Доклад
Доклад
публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.
Доклад
вид самостоятельной работы. В процессе подготовки доклада у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ДОКЛАД
1. Вид монологической речи, публичное развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Ср. рассказ, лекция, речь, выступление. 2. Прием обучения в условиях преподавания языка.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДОКЛАД
один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц, имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Доклад
вид самостоятельной работы, публичное сообщение на определенную тему. В вузе Д. используется в обучении разным учебным дисциплинам, в т.ч. методике изобразительного искусства на аудиторных занятиях, научных студенческих конференциях. Д. – эффективное средство формирования исследовательских умений, развития научного стиля речи студентов. Подготовка к Д.: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написание текста Д., выступление с Д., обсуждение Д. Работа над Д. обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности студентов в изучении курса методики. Д. делается лишь по тезисам, без полного текста. При оценке Д. учитываются как его содержание, форма, так и культура речи докладчика. В свете требований реформы высшего образования РБ роль Д. возрастает, особенно на старших курсах.
Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004
Доклад
методический прием исследовательского метода изучения литературы (по Л.Ф. Мирошниченко), или же одна из творческих форм развития устной речи учащихся. Деятельность школьника, который должен представить Д. в классе, включает в себя следующие этапы: а) выбор темы, создание плана Д. (осуществляется вместе с учителем); б) знакомство с соответствующими научными источниками, целенаправленная их обработка (под руководством учителя); в) создание черновика Д., консультация относительно целесообразности доработки соответствующих научных материалов; г) подготовка к чтению Д. в классе, создание условий для «обратной связи» между учеником, который делает Д., и его одноклассниками; д) преставление учеником Д. в классе; анализ этого процесса, который делается совместно учителем и учеником (в зависимости от конкретных условий, к этому анализу могут быть привлечены и другие учащиеся класса) [3]. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
ДОКЛАД
информативный речевой жанр публичной речи — научной, деловой и политической сфер. Во всех случаях автор Д. называется докладчиком.
Д. предполагает изложение большого объёма информации, относящейся к одной проблеме. Изложение этой информации должно быть аргументированным и иллюстрированным фактами и примерами, текст Д. — хорошо структурирован.
В научной сфере Д. относится к устным жанрам, но обычно имеет письменный (прото)текст, который оглашается на заседаниях Учёных советов, кафедр, а также на конференциях, чтениях, конгрессах. Произнесению Д. могут предшествовать авторские Тезисы (см.).
В системе научных жанров Д. противопоставлен, с одной стороны, Сообщению (см.); с другой — Лекции (см.). Первое противопоставление касается времени (сообщение — 10-15 минут, Д .— 20 минут и более), объёма информации и глубины рассмотрения проблемы. Второе — адресата, точнее соотношения уровней компетенции: докладчик обращается к адресату, как минимум, одного с ним уровня компетентности, а лектор — заведомо более низкого, как, напр., профессор/студенты или слушатели курсов повышения квалификации; отсюда в Д. минимум разъяснений и Метатекста (см.).
Современное научное общение предполагает учёт фактора адресата: поощряется подготовка текстовых и визуальных раздаточных материалов для слушателей. Ценится визуализация изложения с использованием мультимедийных проекторов: презентация со схемами, графиками, текстовыми иллюстрациями. Отступление от канонов жанра Д. считается серьёзным недостатком речевой культуры.
Д., как правило, служит основой для позднее публикуемой статьи, что предполагает переход от устной фактуры речи к письменной с учётом специфики последней. Этикет научной сферы речи предполагает указание на это обстоятельство в статье, чаще всего в подстрочной сноске.
В практике отечественного образования культивируются Д. студентов — как научные на конференциях, так и в рамках учебных курсов — учебные, реферативного характера, что позволяет самостоятельно разобраться в одном из аспектов изучаемой проблемы и публично доложить своё представление о нём. При этом от студента требуется владение научной терминологией, навыками устной публичной речи. Особое внимание стоит уделить метатексту Д.
В деловой сфере общения Д. — письменный жанр (документ), автором которого выступает руководитель. Содержание его составляет анализ и оценка положения дел во вверенной ему организации. Д. бывает отчётным или проблемным, предполагает его оглашение и обсуждение его главных идей и оценок (прения по Д.). Современная практика делового общения предполагает высокий уровень владения жанром Д., информация о его структуре, композиции, стилистике входит в пособия и тренинги по деловой коммуникации.
В политической сфере автором Д. выступает высокое должностное лицо, руководитель. Содержание такого Д. составляет анализ и оценка положения дел во вверенном ему учреждении или области общественной деятельности. Выдвижение Д. в центр публичной политической жизни происходило в советской словесной культуре, при этом Д. приближался к документу. Так, Д. Генерального секретаря ЦК КПСС на съездах КПСС, Пленумах ЦК были важнейшими документами в политической жизни страны, изучались в курсе «История КПСС» и в системе политпросвещения.
Лит.: Романенко А.П., Саджи-Гаряева З.С. Общефилологические основания советской жанровой системы // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002; Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. М., 2002; Современная русская устная научная речь / под ред. О.А. Лаптевой. Т.1. Красноярск, 1985; Троянская Е.С. Особенности жанров научной литературы и отбор текстов на различных этапах обучения научных работников иностранному языку // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты / отв. ред. М.Я. Цвилинг. М., 1985.
Т В. Шмелёва
Д. предполагает изложение большого объёма информации, относящейся к одной проблеме. Изложение этой информации должно быть аргументированным и иллюстрированным фактами и примерами, текст Д. — хорошо структурирован.
В научной сфере Д. относится к устным жанрам, но обычно имеет письменный (прото)текст, который оглашается на заседаниях Учёных советов, кафедр, а также на конференциях, чтениях, конгрессах. Произнесению Д. могут предшествовать авторские Тезисы (см.).
В системе научных жанров Д. противопоставлен, с одной стороны, Сообщению (см.); с другой — Лекции (см.). Первое противопоставление касается времени (сообщение — 10-15 минут, Д .— 20 минут и более), объёма информации и глубины рассмотрения проблемы. Второе — адресата, точнее соотношения уровней компетенции: докладчик обращается к адресату, как минимум, одного с ним уровня компетентности, а лектор — заведомо более низкого, как, напр., профессор/студенты или слушатели курсов повышения квалификации; отсюда в Д. минимум разъяснений и Метатекста (см.).
Современное научное общение предполагает учёт фактора адресата: поощряется подготовка текстовых и визуальных раздаточных материалов для слушателей. Ценится визуализация изложения с использованием мультимедийных проекторов: презентация со схемами, графиками, текстовыми иллюстрациями. Отступление от канонов жанра Д. считается серьёзным недостатком речевой культуры.
Д., как правило, служит основой для позднее публикуемой статьи, что предполагает переход от устной фактуры речи к письменной с учётом специфики последней. Этикет научной сферы речи предполагает указание на это обстоятельство в статье, чаще всего в подстрочной сноске.
В практике отечественного образования культивируются Д. студентов — как научные на конференциях, так и в рамках учебных курсов — учебные, реферативного характера, что позволяет самостоятельно разобраться в одном из аспектов изучаемой проблемы и публично доложить своё представление о нём. При этом от студента требуется владение научной терминологией, навыками устной публичной речи. Особое внимание стоит уделить метатексту Д.
В деловой сфере общения Д. — письменный жанр (документ), автором которого выступает руководитель. Содержание его составляет анализ и оценка положения дел во вверенной ему организации. Д. бывает отчётным или проблемным, предполагает его оглашение и обсуждение его главных идей и оценок (прения по Д.). Современная практика делового общения предполагает высокий уровень владения жанром Д., информация о его структуре, композиции, стилистике входит в пособия и тренинги по деловой коммуникации.
В политической сфере автором Д. выступает высокое должностное лицо, руководитель. Содержание такого Д. составляет анализ и оценка положения дел во вверенном ему учреждении или области общественной деятельности. Выдвижение Д. в центр публичной политической жизни происходило в советской словесной культуре, при этом Д. приближался к документу. Так, Д. Генерального секретаря ЦК КПСС на съездах КПСС, Пленумах ЦК были важнейшими документами в политической жизни страны, изучались в курсе «История КПСС» и в системе политпросвещения.
Лит.: Романенко А.П., Саджи-Гаряева З.С. Общефилологические основания советской жанровой системы // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002; Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. М., 2002; Современная русская устная научная речь / под ред. О.А. Лаптевой. Т.1. Красноярск, 1985; Троянская Е.С. Особенности жанров научной литературы и отбор текстов на различных этапах обучения научных работников иностранному языку // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты / отв. ред. М.Я. Цвилинг. М., 1985.
Т В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.