельность и др.). Однако во внешкольной работе в значительной степени проявлялись элементы формализма и регламентации. С начала 90-х гг. учреждения Д.о.д. получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов. Учреждения Д.о.д. в соответствии с направленностью дополнительных образовательных программ осуществляют деятельность: учебно-исследовательскую, художественно-эстетическую, научно-техническую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную. Осн. виды учреждений Д.о.д.: Центры (комплексы) дополнительного образования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные - экологический, детского и юношеского туризма и т.д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодежи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т.д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического творчества и т.д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. К началу 2000 в Рос. Федерации в системе Министерства образования действовало св. 7,8 тыс. учреждений Д.о.д., в них занималось св. 7 млн. детей, осуществляли педагогический процесс св. 243,5 тыс. работников. Любое учреждение Д.о.д. обязано получить лицензию (см.Лицензирование) на ведение образовательной деятельности и пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей, в т.ч. и за плату, но также при наличии лицензии на этот вид деятельности. В учреждениях Д.о.д. работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. В учреждениях Д.о.д. создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками. — неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) См. также Внешкольная работа, Самообразование .38

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
374.89 кб

Инновации в системе дополнительного образования детей

Баранова Л. В.
Читать PDF
860.98 кб

Дополнительное образование детей : размышления о понятии

Каргина Зоя Алексеевна
Рассматриваются, обобщаются и систематизируются различные подходы к определению «дополнительное образование детей» как важному теоретическому аспекту для формирования научно-методологической базы дополнительного образования как ос
Читать PDF
156.95 кб

Управление программами дополнительного образования детей

Л. Г. Логинова
В статье представлен фрагмент авторского подхода к управлению качеством в дополнительном образовании детей, охватывающего и аспект управления программами.
Читать PDF
223.04 кб

Особенности дополнительного образования детей - инвалидов

Шадрина Елена Анатольевна
Читать PDF
233.44 кб

Проблема оценки качества дополнительного образования детей

Туманова Кусна Рустамовна
В статье обосновывается значимость обращения к проблеме оценки качества дополнительного образования детей; выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования; делается акцент на специфике качества образования
Читать PDF
275.89 кб

Школа как форма организации дополнительного образования детей

Куприянов Борис Викторович
Статья знакомит читателей с такой достаточно распространенной формой дополнительного образования детей как «школа».
Читать PDF
1.87 мб

Укрепление здоровья детей в системе дополнительного образования

Котлярова Ирина Олеговна, Сериков Сергей Геннадьевич
Охарактеризованы особенности соматического, физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей до 6-7 лет.
Читать PDF
223.60 кб

Государственный заказ системе дополнительного образования детей

Мухамедьярова Наталья Андреевна
В статье представлены результаты анализа актуальной нормативно-правовой документации в области модернизации системы образования РФ.
Читать PDF
268.43 кб

Принципы организации дополнительного образования детей в России

Золотарёва Ангелина Викторовна
В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.
Читать PDF
58.43 кб

Дополнительное образование детей: воспитание по месту жительства

Егорова Алла Васильевна
Система дополнительного образования детей обладает значительным потенциалом в воспитании детей по месту жительства.
Читать PDF
226.97 кб

Структура социального заказа на дополнительное образование детей

Суханова Юлия Владимировна
В статье описывается структура социального заказа, которая раскрывает основных социальных заказчиков на дополнительное образование детей: государство, общественность и личности.
Читать PDF
523.34 кб

Социальное творчество детей в системе дополнительного образования

Асафова Татьяна Федоровна
Дополнительное образование один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребенка, его творческих способностей, активной жизненной позиции.
Читать PDF
4.85 мб

Аутентичное оценивание в системе дополнительного образования детей

Черных Анатолий Иосифович
В статье рассматриваются особенности аутентичного оценивания в системе дополнительного образования детей.
Читать PDF
294.93 кб

Основные этапы развития дополнительного образования детей в России

Островская Светлана Владимировна
Становление и развитие дополнительного образования детей в России (в частности, на примере Карелии) рассматривается с акцентом на общественной инициативе как основном источнике и движущей силе его возникновения и развития.
Читать PDF
660.48 кб

Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей

Литвак Римма Алексеевна
В представленном материале обозначен системный подход, благодаря которому реализуется деятельность системы дополнительного образования.

Похожие термины: