ДОКТОРАНТУРА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

докторантура
форма подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ДОКТОРАНТУРА
высшая форма подготовки научных и научно-педагогических кадров. Обучение в докторантуре осуществляется по очной и заочной формам.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

ДОКТОРАНТУРА
форма подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. Открывается в ведущих учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных организациях, имеющих государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Докторантура
в Российской Федерации – это высшая ступень в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, часть системы непрерывного образования. Введена в СССР в 30-х гг., упразднена в 1956, восстановлена в 1987. Организуется при ведущих вузах, научных учреждениях и организациях. Завершается защитой диссертации на соискание учёной степени доктора наук.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Докторантура
(Doctorate) (Докторская /Исследовательская школа) организационная структура в европейских университетах, обеспечивающая реализацию докторских программ, ведущих к получению академической степени доктора. Докторская /Исследовательская школа организационная структура, которая охватывает только студентов-докторантов. Она может быть организована по конкретной дисциплине, исследовательской теме или по междисциплинарной области. Докторская/Исследовательская школа имеет проектную направленность и может предусматривать создание исследовательской группы / сети. В состав школы может входить как один вуз, так и сеть из нескольких вузов.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Докторантура
одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

Источник: Исследовательская деятельность

ДОКТОРАНТУРА
основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющая возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Д. открывается в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами. Д. открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. – М.: Гардарика, 2002; Кузин Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. – М.: Ось-89, 2001; Райзберг Б. А. Диссертация и учёная степень. – М.: ИНФРА-М, 2002). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ДОКТОРАНТУРА
в Рос. Федерации высшая ступень в системе подготовки научных и науч.-пед. кадров, часть системы непрерывного образования. Введена в СССР в 30-х гг., упразднена в 1956, восстановлена в 1987. Организуется при ведущих высших уч. заведениях, науч. учреждениях и организациях. В Д. с отрывом от произ-ва принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук в возрасте до 40 лет, имеющие крупные науч. достижения в избранной области. Срок подготовки в Д. не превышает 3 лет и засчитывается в стаж науч.-пед. работы. Докторантам выплачивается гос. стипендия. За лицами, окончившими Д., сохраняется право возвращения на науч.-пед. или науч. работу в орг-ции, направившие их на обучение.
Ученый совет учреждения, при к-ром организована Д., на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории) по науч. докладу и развернутому плану диссертации принимает решение о приеме в Д., определяет возможные сроки выполнения диссертац. исследования, а также утверждает его тему и индивидуальный план работы докторанта.
Подготовка в Д. проводится по след, пед. специальностям: теория и история педагогики; методика преподавания (по отраслям); спец. педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопе-дагогика, логопедия); теория и методика физич. воспитания, спорт, тренировка и оздоровит. физич. культура; теория, методика и организация культ.-просвет. деятельности. В Д. по психологии — по общей психологии, истории психологии; психофизиологии; психологии труда, инженерной; мед.; социальной; юрид. психологии, социологии и психологии личности; пед. и возрастной психологии; спец. психологии. В рамках др. отраслей наук — по социологии культуры, образования, науки.
Для оказания помощи докторантам в проведении диссертац. исследований по месту их подготовки могут назначаться науч. консультанты. При необходимости в качестве консультантов могут привлекаться ведущие ученые и специалисты из др. организаций. Докторанты в необходимых случаях могут быть командированы в ведущие отеч. и заруб. науч. центры. Ежегодно докторанты представляют ученому совету отчет о выполнении индивидуального плана работы, по результатам к-рого проводится аттестация и принимается решение о дальнейшем пребывании докторанта в Д. За время обучения докторант должен завершить работу над диссертацией, включая проведение предварит. экспертизы, и представить ее к защите.
Лит.: Положение о подготовке научно-пед. и науч. кадров в системе непрерывного образования, «Бюллетень Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР», 1987, № 12. Ю. Г. Круглое.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДОКТОРАНТУРА
одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации.
Д. открывается в ведущих учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных организациях, имеющих государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, современной научно-исследовательской и экспериментальной базой, принимающих активное участие в разработке и реализации региональных, федеральных и международных научных программ и проектов.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме.
В Д. принимаются граждане Российской Федерации – кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.
Граждане иных государств принимаются в Д. высших учебных заведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.
Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.
Лица, зачисленные в Д., освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а стипендия выплачивается им со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.
Срок подготовки в Д. засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.
В период подготовки в Д. докторант должен выполнить индивидуальный план, завершить работу над диссертацией, включая проведение предварительной экспертизы.
Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований по месту его подготовки может назначаться научный консультант из числа высококвалифицированных научно-педагогических или научных кадров, докторов наук, профессоров.
Докторантам выплачивается государственная стипендия в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Ректоры высших учебных заведений или руководители научных организаций могут устанавливать за счет бюджетных и внебюджетных средств надбавку к стипендии докторантов без ограничения ее предельных размеров.
Трудоустройство окончивших Д. осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Лит.: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации, утвержденное постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 3.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
157.23 кб

Магистратура и докторантура в сша как основные формы подготовки научно-педагогических кадров

Макарова О. В.
Статья посвящена исследованию основных форм подготовки научно-педагогических кадров на примере магистерских и докторских программ в современной системе образования США.
Читать PDF
154.95 кб

Аспирантура и докторантура как образовательные институты подготовки научно-педагогических кадров

Матушанский Г. У., Бушмина О. В.
Приводится ретроспективный анализ содержания послевузовской подготовки в России и предлагается в условиях интеграции отечественной высшей школы в единое европейское образовательное пространство, формируемое согласно принципам Боло
Читать PDF
187.16 кб

Аспирантура в России и докторантура в Германии: на пути к сближению

Малышева Марина Михайловна
Статья посвящена изучению и пониманию сути преобразований и инициатив России и Германии на уровне докторантур. Основной фокус работы международное совместное руководство аспирантами (докторантами).
Читать PDF
467.46 кб

Докторантура

Шестак Валерий Петрович
Рассмотрены вопросы текущей работы и перспективы развития докторантур федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образ
Читать PDF
112.37 кб

VI научная конференция аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета

Криворученко Владимир Константинович
Читать PDF
349.91 кб

Современное состояние и перспективы развития подготовки научно-педагогических кадров в докторантуре

Барсуков Геннадий Валерьевич, Смирнов Владимир Тимофеевич, Степанова Елена Юрьевна, Пахомов Сергей Иванович
Осуществлен анализ основных тенденций подготовки кадров высшей квалификации с ученой степенью доктора наук.
Читать PDF
106.99 кб

Организация работы докторантуры как третьего уровня высшего образования в европейских университетах

Андреева Светлана Алексеевна
В статье анализируется организация докторантуры в системе университетского образования в странах Европы. Внимание уделяется структуре учебного процесса и системе обеспечения качества докторской подготовки в европейских странах.
Читать PDF
257.85 кб

Интеграция образовательных программ европейской докторантуры и российской аспирантуры в сфере образо

Матушанский Григорий Ушерович, Сулейманова Алсу Расиховна
Целью представленной работы является попытка интеграции программ подготовки доктора философии в сфере образования в Европе с программой подготовки кандидата педагогических наук в России.
Читать PDF
459.26 кб

Модель организации докторантуры в Вильнюсском техническом университете

Балтренас Пранас
В статье описывается опыт разработки и реализации программ докторантуры в Вильнюсском техническом университете им. Гядиминаса.
Читать PDF
2.34 мб

Международное сотрудничество Института магистратуры и PhD докторантуры КазНПУ имени абая

Бакирова Кульжахан Шаймерденовна
В данной статье освещена научно-педагогическая деятельность кафедр Института магистратуры и PHD докторантуры КазНПУ им. Абая.

Похожие термины:

  • ДОКТОРАНТ

    Специалист, прикрепленный к научному учреждению для подготовки докторской диссертации.