Домострой

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

«Домострой»
так назывался свод правил семейной жизни, сложившийся на Руси в XVI веке. Это правила поведения православных мирян; принципы христианской доктрины, перенесенные в быт и ставшие доступными всем. В период создания «Домостроя» утрачивал свое значение аграрно-магический полуязыческий фольклор, и на его место приходила христианская этика, реальная жизнь людей приходила в соответствие с православной верой. «Домостроем» руководствовались еще и в XVII веке. Но во время церковного раскола так сложились обстоятельства, что «Домострой» ушел с раскольниками – староверами, отчего русский народ надолго остался без нравственных ориентиров светско-православного толка. Сегодня «Домострой» изучается в школе как литературный памятник XVI века.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОМОСТРОЙ
древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. Сохранились тексты "Д.", написанные, предположительно, в Новгороде в конце 15 в. и в середине 16 в. (составитель последнего иерей Благовещенского собора Сильвестр). В "Д." входили главы о почитании веры ("духовное строение"), о семейной жизни ("мирское строение"), о ведении хозяйства ("домовое строение"). "Д." во многом основывался на фрагментах Библии. В целом "Д." отражал жизнь русского общества 16 в. и ориентировался на зажиточного хозяина, семьянина, который воспитывал не только собственных детей, но и слуг. Отец должен был учить знаниям ("вежеству") и рукоделию (в широком смысле слова), воспитывать уважение к старшим, вежливость, скромность, честность, трудолюбие и т.д. Воспитание осуществлялось в духе послушания церкви и государству, а также беспрекословного подчинения родителям. Разрешалось применять наказания, но без злоупотреблений. "Д." ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась важнейшая роль матери, хозяйки и воспитательницы ("Похвала женам").

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

«ДОМОСТРОЙ»
др.-рус. свод правил обществ. и домашней жизни (отсюда назв. «Д.», т.е. домоустроение). Время создания и авторство «Д.» точно не установлено. Известны редакции «Д.»: первая составлена предположительно в Новгороде, в кон. 15 в.; вторая и третья, т. н. «смешанная», — в сер. 16 в. Редактором второй был выходец из Новгорода Благовещенский иерей Сильвестр, входивший вместе с А. Адашевым в «избранную раду» при Иване Грозном. Состав Сильвестров-ской редакции: гл. 1—15 о почитании веры («духовное строение»), гл. 16—29 о семейной жизни («мирское строение»), гл. 30—63 о ведениии х-ва («домовное строение»), гл. 64 — Послание сыну Ан-фиму. В Синодальном списке добавлен «Указ свадебному чину». «Д.» относится к числу сочинений т. н. обобщающего характера, типичных для Рус. централи-зов. гос-ва 16 в. «Д.» отчасти отражает антич. традицию («О хозяйстве» Ксено-фонта, 4 в. до н. э.) и сравним с «Рассуждениями об управлении семьи» Пандоль-фини (15 в.) и др. памятниками, передающими быт бюргерства стран Европы (напр., чешская «Книга учения христианского», «Парижский хозяин»). В основу «Д.»легли фрагменты из Библии, назидательные соч. предшествующего периода (Златоуст, Измарагд, «Пчела», Златая Цепь, «Поучение» Владимира Мономаха и др.) — Вместе с тем «Д.» отражал черты социально-экон. жизни рус. общества 16 в., мировоззрение зажиточного хозяина, к-рый должен быть воспитателем как собств. детей, так и слуг. Детей отец. должен учить знаниям («вежеству») и рукоделию, воспитывать в них уважение к учителям, вежливое отношение к окружающим людям, особую почтительность к старшим. Детям нужно прививать скромность, честность, трудолюбие, милость, сострадание к бедным, бескорыстие и трезвость. Воспитание следовало осуществлять в духе послушания церкви и гос-ву. Дети обязаны беспрекословно подчиняться родителям, иначе отцу следует применять по отношению к ним физич. наказание, к-рым не рекомендовалось злоупотреблять и тем более превращать в истязание.
Вопреки бытующему мнению «Д.» с большим уважением относился к женщине как матери, хозяйке, воспитательнице (гл. «Похвала женам»), хотя и ставил выше авторитет мужа-хозяина.
Источн.: Домострой по списку ОИДР, Миз82; «Домострой» Сильвестровского извода. Текст памятника с примечаниями, материалы для сравнит, изучения (образцы «Домостроев»: Ксенофонта и трех западноевропейских), объяснит, статьи и словарь, СПБ, 1891; (Рус. классная б-ка, под ред. А. Н. Чудинова, в. 2); Домострой, в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси, М., 1985, с. 70 — 173; Домострой, вступ. ст. и комментарии В. В. Колесова, М., 1990.
Лит.: Орлов А., Домострой. Исследование, ч. 1, Ми917; Некрасов И. С., Опыт ист.-лит. исследования о происхождении древнерус. Домостроя, М., 1873; С о-к о л о в а М. А., Очерки по языку деловых памятников XVI в. Л1957; Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 2 (2-я пол. XIV -XVI в.), ч. 2, Л., 1989, с. 323 — 333 (библ.). А. И. Рогов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
184.72 кб

Воспитание юношества в России: от «Домостроя» до конца XVIII века

Юркина Л.В
На основе анализа исторического опыта воспитания юношества раскрывается струк-тура воспитательного процесса. Период рассмотрения отечественные воспитатель-ные практики с середины XVI до конца XVIII в.