Диспозиция

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДИСПОЗИЦИЯ
предрасположенность, готовность человека к определенным внешним и внутренним действиям.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Диспозиция
предиспозиция) (от лат. dispositio — расположение) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их определенной последовательности. Комплекс предрасположенности к определенной реакции субъекта на внешнюю среду образует черты личности, систему ее установок, ценностей и т.д. (см. Концепция диспозиционная).

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ДИСПОЗИЦИЯ
или РАСПОЛОЖЕНИЕ (от лат. dispositio — ‘расположение, развёртывание’), — 1. Раздел риторики, в котором рассматриваются способы композиционной организации речи. 2. Второй этап Риторического канона (см.), заключающийся в оптимальном расположении накопленного и отобранного материала.
Основные принципы расположения материала: 1) принцип целостности: чёткое структурирование речи и обеспечение внутренней связности между её частями, их гармоничное сочетание и соразмерное соотношение, подчинённость всех частей основной идее (идейному замыслу речи); речь должна восприниматься как единое целое; 2) принцип мотивированности: последовательность изложения материала определяется прежде всего содержанием (темой) и видом речи.
Д. как раздел риторики описывает образцы построения речи, которые сложились в истории европейской словесной культуры. Разработаны универсальная композиционная схема построения речи (приемлемая для построения любого выступления, «на все случаи жизни» [Клюев 1999]) и частные композиционные схемы — схемы построения текстов, принадлежащих к определённым функционально-смысловым типам речи, напр., схема построения описания, повествования, рассуждения (см. о них [Михальская 1996]).
Развёрнутая универсальная композиционная схема предполагает пятичастную (зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка [Кохтев 1998]), шестичастную в аргументирующей речи (введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение, заключение [Панов 2005]) или семичастную (зачин, исходное резюме, вступление, фаза перехода, основная часть как экспликация идеи, «опускание мысли в самостоятельное плавание», заключение [Таранов 2002]) структуру. Свёрнутая, или простейшая, универсальная композиционная схема, состоит из трёх частей: вступление, основная часть (развитие темы), заключение [Кохтев 1998].
Основные функции введения: привлечь внимание, вызвать интерес у слушателей, подготовить их к восприятию речи; подчеркнуть актуальность темы, её значимость в данной аудитории, обозначить цель речи и назвать основные проблемы, которые будут рассматриваться в основной части. В зависимости от преобладающей функции и выбирается та или иная тактика речевого поведения (см. об этом [Клюев 1999; Волков 2001]). Введение может меняться в зависимости от темы речи, её рода, вида и конкретных условий произнесения речи.
Общие рекомендации к введению: 1) во введении важно создать благоприятное отношение к тем предложениям, которые оратор выдвинет, и к той аргументации, которую он применит; обратить внимание на проявление нравственных качеств оратора: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность (оратор проявляет эти качества, а не говорит о них) [Волков 2001: 235, 239]; 2) желательно, чтобы введение было кратким (обычно оно составляет не больше 1/8 всей речи) и умеренно эмоциональным; 3) оно обязательно должно быть связано с темой и основной идеей; 4) введение рекомендуется обдумывать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет своё выступление; 5) не рекомендуется в начале речи извиняться, говорить, что вы не оратор, тем самым как бы оправдываться за возможные неудачи; желательно избегать речевых штампов, напр.: На мою долю выпала высокая честь выступить перед вами....
В основной части излагается основной материал, последовательно разъясняются и доказываются выдвинутые положения. Основные правила построения материала: 1) правило соразмерности, т.е. разумного сочетания старого и нового, теоретического и практического материала, позитивной и негативной информации, рационального и эмоционального; 2) правило усиления информативности: желательно так располагать материал, чтобы он поддерживал или усиливал интерес слушателей к теме (переходить от более известного к менее известному); 3) правило краткости (краткость речи заключатся не в том, чтобы она была непродолжительна, а в том, чтобы в ней не было ничего лишнего); 4) правило логичности, последовательности изложения (факты должны излагаться в определённом смысловом порядке); 5) правило учёта аудитории при выборе способа изложения материала и способа аргументации.
В заключении обобщаются мысли, высказанные в основной части, формулируются выводы; перед слушателями могут быть также поставлены задачи, которые вытекают из содержания речи. Заключение должно быть кратким, ясным, энергичным и выражать главную мысль выступления. В заключении не рекомендуется извиняться за то, что не удалось хорошо выступить, уложиться во времени и т.п.; использовать шутки, не относящиеся к теме выступления; негативно характеризовать работу аудитории; настаивать на том, чтобы слушатели присоединились к точке зрения оратора; слишком варьировать исходные формулировки; прощаться несколько раз.
Лит.: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция.): учеб. пособие для вузов. М.,1999; Кохтев Н.Н. Композиция ораторской речи // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М.,1996; Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.В. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2000; Сопер П. Основы искусства речи. Ростов н/Д.,1999; Таранов П.С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. М., 2002; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов. М., 2005.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
798.21 кб

Диспозиция учителей средней школы к интеллектуальному вызову и её влияние на практику преподавания и

Вальверде Й. , Чошанов М.
Это исследование направлено на изучение диспозиции учителей математики к интеллектуальному вызову, представленному задачами с повышающимся уровнем сложности и ее связи с практикой преподавания и успеваемостью учащихся.
Читать PDF
371.06 кб

Екопсихологічні диспозиції студентів університету

К. М. Шамлян
Аналізуються результати дослідження екопсихологічних диспозицій студентів університету. Розкривається психолого-педагогічний потенціал взаємодії людини зі світом природи.
Читать PDF
140.04 кб

Инновационные диспозиции работников: социологическая диагностика

Сегедина Н.
Читать PDF
246.68 кб

Гуманитарные ценности в системе личностных диспозиций студентов медицинского вуза

Веретельникова Ю. Я.
В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов 1 курса медицинского вуза, являющиеся факторами для моделирования психолого-педагогических условий формирования гуманитарных ценностей профессиональ

Похожие термины:

  • Диспозиция личности

    (от лат. dispositio – расположение) – предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.