Догматическое обучение

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Догматическое обучение
сложившийся в средневековье вид церковно- религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Обучение догматическое
вид обучения, в основе организации которого лежат неизменные, иногда устаревшие нормы, принципы и правила; обучение, отвергающее исследовательскую работу, поиск и предполагающее освоение учащимися готовых знаний, принимаемых на веру.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ОБУЧЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ
способ обучения, основанный на изучении фактов и явлений как определенных неизменных положений (догм) без учета практики, опыта учащегося. Такой вид обучения сложился в школах средневековья, когда догмы религии не допускали какого-либо самостоятельного мышления, требовали пассивного усвоения учениками всего, что им предлагал учитель. Суть обучения сводилась к заучиванию напамять содержания всех учебных предметов. Такое обучение развивает механическую память, однако зазубривание порождает негативное отношение к самому процессу познания. О. д. приучает учащихся к механическому воспроизведению готовых фраз, цитат, чужих мыслей, что может в итоге привести к развитию догматического мышления (Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Прогресс, 1971. – С. 113). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
(дидактическая система) соответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее время догматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без вывода, иностранных слов, некоторых символов. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению. Близкими к догматическому обучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение во сне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения). Литература: [32].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Догматическое обучение
образовательная парадигма, господствующая в X-XV веках в системе религиозного и светского образования. Сущность сводилась к заучиванию церковных догматов как основных законов жизни и деятельности. Начиная с XIV века заучивать стали любое другое знание, в том числе и естественнонаучное, без должной аналитики, доказательности, объяснения. Так родилось догматизированное обучение, делающее ставку на зазубривание, механическое воспроизведение учебных текстов, комментирование их, цитирование из них. Догматическое обучение стало символом схоластики, негибкости образования. А между тем, именно в нем зародились такие формы, как диспуты и дискуссии, читательские конференции. Именно в нем был накоплен опыт отбора и анализа значимых текстов, выявления их скрытых неявных смыслом (герменевтика), ссылок на авторские тексты и цитирования и других способов работы с информацией. В наследство потомкам догматическое обучение оставило идею опоры на тексты непреложных законов бытия и переноса теории в практику духовно-нравственной жизни человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
947.58 кб

Догматический, объяснительно-иллюстративный и активный подходы в обучении

Варга Велта Владимировна, Абдураззакова Дильдора Анваровна
В статье делается сравнительный анализ поэлементных характеристик догматического, объяснительно-иллюстративного и активного подходов в обучении.