ДОБРОМЫСЛОВ Василий Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОБРОМЫСЛОВ Василий Алексеевич (1892-1965)
филолог, методист русского языка, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Московской области. С 1938 на научно-педагогической работе в Москве. Одно из осн. направлений методической деятельности Д. - исследование взаимодействия развития речи и логического мышления ребенка. Центральное место в школьном курсе русского языка отводил грамматике; считал, что осознание грамматического строя языка - мощный фактор развития речи.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОБРОМЫСЛОВ Василий Алексеевич
5(17).4.1892, г. Белозерск, ныне Вологодской обл., — 2.5.1965, Москва], филолог, методист. рус. яз., ч.-к. АЙН РСФСР (1950). В 1917 окончил Петрогр. ист.-филол. ин-т. Пед. деятельность начал в 1918 в Обществ. гимназии г. Хор-лы Таврической губ. Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Моск. обл. С 1938 на науч.-пед. работе в Москве, в т. ч. в МГПИ им. В. И. Ленина (1938- 1941), НИИ общего и политехн. образования АПН (1944—65).
Одно из осн. направлений метод. деятельности Д. — исследование взаимодействия развития речи и логич. мышления ребенка. Центр. место в шк. курсе отводил систематич. преподаванию грамматики («О развитии логич. мышления учащихся V—VII кл. на занятиях по рус. яз.», 1956). Последовательность изучаемого лингвистич. материала на уроках раскрывала науч. основы предмета, его логич. структуру. Навыки абстрактного мышления, аналитич. способности, «дисциплина мысли» воспитывались у учащихся с нач. классов. Особая роль отводилась при этом разл. видам разборов (синтаксич., морфологич., лексич.), комплексу грамматич. упражнений и задач для самостоят. решения. Преимущественный интерес к становлению логич. мышления, усвоению теоретич. аспектов языка отразился в написанных Д. разделах пособий для учителей: «Преподавание рус. яз. в 5—7 кл. Фонетика и морфология», 1956; «Преподавание рус. яз. в 5—7 кл. Синтаксис», 1960.
Осознание грамматич. строя языка, по мысли Д., — «мощный фактор» развития речи. На выявление связи грамматики и стилистики направлено одно из первых социометод. исследований Д. «К вопросу о языке рабочего подростка» (1932). Здесь рассмотрены и классифицированы на лингвистич. основе характеристики речи учащихся в сопоставлении с «языком» рус. писателей. Проанализированы причины «речевой бедности» и пути их устранения в шк. практике (отбор грамматич. значений предложено производить с точки зрения стилистики). В последующих работах «Изложения и сочинения в семилетней школе» (1946), «Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология» (1954) разработаны др. пути формирования речевой культуры учащихся: работа со словарем, этимологии, разыскания, изучение синонимов и антонимов, овладение многообразными жанрами устной и письменной речи, упорядочение речи в грамматич. отношении в изложениях и сочинениях и т. д.
Соч.: Рус. язык. Учебник для ремесл. и ж.-д. уч-щ, М. 1947; Трудные вопросы грамматики и правописания, в. 1—2, М., 1958—60 (соавт.); О преподавании рус. яз. в восьмилетней школе по новой программе. М., 1961 (соред.).
Лит.: Павлов В. А., К 90-летию со дня рождения В. А. Добромыслова, РЯШ, 1982, № 4. Д. А. Ермаков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия