Доктрина образования
Доктрина образования
лат. – теория) – система научных идей, используемых в качестве установки и руководства к действию. Это форма выражения государственной политики в сфере образования. По своему смыслу близка к понятию парадигмы. Доктрина образования, впервые сформулированная в России как национальная в 1999 году, содержит в себе определение образовательной действительности и перечень новых образовательных идей. Творческой основой доктрины выступает человеческий дух как субъект и объект образовательной действительности, обеспечивающий самопознание и самореализацию человека. Доктрина теоретически моделирует социально-педагогическую реальность. Она закладывает основу новой духовной системы образования, создающей нового, духовно целостного человека. Сама доктрина не является законодательным актом, но становится основой соответствующих нормативных актов, обеспечивающих ее реализацию. Следование доктрине не должно превращаться в доктринерство как слепое, некритическое, без учета меняющихся условий ее воплощение.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ
Доктрина образования Украины детально прописана в Национальной доктрине развития образования. «Національна доктрина розвитку освіти» – официальный документ, определяющий статус образования как одного из приоритетов государственной политики, систему концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, характер управления системой образования и ее обеспечения. Особое внимание уделяется таким аспектам, как: национальный характер образования и национальное воспитание, а также стратегии языкового образования; информационные технологии в образовании; управление образованием; экономика образования; объединение образования и науки; подготовка педагогических и научно-педагогических работников; социальные гарантии участников учебного процесса; международное сотрудничество и интеграция в сфере образования и др. Реализация Национальной доктрины обеспечит переход к гуманистично-инновационному образованию нового типа, что будет способствовать существенному росту интеллектуального, культурного, духовно-морального потенциала личности и общества. В результате этого прогнозируются мощные позитивные изменения в системе материального производства и духовного возрождения, структуре политических отношений, быте и культуре (Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003. – С. 345–366; Національна доктрина розвитку освіти // Освіта України. – 2002. – № 33). Л. В. Калашникова
Источник: Глоссарий современного образования.