Дневник учащегося

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дневник учащегося
тетрадь единого образца, предназначенная для записи уроков, домашних заданий, замечаний учителя, личных планов, отметок (текущих и этапных). Современные дневники имеют тенденцию становиться личными дневниками, обогащенными самой необходимой информацией, личными данными, планами, задумками и т.д. Дневник учащегося служит формой четкой организации учебного и внеучебного времени, учета разнообразной деятельности и средством связи ученика, школы и семьи. Он играет огромную организационную, психологическую и воспитательную роль в жизни школьника. В отечественной школе дневники введены с 1936 года.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДНЕВНИК учащегося
введённая в 1936 году специальная тетрадь установленной формы для ежедневной записи домашнего задания и занесения выставленных учителем оценок. Дети записывают в дневник расписание уроков, а учителя проставляют отметки и заносят свои замечания и сообщения, предназначенные для родителей учащегося. Родители еженедельно знакомятся с дневником и расписываются в нём.
О 1940-х гг.: «Я Володины отметки / Узнаю без дневника…» (Барто, [1945] 1969–1, 247).
О 1950-х гг.: «В конце недели отец Виталика посмотрел дневник: нет в нем новых клякс, зато появились две четверки» (Баруздин, 1960, 46).
О середине 1950-х гг.: «Дневник ученика является док-том, в котором отражена как его учеб. деят-сть, так и поведение. Поэтому кл. рук. систематически, раз в неделю, просматривает дневники учащихся, подписывает и требует от учащихся, чтобы они показывали дневники родителям для просмотра и подписи… В нек. шк. вместо дневников введены табели. Нам кажется, что дневник, отражающий всю учеб. деят-сть ученика и его поведение, является более совершенным док-том, чем табель» (КР, 1957, 271).
О вт. пол. 1950-х гг.: «“Как успехи? – спросил Орловский, раздеваясь. – Ну-ка, покажи дневник”. Юрка покорно достал из затрёпанного портфеля дневник» (Дягилев, 1961, 75).
О нач. 1960-х гг.: «В дневнике у Петрова Егорки / Никогда не бывает пятёрки» (Преображенская, 1963, 34). О перв. пол. 1970-х гг.: «Учащиеся вторых-десятых классов регулярно ведут дневники. Ежедневно в конце каждого урока учитель диктует классу или пишет на доске домашнее задание, а ученики записывают его в графе того дня, на который урок задан. Когда учитель вызывает ученика к доске, то ученик берёт с собой дневник и кладёт его на стол учителя. После ответа учитель ставит отметку в кл. журнал и в дневник, в котором расписывается. В конце недели кл. рук. проставляет в дневнике отметки за письменные контр. работы по всем предметам. Родители должны каждую неделю просматривать дневник и подписывать его. Последняя страница дневника отведена под сведения об успеваемости, где проставляются отметки за учеб. четверть (полугодие) и за весь учеб. год. Здесь же отмечается, переведён ученик в следующий класс или оставлен на второй год» (Денисова, 1978, 104–105).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Насчет оценок в дневнике: когда ставили двойки, то листы вырывались, к концу года не хватало дневника, приходилось вставлять добавочные листы. Если ставили единицы, то исправляли на оценку “4”. А если учитель писала запись в дневнике по удовлетворительному поведению, то расписывалась за маму сама» (497).
О 1980-х гг.: «Мы прибегали к различным уловкам, чтобы родители не узнали о наших плохих оценках. Многие имели по два дневника: для выставления плохих оценок или для записи замечаний мы подавали один дневник, а второй дневник служил для хороших оценок. Некоторые делали проще, убирали листы с плохими оценками и вставляли другие. Иногда мы подтирали оценки бритвой или сначала рисовали карандашом по оценке, а затем стирали резинкой. За всех учителей у нас расписывалась девочка, которая набила руку на этом. В девятом, десятом классе оценки за неделю нам выставляли девчонки из нашего класса. И мы их предупреждали, какие оценки выставлять, а какие нет» (494).
О восьмикласснике с. Межборном Притобольного рна в 1998 г.: «Со мной в классе учился мальчик, который часто шел на хитрости, чтобы не получить двойку, а учился он плохо. Однажды перед уроком он натер доску обычной восковой свечкой, и на ней невозможно было писать, урок был сорван. Подобное он проделывал и со своим дневником. Так как за двойки его всегда очень сильно ругали родители, то он всячески старался, чтобы ему не выставляли плохие оценки в дневник. Для этого он проводил восковой свечой по графе в дневнике, где должны ставиться оценки и учитель не мог поставить ему оценку и расписаться, так как ручка по воску не писала. Ещё он шел на другую хитрость: у него просто было два дневника. Одни для хороших оценок, который он показывал родителям, а другой – для плохих, для учителей» (099). См. также: Запись учителя в дневнике.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.