образование, в котором используются разнообразные традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения и самообразования, основанные на телекоммуникационных, компьютерных, информационных технологиях и нестандартных методах. Пространство ДО — образовательные массивы Интернета, использование новых типов учебников и учебных пособий и нестандартных методов учебной деятельности.
Дистантное обучение имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционной системой обучения. Во-первых, являясь одним из слагаемых самообразования, оно расширяет диапазон возможностей получить современное образование современными методами и с помощью инновационных средств. Во-вторых, оно дает разнообразные знания и навыки самостоятельной работы, развивает аналитическое мышление. В-третьих, помогает становлению тех индивидуальных способностей, которые необходимы именно данному человеку, и базируется на индивидуальном стиле его учебной и познавательной деятельности. Наконец, оно открыто и свободно, поскольку не связано с режимным вариантом функционирования образовательного учреждения, а основано на индивидуальном выборе и мотивации. Любой человек может выполнять собственную образовательную программу вне образовательного учреждения, имея компьютер и доступ в Интернет.
Дистантное образование базируется на высокой мотивации и самоорганизации учащегося, его способности автономно, т.е. независимо от внешних условий, регулировать образовательную, познавательную, учебно-исследовательскую и экспериментальную деятельность. Относительно образования самоорганизация — это способность самостоятельно развивать собственные познавательные интересы, целенаправленно расширять кругозор и интересы. Самообразование предполагает, что человек способен изменять собственный внутренний мир и внешнее поведение, творить новый образ себя. Самообразование предполагает активность субъекта, целенаправленность действий, критический склад мышления, ориентацию на продукт/результат и практическое применение знаний.
Родственные и вариативные формы получения современного образования, как бы мы его ни называли, — дистантное образование, самообразование, домашнее образование, открытое образование, экстернат, учебная деятельность в режиме e-learning (дословно в переводе: электронной учебы) — важные факторы развития современных высокотехнологичных образовательных сред и пространства. Они обеспечивают инновационное образование человека через всю его жизнь.
И.Е.Видт
Литература: Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении: Пер. с англ. — М.: OOO «ПАРВИНЭ», 2003.
ДИСТАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДИСТАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005